Сегодня стало известно, что строительство термального комплекса «Баден-Баден» на озере Шарташ откладывается как минимум на год из-за экологической экспертизы. Она необходима, чтобы решить, можно ли снять охранный статус с одного из участков, где планируется стройка. Против терм на озере по-прежнему выступают активисты, которые уверены, что комплекс навредит природе.
Вместе с депутатами гордумы, жителями ближайшего поселка Пески и представителями сети термальных комплексов «Баден-Баден» они собрались морозным утром 8 декабря на южном берегу Шарташа. На встрече общественники пытались добиться от властей и инвесторов ответов: будут ли вырубать деревья, сколько выкопают земли под строительство и есть ли научные экспертизы, которые позволяют отдать этот участок бизнесу. Что вышло из всего этого, рассказываем в репортаже It’s My City.
Два участка терм
Добраться до (пока) предполагаемого комплекса можно по новой вело-пешеходной дорожке от поселка Пески или от Каменных палаток. Первую очередь терм «Баден-Баден Шарташ» собираются разместить на участке территории базы «Экстрим», у которого нет и не было охранного статуса. Сейчас там находятся несколько морских контейнеров, в которых хранят оборудование виндсерферы.
Для первой очереди здесь хотят воссоздать спортивную станцию и общественный пляж со свободным доступом, точками общепита и туалетами, рассказал директор Шарташского лесопарка Артур Зиганшин. Также тут может появиться бассейн с банным комплексом.
А вот вторую очередь терм собираются построить на месте бывшей базы Sun Dali — «голой» и «лысой» земле, как утверждают владелец «Баден-Бадена» и директор лесопарка. Именно она и числится сейчас как охранная территория, и именно с нее хотят снять этот статус.
Здесь могут появиться крытые и открытые бассейны с централизованными системами канализации и водоснабжения. Вода будет заходить через точку подключения на улице Высоцкого — через «КОР». На этом же месте расширят вело-пешеходную дорожку с трех до 11 метров, если считать от бордюра у кромки озера.
Инвестор «Баден-Бадена» Евгений Кононов говорит, что здесь же собираются разместить гостиницу на 160 мест, но проектировать ее еще не начали. «Мы находимся в стадии оформления участка и не проектируем гостиницу, но гостиничное пребывание здесь планируется», — заявил Кононов.
Что будет с лесом?
Точного проекта застройки на берегу озера пока нет. Поэтому владелец «Баден-Бадена» не смог конкретно ответить на вопрос активистов, насколько глубоко понадобится выкопать котлован под строительство, ранее они высказывали опасения, что весь комплекс может уйти под воду.
«Вы владелец комплекса на Уктусе и знаете, сколько была выемка грунта там, назовите ее», — спросила активистка «Парков и скверов Екатеринбурга» Анна Балтина.
«Максимум, что может быть — это два метра вниз», — скупо сказал Кононов.
Сейчас в эскизный проект первой очереди «Баден-Баден Шарташ» вносят корректировки по советам Союза архитекторов. «Были учтены все замечания, которые мы слышали от горожан, по уменьшению объема построек на этой территории», — заявил директор лесопарка Артур Зиганшин.
Будут ли при этом вырубать лес на участке, Зиганшин пояснить не смог, опять же потому, что проект комплекса не готов, а «здание еще не посажено на участок». Однако активисты из «Мирных жителей» все же опасаются, что если участок выведут из охранного статуса, растущие на нем деревья все же вырубят.
«Смешная цена»
Если область продаст землю «Баден-Бадену», то в бюджет она получит мизерную сумму. По кадастровой карте земельный участок в 7 Га стоит всего 66 тысяч рублей, заметил общественник Алексей Беззуб.
Инвестор «Баден-Бадена» Евгений Кононов ответил, что собирается не покупать, а арендовать землю. «У лесных участков смешные цены, но когда он выйдет из охранного статуса, у него изменится кадастровая стоимость», — уточнил Кононов.
«Здесь распивали спиртное, и сейчас тут пустырь»
Сейчас экологическую экспертизу по выводу участка проводит министерство природных ресурсов Свердловской области. А «Баден-Баден Екатеринбург» заказал исследования у двух частных компаний, чтобы обосновать возможность вывода земли из статуса особо охраняемой.
Директор лесопарка Артур Зиганшин утверждает, что участок потерял свои природные качества из-за того, что здесь располагалась база Sun Dali. В 2019 году ее выселили за неуплату аренды.
«Были ли меры по восстановлению участка: экологическая экспертиза, залесение, чтобы участок у воды не оставался голым?» — спросила общественница Анна Балтина.
На что директор парка ответил почти заученным текстом: «Шарташский лесопарк действует ежегодно в соответствии с государственным заданием и тем финансированием, которое выделяется администрацией парка. Администрация парка прежде всего занимается ликвидацией стихийных свалок, уборкой мусора и предупреждением рубок. На этом участке никакие меры не принимались. После того, как выгнали арендатора, мы только убрали кучу его построек. В период строительства велодорожки участок использовали как точку перебазировки».
На встрече была и замминистра природы Свердловской области Вероника Русинова. В ответ на претензии активистов она попросила их предъявить экспертные документы об участке, а не высказывать свое мнение.
«Анна, а вы представляете, что тут было? Здесь распивали спиртные напитки, здесь были гулянки. И никто из „Парков-скверов“ не задавался вопросом, что тут происходило. Директор лесопарка появился в 2018 году, после чего началась борьба с незаконным арендатором. Сейчас здесь пустырь. Пустошь. Нам с вами надо благоустроить территорию, дирекция парка определила возможность строительства, она рассматривалась научным сообществом, есть документы», — заявила Русинова.
Однако показать эти документы общественникам чиновница не смогла, как и не смогла назвать дату начала экологической экспертизы участка, выводимого из охранного статуса. Скорее всего, экспертиза будет завершена в следующем году в середине января, говорит Русинова.
«Давайте вернемся в каменный век»
«Почему, когда у нас есть инвестор, готовый вложить в территорию колоссальные деньги и высадить деревья, у нас выходят люди и говорят: „Мы против“? Мы такого инвестора должны на руках носить, чтобы он причесал территорию», — заявил директор Артур Зиганшин.
В ответ эколог Андрей Хазов предложил вывести объекты инвестора за природоохранную зону, а заодно попросить его инвестировать в очистку Шарташа — так вид на озеро сохранится, а на «лысом» участке можно восстановить лес. Евгений Кононов ответил, что и так планирует высадить на участке 500 деревьев.
«Посмотрите на все памятники природы. Они все гармонично сочетаются с рекреационными центрами. Озеро Тургояк в Челябинской области, пожалуйста, памятник природы. И сколько там отелей вписано? Ну давайте вернемся в каменный век и вообще не будем ничего строить», — сказал инвестор «Баден-Бадена» активистам.
На этом встреча закончилась. Анна Балтина повела местных жителей смотреть на приток Шарташа в нескольких метров от «пустоши», а депутаты разошлись. Будут ли еще встречаться инвесторы «Баден-Бадена» и активисты — пока не известно. Так же, как и другие детали: когда закончится экологическая экспертиза и когда депутаты выведут участок из статуса особо охраняемой территории. Ранее строительство терм планировали начать уже весной 2022 года, однако директор лесопарка Артур Зиганшин заявил, что его отложат из-за экспертизы. It’s My City продолжит следить за этой темой.
Ранее владелец «Баден-Бадена» Евгений Кононов ответил на основные вопросы активистов: он считает, что термальный комплекс «усилит природный эффект» территории Шарташа. Также вместо выводимой земли из ООПТ в реестр охраняемых природных территорий внесут участок на другом берегу Шарташа. Другие важные ответы читайте в материале It’s My City.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.