Построили бизнес с нуля с помощью маркетплейса

Три российских предпринимателя рассказывают, как открыли свое дело и начали продавать уникальные товары по всей стране

12 января, 15:16, 2022г.    Автор: Полина Экман

Отказаться от работы в найме и открыть собственное дело мечтают многие, но не все решаются на радикальные перемены. Мы собрали три истории предпринимателей из разных уголков России — тех, кто не просто задумался об открытии бизнеса, но и воплотил планы в жизнь. Наши герои рассказывают, как начинали свое дело с мастерской в гараже и поделок заключенных, как искали клиентов в условиях локдауна и смогли в разы увеличить продажи, выйдя на маркетплейсы.

От мастерской в гараже к бренду изделий из дерева

Дмитрий Филин, Самара, основатель Welovewood

Фото предоставлено пресс-службой Яндекс.Маркета

— По образованию я инженер, работал в строительстве, занимался компьютерной графикой, рекламой и сайтами. Мне всегда хотелось большей самореализации, чем может дать работа по найму. Насмотревшись видеороликов из серии «сделай сам», я тоже захотел создавать что-то руками. В 2018 году снял гараж в Самаре и начал мастерить все подряд: изделия из кожи, кашпо из бетона, гримерные зеркала. Я работал один и не понимал, куда и как двигаться в плане продаж. Для коммерческого успеха нужно наладить много процессов: производство, продажи, маркетинг. Но охватить все это одному было не под силу. 

В конце 2019 года произошла судьбоносная встреча. Я случайно пересекся с одноклассником — решили попробовать создать новое дело вместе. Первые изделия — органайзеры и док-станции из дерева. Потом стали изготавливать винные столики, тарелки, подносы, ключницы и прочее. Сейчас в нашем ассортименте уже более 80 товаров.

Фото: Welovewood

Мы пробовали работать с офлайн-магазинами: потратили много времени и нервов, пытаясь договориться об условиях с каждым из них. Попытка вышла неудачной. Поэтому мы решили использовать другие каналы продвижения: начали создавать сайт и параллельно подключаться к маркетплейсам, одним из них был Яндекс.Маркет. Они привлекли нас возможностью продавать изделия сразу по всей стране, не думая о доставке до покупателя — ее обеспечивает площадка. Это выгоднее и проще и для нас, и для наших клиентов.

Сейчас у нас большой склад в Самаре, где хранятся готовые товары. Для работы с Маркетом мы выбрали модель FBS (продажи со склада продавца). Она позволяет намного эффективнее загрузить производство. 

Если вы только начинаете продавать на маркетплейсе, попробуйте работать по модели FBS.

•    Товары будут храниться у вас. Иметь собственный склад необязательно: можно держать их дома, в гараже — везде, где вы организуете подходящие условия. 

•    На витрине маркетплейса можно разместить любое количество товаров, чтобы проверить спрос. Платить площадке нужно только за состоявшиеся продажи.

•    Когда клиент закажет товар, нужно передать заказ Маркету: привезти в пункт приема или сортировочный центр. Маркет открыл тысячи пунктов по всей стране, чтобы предприниматели из небольших городов тоже могли продавать на маркетплейсе.

•    Думать о доставке до покупателя не нужно — ей займется Маркет. Если захотите, можете подключить экспресс-доставку. По данным Маркета, в среднем она увеличивает количество заказов на 20%.

Как и многие небольшие предприниматели, мы боялись, что наши изделия затеряются среди миллионов товаров, представленных на маркетплейсе. Оказалось, переживали напрасно. Во-первых, люди приходят на маркетплейсы за совершенно разными товарами, которые не всегда можно найти в офлайне, а значит, здесь на каждый товар найдется покупатель. А во-вторых, привлечь внимание к своим товарам можно с помощью рекламных инструментов Маркета. Настроить их просто и с ними легко экспериментировать, чтобы сделать предложения на маркетплейсе заметнее и, следовательно, увеличить продажи.

От продажи тюремных поделок к производству кожаных мужских аксессуаров

Кирилл Евдокимов, Глазов, основатель Russian Handmade

Фото предоставлено пресс-службой Яндекс.Маркета

— Я рос в неблагополучном районе Глазова, небольшого удмуртского города. В моей среде была очень популярна продукция, изготовленная в местах лишения свободы — резные нарды, четки, шахматы. Многие мои друзья отбывали срок в колониях и мастерили эти изделия, а я закупал их и продавал. В 2013 году я нашел партнера в Германии, уже был готов отправить первую партию продукции, но у заказчика возникли непредвиденные семейные обстоятельства, в итоге не сложилось. Оставшись без канала продаж, я начал выставлять товар на онлайн-площадки — в соцсети и на доски объявлений. 

В какой-то момент я понял, что аудитория покупателей такой продукции слишком узкая и стал искать новые идеи и перспективные ниши. Изучал сайты, анализировал поисковые запросы с помощью wordstat.yandex.ru. И обнаружил, что в России практически нет производителей брутальных мужских аксессуаров из кожи. Я решил заняться их производством.

Для таких товаров очень важна индивидуальность, например, персональная поздравительная надпись или нанесенное под заказ изображение. Я нашел поставщика кожаных аксессуаров и стал закупать у него заготовки под нанесение. На тот момент производство было полностью ручным: я нанял несколько знакомых, которые умели наносить на кожу рисунки с помощью выжигателя. Среди них были и те, кто обучился мастерству в колонии, выжигая рисунки на шахматах и нардах. 

Готовые изделия я продавал в своем Instagram-аккаунте. Позже мы решили запустить собственное производство. Мы начали с самых популярных товаров — обложек на паспорт и бумажников. Со временем к продуктовой линейке добавились сумки, ремни, ключницы, зажимы для денег.

Фото: Russian Handmade

Сначала я считал, что основная аудитория моих товаров — мужчины. Но потом заметил, что женщины тоже часто покупают мужские аксессуары. Оказалось, они приобретают их в подарок. А подаркам нужна красивая упаковка! В 2018 году мы придумали использовать лазер, чтобы выжигать поздравительные надписи не только на коже, но и на деревянной подарочной коробке. 

Дела у нас шли хорошо, пока не случилась пандемия. Продажи упали, и мы стали искать новые возможности. Именно тогда впервые попробовали размещаться на маркетплейсах. Мы начинали со 100 товарных позиций, потом расширили ассортимент до 1600. Сейчас в планах довести количество товарных позиций на Яндекс.Маркете до 10 000. Потому что маркетплейс — это модель, в которой на каждое предложение найдется покупатель.

Прежде чем выпускать большую партию товаров, проанализируйте, что пользуется наибольшим спросом. Посмотрите, что чаще заказывали ваши клиенты, прислушайтесь к их пожеланиям, изучите статистику поисковых запросов. Когда выберете лучшие, поставьте производство на поток.

Маркетплейс дает продавцам инструменты продвижения. На Маркете вы найдете их в личном кабинете. Настройки интуитивно понятны, вам не потребуется специалист по рекламе, чтобы разобраться. Благодаря инструментам продвижения мы увеличили продажи более чем в 2 раза за июль–сентябрь 2021 года по сравнению с периодом апрель–июнь.

Увеличить продажи также поможет программа лояльности Яндекс.Плюс: за товары, участвующие в программе, покупатели получают кешбэк баллами. Малому бизнесу не по силам самостоятельно запустить подобную программу, а на Маркете она позволяет расти еще быстрее.

Устал следить за кофе в турке — создал технологичную кофеварку

Андрей Федоров, Москва, основатель TimeCup

Фото предоставлено пресс-службой Яндекс.Маркета

— У меня есть хобби — я изобретаю полезные вещи для жизни. Однажды, устав оттирать от плиты следы сбежавшего из турки кофе, я разработал необычную кофеварку. Устройство готовит кофе по-турецки как в обычной медной турке, но отключается автоматически до закипания воды. 

От создания прототипа до запуска производства кофеварок TimeCup прошел ровно год. Все комплектующие закупаются у поставщиков, сотрудники только спаивают, склеивают, все проверяют и упаковывают.

Кофеварки и кофемашины — ниша с высокой конкуренцией, чтобы ее выдержать, нужна была «идеальная» турка. TimeCup близка к совершенству за счет керамического стакана, благодаря ему кофе не отдает пластиком, и специальных нагревателей — так кофе не закипает. Вдобавок у кофеварки есть память с возможностью сохранить семь рецептов. Все настройки доступны в приложении, работающем через Bluetooth. Подобной функциональности нет ни у одной кофеварки для турецкого кофе в мире. Именно эта уникальность и дает стабильный спрос.    

Фото: TimeCup
Мы сразу поняли: наше дело — производить, а хранение, упаковку и доставку лучше полностью доверить маркетплейсу. Поэтому как только Яндекс.Маркет стал такой площадкой, мы стали пользоваться этими возможностями. Подключение к Маркету заняло примерно неделю или даже меньше: все довольно просто и логично, каждый шаг описан в инструкциях. Мы сразу выбрали модель FBY — продажи со склада Маркета. 

Если вы продаете товары с высокой оборачиваемостью, вам подойдет модель FBY — продажа со склада маркетплейса. Маркет берет на себя всю работу с заказами от хранения до доставки, а вам остается время от времени делать поставки и пополнять запасы. Если товар продается в течение 45 дней с момента поставки, платить за его хранение на складе Маркета не придется. 

Если же вы только начинаете продажи и вам важнее оценить спрос, рекомендуем выбрать другую модель — FBS, по которой товары хранятся у продавца, а за доставку заказов отвечает маркетплейс. Работая по этой модели, будьте готовы передавать заказы хотя бы 5 дней в неделю.

Ценой и рекламой мы управляем сами. Это удобнее и дешевле, чем обслуживать свой онлайн-магазин или вести любые другие продажи в интернете, беспокоясь о поиске покупателей, логистике и прочих вещах.

Благодаря отзывам на Маркете мы поняли, что 60% нашей аудитории — люди старше 50 лет. Сказываются привычки из Советского Союза, когда все пили кофе по-турецки или использовали гейзерные кофеварки. Среди 30–40-летних тоже есть спрос, а вот более молодые туркам предпочитают кофемашины.

Около 30% покупателей берут TimeCup в качестве подарка. Чаще всего турки дарят родителям или начальникам. Здесь очень важна скорость и предсказуемость доставки — нередко такие заказы делают, когда праздник уже совсем скоро. И тут приходит на помощь одно из преимуществ маркетплейса — экспресс-доставка за 1–2 часа, которую можно подключить на Маркете. Сейчас на Яндекс.Маркет приходится 30% всех наших продаж. 

Мы рассказали лишь несколько историй, на деле их намного больше. Главное, что объединяет всех героев — уверенность в том, что можно начать свое дело и добиться успеха. Важно только найти необходимую поддержку. Яндекс.Маркет как раз тот помощник, который решит многие операционные и технические вопросы предпринимателей.

Если хотите стать продавцом на Маркете — посмотрите условия по ссылке. 

Партнерский материал

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: