Проспект Космонавтов — одна из самых длинных улиц Екатеринбурга, которая протянулась с юга на север на 10 километров. Она соединяет центр города с Орджоникидзевским районом и Верхней Пышмой. Мы привыкли воспринимать проспект как обычную автомагистраль и нечасто задумываемся, сколько историй и смыслов хранит каждый его участок.
Недавно за переосмысление Космонавтов взялись команда кинокультурного центра «Премьер Зал Омега» и компания «Атомстройкомплекс». Сначала они организовали несколько прогулок-экспедиций по проспекту, затем изучали его историю по архивам и книгам и теперь после всех исследований подготовили выставку «Остановите на Космонавтов!» в кинокультурном центре «Омега».
Об экспозиции мы расскажем позже, а пока предлагаем вместе с организаторами проекта и куратором выставки Светланой Усольцевой окунуться в историю проспекта и узнать, где располагались «ворота Эльмаша», к каким станциям метро приложил руку музыкант Вячеслав Бутусов и зачем на самом севере района существовала секретная радиостанция.
Как тракт для колодников стал проспектом с космическим названием
Свое название проспект получил ровно 60 лет назад, в 1962 году — сразу после полета Юрия Гагарина в космос. В то время не только в Свердловске, но и во всех городах России названия улиц и проспектов посвящали космонавтам. Именно поэтому вместе с «Космонавтами» в Екатеринбурге есть улицы Гагарина и Титова.
А вообще, дорога здесь существовала еще с царских времен. Тогда она была узкой, петляющей по лесу просекой, которую называли Верхотурским трактом. По нему водили колодников из екатеринбургской тюрьмы дальше на север. В 1930-е годы вместе со строительством Уралмаша часть дороги от нынешней улицы Челюскинцев до площади Машиностроителей расширили, замостили и пустили по ней первый трамвай. С тех пор ее стали называть Шоссе УЗТМ, а участок, который вел дальше — Пышминским трактом. Позже от тракта «откусили» еще один участок и сделали его улицей Манежной. И только в 60-х годах все три участка объединили в единый проспект.
С 1930-х годов по будущему проспекту ходили трамваи и автобусы. В 1960 году начало работать северное трамвайное депо возле Уралмаша, а через несколько лет появился троллейбус с маршрутом «Центральный стадион — Уралмаш». Уже перед самым распадом СССР в 1991 году открылись сразу три первые станции метро в Екатеринбурге — «Машиностроителей», «Уралмаш» и «Проспект Космонавтов».
Концлагерь и завод по производству холодильников
За названием знакомой многим остановки «1-й километр» на перекрестке улиц Кислородная и Космонавтов кроется история огромного промышленного комплекса, в который входили советские УЗТМ, ЗиК, УТЗ и УЭТМ.
Начиналось все еще до революции, когда здесь построили кирпичный завод. В 1920-1930-х годах в нем разместили Екатеринбургский губернский концлагерь № 1, где находились более 500 осужденных за контрреволюцию и столько же военнопленных. Позже здесь снова заработал кирпичный завод, а затем скульптурная мастерская. Новая жизнь завода началась после войны, когда построили карбидно-ацетиленовый цех Кислородного завода или Свердловский кислородный завод № 1.
В годы войны слева от проспекта Космонавтов организовали Свердловский завод пластмасс на базе эвакуированных Охтинского химкомбината и Любучанского завода, а в глубине улицы Кислородной Свердловский завод торгового машиностроения — на базе эвакуированного Ленинградского завода. Именно здесь изготавливали знаменитые холодильники «Малахит» и «Уралец».
Сначала пушки, а потом электрокастрюли
Знаменитый ЗИК или Завод имени Калинина появился за тысячи километров от будущего проспекта. Он родился еще в дореволюционном Петербурге, потом его перевезли в Подмосковье, а уже в 1941 году эвакуировали на Урал. В войну его рабочие поставили на фронт 70% всех зенитных орудий, выпущенных в то время в стране. В послевоенные годы на заводе сдали в серийное производство несколько видов зенитных пушек.
Позже на предприятии начали выпускать и продукцию гражданского назначения: экскаваторы, буровые станки, спецтехнику. Еще одним направлением стали товары народного потребления — светильники разных типов и назначений, камин-бары, наборы мебели «Уралочка» и «Рябинушка», электрокастрюли «Паренка», детские конструкторы и велосипеды.
Сейчас завод является одним из крупнейших производителей зенитно-ракетных войсковых комплексов ПВО. Но здесь также выпускают коммунальные тротуароуборочные машины, электрические погрузчики и электротележки.
Откуда в Екатеринбурге появились подземные переходы
Подземные переходы современные урбанисты критикуют за их неудобство для маломобильных граждан и травмоопасность — на их ступеньках часто образуется наледь. А первый подземный переход в Свердловске появился под проспектом Космонавтов именно из желания «уменьшить травмы».
Его оборудовали в 1965 году в честь 45-летия Великой Октябрьской социалистической революции по инициативе директора завода имени Калинина Михаила Лаврова. Он считал, что переход поможет уберечь сотрудников завода от травматизации. Какие именно травмы могли получить рабочие — неизвестно, возможно, директор просто не хотел, чтобы они выходили на проезжую часть.
Подземный переход имеет шесть выходов к трамвайным остановкам на проспекте, а его общая протяженность составляет 53,6 метра. После этого перехода в Екатеринбурге-Свердловске построили еще 16. А потом один засыпали.
Нетипичная архитектура
Справа от проспекта Космонавтов индустриальная зона заканчивается Уральским государственным педагогическим университетом (УрГПУ, не путать с РГППУ). Уникальное учебное заведение на 3300 человек начали строить в начале 1970-х годов. Проект здания заметно выделялся своей нетипичной архитектурой в форме буквы «Н». Один из авторов проекта — ныне глава бюро «Гордеев — Демидов», Борис Демидов рассказывал, что главным элементом интерьера и экстерьера был голый кирпич без штукатурки, который тогда не приветствовался. Архитекторы пошли еще дальше и отказались от классической планировки вуза с парадным входом через ризалит, широкой центральной лестницей, симметричными залами и коридорами, расходящимися в разные стороны.
«Основное здание в плане напоминает букву „Н“ с двумя перемычками и соединяется с другими блоками комплекса системой проходов и общественных пространств. Чуть поодаль, с северной стороны, разместились здания общежитий, откуда по крытым галереям можно попасть в учебные блоки. Главный вход в учебный корпус с южной стороны комплекса ориентирован на еще не построенную на тот момент станцию метро», — писал Демидов.
Несмотря на это, спустя 30 лет после появления метро гости, студенты и сотрудники вуза по-прежнему входят в него через северный вход, ближе к общежитиям.
Сразу три станции метро
Главное достояние проспекта Космонавтов — это первые три станции метро, которые он объединяет — «Уралмаш», «Проспект Космонавтов» и «Машиностроителей». Последняя расположена рядом с заводом имени Калинина. Поэтому ее интерьеры посвящены истории этого завода, труду рабочих в тылу и ушедшим на фронт работникам — их оформлял художник Сергей Паус.
Станция «Уралмаш» возле Уралмашзавода и конечная станция Екатеринбургского метрополитена «Проспект Космонавтов» разработаны коллективом архитекторов под руководством Спартака Зиганшина. Интерьеры «Уралмаша» отсылают к индустриальному колориту, а главной темой художественного оформления стал труд уральских рабочих и история Уралмаша от начала строительства до наших дней. Два барельефа создал скульптор Владимир Егоров. Чертеж букв в названии станции «Уралмаш» выполнил тогда еще студент архитектурной академии Вячеслав Бутусов, который после прославился как лидер групп «Наутилус-Помпилиус» и «Ю-Питер».
А вот тема архитектурного оформления станции «Проспект Космонавтов» вновь связана с космосом. Рельефную композицию с космонавтом, мозаики и барельефы создал художник Борис Клочков. Стены вдоль путей отделаны украинским лабрадоритом и мрамором черного цвета с белыми прожилками из кварцита. Светильники выполнены в форме сопел космических кораблей. К проекту станции тоже приложил руку музыкант Вячеслав Бутусов. Он нарисовал чертежи облицовки колонн.
Парадные ворота Эльмаша
В 1950-х годах на месте пустыря на пересечении улиц Краснофлотцев и Баумана с будущим проспектом появилась площадь Машиностроителей. Хотя в середине 60-х годов в заметках «Вечернего Свердловска» и «Уральского рабочего» ее именовали «парадными воротами Эльмаша», в народе это название так и не прижилось. Проектированием площади занимался молодой архитектор Петр Деминцев, который также работал над Театром Кукол, «Рубином» и Домом художников. Главными доминантами должны были стать три дома завода имени Калинина, выдержанные в стилистике сталинского ампира — жилой дом, мужское и женское общежития, пишет в книге «Миры Эльмаша» Евгений Бурденков.
Еще один важный проект Деминцева — одиннадцатый кинотеатр Свердловска «Заря». Он стал архитектурной и культурной доминантой на пересечении двух районов. Первые гости смогли попасть сюда 1 мая 1956 года. «Заря» размещался на первых двух этажах дома в центре площади.
В 1960-х по одному и тому же проекту строят ДК «Химмаш», ДК «Урал» и «ДК Лаврова» на Космонавтов. Но проект последнего сильно изменили, в том числе с подачи директора ЗиКа Михаила Лаврова. Он хотел сделать дом культуры гораздо более масштабным. Поэтому основной зал увеличили до 1200 мест и добавили к нему кинозал на 300 мест, лекционный и танцевальный залы. Здесь была полностью механизированная сцена, а прямиком из Финляндии выписали специальный подвесной потолок.
«Сам Михаил Васильевич не дожил до конца строительства, но его имя было увековечено в названии дворца ДК Лаврова», — пишет Евгений Бурденков.
Советская пропаганда в Азию и Африку
Последние новости, которые мы слышали с проспекта Космонавтов, были посвящены строительству гигантского торгового центра Veer Mall. Но здесь интересно другое. Прямо напротив здания за жилыми домами находится огромное антенное поле — бывшая коротковолновая радиостанция РВ-96 или «Радиоцентр № 3». Станцию в советское время эвакуировали из подмосковного Ногинска. В свое время она предназначалась для международного вещания в направлении Дальнего Востока, США и Австралии.
Объект долгое время был секретным. Вокруг станции ходило множество легенд. Есть также версия, что через нее диктор Левитан передавал сводки Совинформбюро в годы Великой Отечественной войны, а во время «железного занавеса» она глушила «Голос Америки». Еще одна легенда гласит, что с помощью радиостанции вели советскую пропаганду в Азию и Африку.
Более подробно узнать историю проспекта Космонавтов и познакомиться с новой выставкой можно будет с 10 февраля в Кино-культурном центре «Премьер Зал Омега» на проспекте Космонавтов, 41. Необходима регистрация.