В советские годы Екатеринбург в большей степени был известен своей технической интеллигенцией: в город приезжали заниматься горным делом, строительством и металлургией, но сегодня и гуманитарные школы ничуть не уступают остальным. В новом партнерском материале из рубрики «Наука в городе», которую мы запустили совместно с компанией «Брусника», читайте о том, как на Урале получают историческое образование.
Кандидат наук, доцент кафедры истории Древнего мира и Средних веков УрФУ Наталья Жигалова вспомнила, как благодаря фэнтези-романам поступила на истфак, рассказала, стоит ли ждать новых открытий в исторической науке и какую карьеру можно построить, получив образование историка. Также она объяснила, что общего у России с Византией и почему жители этой средневековой страны были бы очень удивлены, если бы узнали, как их называют сегодня.
Если сильно полюбить фэнтези, можно оказаться на истфаке
― Мне нравилось учиться в школе: я с удовольствием ходила на все предметы, любила учителей. И так как весь процесс обучения был в радость ― выпустилась с золотой медалью.
Помимо учебы я увлекалась чтением. Одним из любимейших авторов в детстве был Толкин с эпопеей «Властелин колец», также я полюбила романы о Гарри Поттере, которые считаю феноменом современной литературы. Параллельно я погружалась в мифы Древней Греции и в другие эпические сказания разных народов. Обожала романы Стивена Кинга, зачитывалась книгами Анджея Сапковского про ведьмака Геральта, а затем познакомилась с романом Брэма Стокера «Дракула» и открыла для себя готическую литературу.
Но особый интерес у меня всегда вызывали исторические романы. Первым из них стал «Имя Розы» Умберто Эко, где потрясающе изображена эпоха Средневековья. Позже я прочла много подобных произведений, но одной из самых любимых до сих пор остается книга Элизабет Костовой «Историк». О ней я узнала из газеты, книга стоила очень дорого, поэтому я долго копила, чтобы ее купить, а после приобретения за пару дней прочла два раза подряд. То издание, уже изрядно потрепанное, до сих пор хранится в моей библиотеке.
Отчасти из-за любви к историческим романам и фэнтези, где почти всегда есть средневековые мотивы, а отчасти из-за влияния моей учительницы по истории я и решила поступать на истфак. Мне хотелось узнать, что это за наука история и чем на самом деле занимаются историки. Я сдала устный вступительный экзамен (в 2008 году медалисты могли поступать без сдачи ЕГЭ) и прошла на бюджет. Специализацию выбирала недолго: как только узнала, что есть кафедра, где занимаются средневековой эпохой, поняла, что пойду туда.
Разве в истории еще могут быть открытия? Там ведь уже все изучено
― Нередко приходится слышать, что в исторической науке все изучено и понятно, но в действительности это не так. В любом событии и процессе всегда найдутся аспекты, которые еще не исследованы. Поэтому в истории есть огромное количество пробелов и неясностей. Отчасти это связано с тем, что не все источники опубликованы или дешифрованы. В иных случаях, наоборот, есть масса субъективных свидетельств, но их достоверность и информационный потенциал могут вызывать сомнения. Например, из открытых документов и от живых людей мы знаем очень многое о XX веке, но исследование таких источников нужно проводить с помощью особых методов и подходов, потому что порой данные этих источников противоречат друг другу.
Современная наука предлагает новые методы решения этих проблем. Если раньше была популярна позитивистская концепция в историографии, которая подразумевала изучение фактологии, то в наше время достаточно эффективно используется имагологический подход (от латинского «imagо» ― изображение). Это метод, основанный на образах и восприятиях. С его помощью мы исследуем разные точки зрения на проблемы, учитываем субъективность свидетельств и разбираемся в причинах определенных высказываний и взглядов. Это гораздо интереснее и сложнее, чем изучать голые факты, вырванные из контекста.
А на какие-то древние источники теперь можно взглянуть по-новому благодаря, например, радиоуглеродному анализу. Также с помощью специального сканера ученые просвечивают старые рукописи и иногда обнаруживают под ними вторые, а то и третьи слои с текстами и изображениями.
Так что, я полагаю, впереди нас еще ждут открытия, которые могут изменить устоявшиеся представления. Огромное количество исторических документов ждут своих исследователей: тех, кто не только опубликует их, но и объяснит всему миру.
Кем можно работать после окончания исторического факультета?
― Научная и преподавательская деятельность ― не единственные вещи, которыми можно заниматься после истфака, хотя, лично для меня, самые интересные. Но когда я, будучи школьницей, говорила близким, что собираюсь учиться на историка, меня тут же начинали расспрашивать, чем же я буду заниматься после обучения. Для семьи это вообще было трагедией вселенского масштаба. Мама с бабушкой утверждали, что сначала нужно получить денежную профессию, а потом изучать то, что нравится, но я настояла на своем и ни разу не пожалела.
Истфак готовит специалистов максимально широкого профиля. Нас учат обрабатывать и анализировать огромные объемы информации, а это важный навык для многих профессий.
Наши выпускники становятся управленцами в разных организациях, чиновниками в государственных структурах, также есть журналисты, работники музеев, архивов и научные сотрудники, преподаватели вузов и учителя.
Я после окончания бакалавриата в 2012 году поступила в магистратуру и параллельно работала учителем в школе. Утром вела уроки, а потом бежала в университет и успевала на пары, они как раз проходили во второй половине дня. По окончании магистратуры я поступила в аспирантуру, затем в 2019 году защитила диссертацию и сейчас сама преподаю студентам и занимаюсь наукой.
От короля Артура к истории Византии
― Моя первая курсовая работа была связана с королем Артуром и рыцарями Круглого стола. На самом деле до конца неизвестно, существовал ли этот король в действительности. Вероятнее всего, цикл легенд основан на собирательном образе, списанном сразу с нескольких правителей. Большую роль в создании этого образа сыграл средневековый монах Гальфрид Монмутский. Его работы я и анализировала, разбирая темы времени и пространства.
На втором курсе я не стала продолжать это исследование. Выяснилось, что для того, чтобы полноценно заниматься наукой на кафедре истории Древнего мира и Средних веков, необходимо обратиться к исследованию истории Византии, потому что именно на изучении этого государства специализируется большинство сотрудников нашей кафедры.
Первое время я старалась лавировать между темами, заходить на другие территории и эпохи: писала, например, про поздние крестовые походы. Я надеялась, что сработает принцип «стерпится — слюбится», и на удивление к концу бакалавриата Византия действительно мне полюбилась. Когда я разобралась во всех процессах, прониклась участниками событий, то поняла, что этот период невозможно не любить.
Что такое Византия, когда она существовала и почему сами византийцы об этом не знали
― История Византии начинается с разделения Римской империи в 395 году на Западную и Восточную части. В то время на Рим часто нападали варвары, город не справлялся с врагами и уже не мог управлять огромными территориями. По решению императора Феодосия I власть в государстве была разделена между его сыновьями: Аркадий начал править в столице Восточной империи Константинополе, а Гонорий в Медиолане (современном Милане). Таким образом, появились Западная Римская империя, которая примерно через сто лет пала под ударами варваров, и Восточная, просуществовавшая больше тысячелетия и ставшая известной под названием Византия.
На протяжении всего существования Восточной Римской империи сами жители не считали себя византийцами и уж тем более не называли свою страну Византией. Они звались ромеями, то есть римлянами. Название «Византия» появилось гораздо позже в трудах историков Нового времени.
Оно связано с тем, что Константинополь, столица Восточной империи, был основан на месте древнегреческой колонии Виза́нтий (с ударением на второй слог).
История Византии многогранна. С одной стороны, интересно изучать ее с политической точки зрения: узнавать, как из огромной державы времен Юстиниана I к концу своего существования она превратилась в небольшое государство, включающее в себя лишь Константинополь с окрестностями и земли на Пелопоннесе. С другой стороны, интригует и религиозная жизнь: скажем, в 1204 году крестоносцы брали штурмом Константинополь, несмотря на то, что византийцы были христианами. Они отстаивали свой восточный вариант христианства и пресекали попытки Запада влиять на их церковь.
Византия охватывает эпоху более чем в тысячелетие, поэтому у каждого историка во всех этих процессах есть своя специализация. Я занимаюсь периодом примерно в 70 лет в конце XIV — первой половине XV веков. В этом, в сущности, и состоит специфика профессии ― изучать явления или процессы определенного периода в самых разных аспектах: социальных, культурных, политических.
Про падение Византии простым языком
― Конец XIV и первая половина XV века ― это заключительный этап в истории Византийского государства. В 1453 году Византия пала под ударами османской армии, возглавляемой султаном Мехмедом II, вошедшим в историю под именем Завоеватель. Это был во всех отношениях кризисный период в истории Византии, а также время, когда жители государства вырабатывали различные механизмы выживания в условиях напряженной внешнеполитической обстановки.
До реального столкновения с османами в XV веке византийцы воспринимали захватчиков-иноверцев как испытание или наказание за грехи, считали их неким абстрактным злом. Но по мере того, как контакты с турками становились все более тесными, жители империи взглянули на врагов другими глазами.
Дело в том, что османы предоставляли покоренному населению различные льготы: за дополнительный налог грекам разрешалось исповедовать христианство и даже сохранять имущество. Это определенным образом располагало византийцев к захватчикам, и в результате многие из них предпочли остаться под османским владычеством, которое обеспечивало им спокойную жизнь. Исследованием причин такой эволюции отношения к иноверцам я и занимаюсь.
Свою диссертацию я писала, основываясь на свидетельствах византийских авторов этой эпохи: изучала письма, риторические трактаты и исторические произведения. Для этого необходимо знание древних языков, при работе с византийскими источниками это, конечно, древнегреческий. Также важны и современные европейские языки, без умения читать по-английски, по-французски и по-немецки невозможно узнать, что по этой теме написали другие исследователи до тебя.
Что почитать, чтобы узнать о Византии больше?
― История Византии может быть интересна не только профессиональным историкам, но и широкой аудитории. Очень многое Россия унаследовала от этой средневековой империи. Наши традиции в иконописи, храмовой архитектуре, монументальной живописи идут именно оттуда. Русь приняла христианство от Византии, древнерусские князья брали в жены византийских принцесс, так что истории наших стран тесно переплетены.
Чтобы познакомиться с историей Византии, я бы посоветовала начать с научно-популярных трудов. Например, с книги Джудит Херрин «Византия. Удивительная жизнь средневековой империи» или с Шарля Диля и его «Византийских портретов».
Партнерский материал
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.