След Бутусова в метро «Уралмаш» и секретная радиостанция

Как дорога для арестантов стала одной из главных улиц Екатеринбурга, или что вы не знали о проспекте Космонавтов

8 февраля, 18:27, 2022г.    Автор: Диана Кучина

Проспект Космонавтов — одна из самых длинных улиц Екатеринбурга, которая протянулась с юга на север на 10 километров. Она соединяет центр города с Орджоникидзевским районом и Верхней Пышмой. Мы привыкли воспринимать проспект как обычную автомагистраль и нечасто задумываемся, сколько историй и смыслов хранит каждый его участок.

Недавно за переосмысление Космонавтов взялись команда кинокультурного центра «Премьер Зал Омега» и компания «Атомстройкомплекс». Сначала они организовали несколько прогулок-экспедиций по проспекту, затем изучали его историю по архивам и книгам и теперь после всех исследований подготовили выставку «Остановите на Космонавтов!» в кинокультурном центре «Омега».

Об экспозиции мы расскажем позже, а пока предлагаем вместе с организаторами проекта и куратором выставки Светланой Усольцевой окунуться в историю проспекта и узнать, где располагались «ворота Эльмаша», к каким станциям метро приложил руку музыкант Вячеслав Бутусов и зачем на самом севере района существовала секретная радиостанция.

Фото: Арина Томашова / It’s My City

Как тракт для колодников стал проспектом с космическим названием

Свое название проспект получил ровно 60 лет назад, в 1962 году — сразу после полета Юрия Гагарина в космос. В то время не только в Свердловске, но и во всех городах России названия улиц и проспектов посвящали космонавтам. Именно поэтому вместе с «Космонавтами» в Екатеринбурге есть улицы Гагарина и Титова.

А вообще, дорога здесь существовала еще с царских времен. Тогда она была узкой, петляющей по лесу просекой, которую называли Верхотурским трактом. По нему водили колодников из екатеринбургской тюрьмы дальше на север. В 1930-е годы вместе со строительством Уралмаша часть дороги от нынешней улицы Челюскинцев до площади Машиностроителей расширили, замостили и пустили по ней первый трамвай. С тех пор ее стали называть Шоссе УЗТМ, а участок, который вел дальше — Пышминским трактом. Позже от тракта «откусили» еще один участок и сделали его улицей Манежной. И только в 60-х годах все три участка объединили в единый проспект.

С 1930-х годов по будущему проспекту ходили трамваи и автобусы. В 1960 году начало работать северное трамвайное депо возле Уралмаша, а через несколько лет появился троллейбус с маршрутом «Центральный стадион — Уралмаш». Уже перед самым распадом СССР в 1991 году открылись сразу три первые станции метро в Екатеринбурге — «Машиностроителей», «Уралмаш» и «Проспект Космонавтов». 

Фото: Арина Томашова / It’s My City

Концлагерь и завод по производству холодильников 

За названием знакомой многим остановки «1-й километр» на перекрестке улиц Кислородная и Космонавтов кроется история огромного промышленного комплекса, в который входили советские УЗТМ, ЗиК, УТЗ и УЭТМ.

Начиналось все еще до революции, когда здесь построили кирпичный завод. В 1920-1930-х годах в нем разместили Екатеринбургский губернский концлагерь № 1, где находились более 500 осужденных за контрреволюцию и столько же военнопленных. Позже здесь снова заработал кирпичный завод, а затем скульптурная мастерская. Новая жизнь завода началась после войны, когда построили карбидно-ацетиленовый цех Кислородного завода или Свердловский кислородный завод № 1. 

В годы войны слева от проспекта Космонавтов организовали Свердловский завод пластмасс на базе эвакуированных Охтинского химкомбината и Любучанского завода, а в глубине улицы Кислородной Свердловский завод торгового машиностроения — на базе эвакуированного Ленинградского завода. Именно здесь изготавливали знаменитые холодильники «Малахит» и «Уралец».

Фото: Арина Томашова / It’s My City

Сначала пушки, а потом электрокастрюли

Знаменитый ЗИК или Завод имени Калинина появился за тысячи километров от будущего проспекта. Он родился еще в дореволюционном Петербурге, потом его перевезли в Подмосковье, а уже в 1941 году эвакуировали на Урал. В войну его рабочие поставили на фронт 70% всех зенитных орудий, выпущенных в то время в стране. В послевоенные годы на заводе сдали в серийное производство несколько видов зенитных пушек.

Позже на предприятии начали выпускать и продукцию гражданского назначения: экскаваторы, буровые станки, спецтехнику. Еще одним направлением стали товары народного потребления — светильники разных типов и назначений, камин-бары, наборы мебели «Уралочка» и «Рябинушка», электрокастрюли «Паренка», детские конструкторы и велосипеды.

Сейчас завод является одним из крупнейших производителей зенитно-ракетных войсковых комплексов ПВО. Но здесь также выпускают коммунальные тротуароуборочные машины, электрические погрузчики и электротележки.

Откуда в Екатеринбурге появились подземные переходы

Подземные переходы современные урбанисты критикуют за их неудобство для маломобильных граждан и травмоопасность — на их ступеньках часто образуется наледь. А первый подземный переход в Свердловске появился под проспектом Космонавтов именно из желания «уменьшить травмы».

Его оборудовали в 1965 году в честь 45-летия Великой Октябрьской социалистической революции по инициативе директора завода имени Калинина Михаила Лаврова. Он считал, что переход поможет уберечь сотрудников завода от травматизации. Какие именно травмы могли получить рабочие — неизвестно, возможно, директор просто не хотел, чтобы они выходили на проезжую часть.

Подземный переход имеет шесть выходов к трамвайным остановкам на проспекте, а его общая протяженность составляет 53,6 метра. После этого перехода в Екатеринбурге-Свердловске построили еще 16. А потом один засыпали.

Фото из архива, Марина Молдавская / It's My City

Нетипичная архитектура

Справа от проспекта Космонавтов индустриальная зона заканчивается Уральским государственным педагогическим университетом (УрГПУ, не путать с РГППУ). Уникальное учебное заведение на 3300 человек начали строить в начале 1970-х годов. Проект здания заметно выделялся своей нетипичной архитектурой в форме буквы «Н». Один из авторов проекта — ныне глава бюро «Гордеев — Демидов», Борис Демидов рассказывал, что главным элементом интерьера и экстерьера был голый кирпич без штукатурки, который тогда не приветствовался. Архитекторы пошли еще дальше и отказались от классической планировки вуза с парадным входом через ризалит, широкой центральной лестницей, симметричными залами и коридорами, расходящимися в разные стороны.

«Основное здание в плане напоминает букву „Н“ с двумя перемычками и соединяется с другими блоками комплекса системой проходов и общественных пространств. Чуть поодаль, с северной стороны, разместились здания общежитий, откуда по крытым галереям можно попасть в учебные блоки. Главный вход в учебный корпус с южной стороны комплекса ориентирован на еще не построенную на тот момент станцию метро», — писал Демидов.

Несмотря на это, спустя 30 лет после появления метро гости, студенты и сотрудники вуза по-прежнему входят в него через северный вход, ближе к общежитиям.

Фото: пресс-служба УрГПУ

Сразу три станции метро

Главное достояние проспекта Космонавтов — это первые три станции метро, которые он объединяет — «Уралмаш», «Проспект Космонавтов» и «Машиностроителей». Последняя расположена рядом с заводом имени Калинина. Поэтому ее интерьеры посвящены истории этого завода, труду рабочих в тылу и ушедшим на фронт работникам — их оформлял художник Сергей Паус.

Станция «Уралмаш» возле Уралмашзавода и конечная станция Екатеринбургского метрополитена «Проспект Космонавтов» разработаны коллективом архитекторов под руководством Спартака Зиганшина. Интерьеры «Уралмаша» отсылают к индустриальному колориту, а главной темой художественного оформления стал труд уральских рабочих и история Уралмаша от начала строительства до наших дней. Два барельефа создал скульптор Владимир Егоров. Чертеж букв в названии станции «Уралмаш» выполнил тогда еще студент архитектурной академии Вячеслав Бутусов, который после прославился как лидер групп «Наутилус-Помпилиус» и «Ю-Питер».

А вот тема архитектурного оформления станции «Проспект Космонавтов» вновь связана с космосом. Рельефную композицию с космонавтом, мозаики и барельефы создал художник Борис Клочков. Стены вдоль путей отделаны украинским лабрадоритом и мрамором черного цвета с белыми прожилками из кварцита. Светильники выполнены в форме сопел космических кораблей. К проекту станции тоже приложил руку музыкант Вячеслав Бутусов. Он нарисовал чертежи облицовки колонн. 

Фото: Арина Томашова / It’s My City

Парадные ворота Эльмаша

В 1950-х годах на месте пустыря на пересечении улиц Краснофлотцев и Баумана с будущим проспектом появилась площадь Машиностроителей. Хотя в середине 60-х годов в заметках «Вечернего Свердловска» и «Уральского рабочего» ее именовали «парадными воротами Эльмаша», в народе это название так и не прижилось. Проектированием площади занимался молодой архитектор Петр Деминцев, который также работал над Театром Кукол, «Рубином» и Домом художников. Главными доминантами должны были стать три дома завода имени Калинина, выдержанные в стилистике сталинского ампира — жилой дом, мужское и женское общежития, пишет в книге «Миры Эльмаша» Евгений Бурденков.

Еще один важный проект Деминцева — одиннадцатый кинотеатр Свердловска «Заря». Он стал архитектурной и культурной доминантой на пересечении двух районов. Первые гости смогли попасть сюда 1 мая 1956 года. «Заря» размещался на первых двух этажах дома в центре площади. 

В 1960-х по одному и тому же проекту строят ДК «Химмаш», ДК «Урал» и «ДК Лаврова» на Космонавтов. Но проект последнего сильно изменили, в том числе с подачи директора ЗиКа Михаила Лаврова. Он хотел сделать дом культуры гораздо более масштабным. Поэтому основной зал увеличили до 1200 мест и добавили к нему кинозал на 300 мест, лекционный и танцевальный залы. Здесь была полностью механизированная сцена, а прямиком из Финляндии выписали специальный подвесной потолок. 

«Сам Михаил Васильевич не дожил до конца строительства, но его имя было увековечено в названии дворца ДК Лаврова», — пишет Евгений Бурденков.

Мозаика на ДК Лаврова. Фото: Арина Томашова / It’s My City

Советская пропаганда в Азию и Африку

Последние новости, которые мы слышали с проспекта Космонавтов, были посвящены строительству гигантского торгового центра Veer Mall. Но здесь интересно другое. Прямо напротив здания за жилыми домами находится огромное антенное поле — бывшая коротковолновая радиостанция РВ-96 или «Радиоцентр № 3». Станцию в советское время эвакуировали из подмосковного Ногинска. В свое время она предназначалась для международного вещания в направлении Дальнего Востока, США и Австралии.

Объект долгое время был секретным. Вокруг станции ходило множество легенд. Есть также версия, что через нее диктор Левитан передавал сводки Совинформбюро в годы Великой Отечественной войны, а во время «железного занавеса» она глушила «Голос Америки». Еще одна легенда гласит, что с помощью радиостанции вели советскую пропаганду в Азию и Африку.

Более подробно узнать историю проспекта Космонавтов и познакомиться с новой выставкой можно будет с 10 февраля в Кино-культурном центре «Премьер Зал Омега» на проспекте Космонавтов, 41. Необходима регистрация.

Историческая часть выставки и этой публикации основана на статьях Евгения Бурденкова из путеводителя «Миры Эльмаша». Его издал Музей истории Екатеринбурга в 2020 году, еще один партнер новой выставки.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: