Отдых как труд, лень — не порок

Как заброшенный санаторий, где работал атомный проект СССР, обрел новую жизнь и при чем тут Малевич

25 ноября, 16:06, 2021г.    Автор: Маргарита Главчева

Больше 80 лет поселок Сокол под Челябинском был своеобразной «зоной отчуждения», поскольку в местном санатории работала секретная лаборатория советского атомного проекта. Долгое время сюда не пускали обычных людей, а в последние годы здание санатория было заброшено. Все изменилось в 2021 году, когда сюда приехали художники и исследователи. В здании открылись сразу две выставки для Арт-резиденции Уральской биеннале. Первую посвятили работе секретной Лаборатории Б, а вторую — тому, как в Советском Союзе зарождалась культура санаторного отдыха. It’s My City рассказывает, как благодаря этому красивое конструктивистское здание 30-х годов прошлого века обретает вторую жизнь и почему сюда стоит приехать.

Секретный санаторий

Маленький поселок Сокол расположился вокруг озера Сунгуль в Челябинской области. Казалось бы, идеальное место для отдыха: с красивыми видами, мягким южно-уральским климатом. Но больше 80 лет эта территория была невидимой и недоступной для обычных людей.

Этой осенью в Соколе ажиотаж — здесь открылась Арт-резиденция VI Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Заброшенное конструктивистское здание, которое выбрал куратор программы Арт-резиденций Владимир Селезнев, образец авангардной архитектуры и настоящая находка для исследователей и художников. Это один из первых санаторных комплексов, построенных архитектором Георгием Голубевым, и бывшая секретная Лаборатория Б, в которой репрессированные ученые изучали влияние радиации. Сейчас здание арендует местный активист Алексей Липатников, который в последние годы привлекает в Сокол туристов, проводит для них экскурсии и мероприятия на открытом воздухе.

Фото: Дмитрий Протасевич

В рамках Арт-резиденции в Соколе состоялись сразу две выставки. Первая — «Звенящий след» Павла Отдельнова — про деятельность Лаборатории Б. И «Лаборатория А: Отдых как труд» от проекта «Территория авангарда», посвященная зарождению санаторного отдыха в молодом советском государстве. Выставка Отдельнова уже завершилась, а «Лаборатория А: Отдых как труд» будет работать постоянно.

Экспозиция разместилась в корпусе № 2 бывшего санатория «Сунгуль». Как курорт это место оформилось еще в начале 30-х годов прошлого века. Тогда здесь построили санаторий, который перешел в ведение НКВД. Во время войны его отдали под госпиталь, а в 1946 году по личному распоряжению Сталина здесь организовали экспериментальную и лабораторную площадку первого советского атомного проекта — секретную Лабораторию Б. Ее сотрудники изучали влияние радиации на живую природу. В 1955 году лабораторию расформировали, но секретные разработки в поселке продолжали вести до 1980 г. До 2008 года поселок был закрыт

«Из-за НКВД информации о санатории почти нет. В архиве архитектора мы смогли найти только схему фасада здания, подготовленную Георгием Голубевым. Тогда мы решили сконцентрироваться на концепциях отдыха и труда в культуре раннего советского государства. Стали изучать эволюцию санаторного отдыха в СССР, его взаимосвязь с архитектурой», — рассказывает один из кураторов выставки Игорь Янков.

Фото: Дмитрий Протасевич

«Лаборатория А» начинается в холле. Ее открывает своеобразный триптих с информацией о феномене авангарда, концепции авангардной архитектуры и взаимоотношениях авангарда и большевизма. С основными идеями конструктивизма зрителей знакомит Азбука авангардной архитектуры. Здесь же расположен таймлайн истории поселка Сокол.

Фото: Дмитрий Протасевич

Основная часть выставки открывается планшетами об архитекторе Голубеве. Помимо санатория в Сунгуле он проектировал новые виды больниц и медицинских сооружений — «фабрики здоровья» в Свердловске. Они совмещали в себе функциональность авангарда и конвейерный подход в организации отдыха и лечения трудящихся. Среди самых известных проектов Голубева — конструктивистский Медгородок, в который входят Институт физиотерапии, НИИ Охраны материнства и младенчества, мединститут, Институт курортологии, Институт профзаболеваний и другие, а также областная больница спецназначения в Зеленой роще. Во время работы над последней Голубев использовал решения, разработанные им для построенного ранее санатория в Соколе: коридорную систему, большие окна и балконы-террасы.

Фото: Дмитрий Протасевич

Ядро «Лаборатории А» сосредоточилось в просторном зале с панорамными окнами — бывшей столовой бывшего санатория и общежития сотрудников Лаборатории Б. Сейчас это пространство лаконично пустое, предметов здесь немного. На стене небольшой прихожей, которая предваряет вход в зал, расположен деревянный гардероб. Это единственная аутентичная вещь, сохранившаяся еще со времен санатория. Неподалеку — тумбочка с открытками проекта «Территория авангарда», в зале у окна — этажерка 1950-х годов.

Между трудом и отдыхом

Первые советские санатории располагались в бывших дворянских и купеческих усадьбах, загородных домах, дворцах, в том числе принадлежавших царской семье — знаменитый дворец, а затем крестьянский курорт в Ливадии. Новые курортники — крестьяне и солдаты — приезжали сюда отдыхать и лечиться. В домах отдыха царила атмосфера беззаботности и расслабленности. Пациенты занимали себя прогулками, чаепитиями и катанием на лодках.

«На курорт рабочих и крестьян провожали, как на войну, потому что никто не знал, что такое — курорт. Крестьяне, одетые в зипуны и лапти, несли за плечами котомки с салом и сухарями, которые, по их мнению, не дадут им умереть с голоду на „курорте“. После санпропускника они попадали в другой мир — им выдавали белые широкие брюки и рубашку, пижаму, легкую обувь и длинные трусы для купания и принятия солнечных ванн», — вспоминали отдыхающие «Ливадии».

Фото: Дмитрий Протасевич

С началом индустриализации отношение к труду и отдыху изменилось. Труд превратился в принцип существования — «Кто не работает, тот не ест». Под властью государственной идеологии оказалась и сфера отдыха. Отдых стал как труд: запланированным, организованным и целесообразным. С середины 1920-х годов начали строить санатории для отдыха советских трудящихся во время отпусков. В новых санаториях время было четко распланировано в рамках жесткого режима, а территория отдыха огорожена и ограничена.

В пространстве выставки отдых и труд перекликаются. На одной стене архивные фото советских санаториев, исторические справки и выдержки из официальных документов, которые регламентировали работу санаториев и устанавливали требования к строительству новых. Здесь же искренние и эмоциональные отрывки из дневников и писем отдыхающих.

«Очень трудно здесь написать письмо. Все время занята: в 9 чай, от 9-ти до 2-х — куда-нибудь идешь — в город, на море; в 2 ч. — обед, с 2-х до 5-ти мертвый час — спим, в 5 — чай, с 5-ти до 8-ми — идем гулять, в 8 ужин: и с 8-ми до 11 — кино, радио, танцы», — писала одна из постоялиц.

На противоположной стене собраны «Образы и тексты» о трудовых подвигах и радости советских рабочих, которые чувствовали себя частью общего большого дела:

«Полчаса до подвига осталось… 

Лица так внимательно тихи, 

И, сгоняя дрему и усталость,

В цех вплывают песни и стихи».

Фото: Дмитрий Протасевич

Белое на Белом

Авангард стремился к постоянному обновлению, новации и творчеству, но в то же время влек за собой рост механизации, механистичности, шаблонности. Это повлияло и на творчество: человек превращался в машину и эксплуатируемого робота.

Авангардная конструктивистская архитектура санаториев воплощает и творческие поиски, и механизацию жизни. Те же противоречия освещали в своих работах и авангардные художники. Поэтому завершающим штрихом выставки становится обращение к «белому» художественному высказыванию Казимира Малевича.

Фото: Дмитрий Протасевич

«Концепт „отдых как труд“ и анализ понятия труда в ранней советской культуре привел нас к Казимиру Малевичу, который через провокацию „Белое на белом“, через статью „Лень как действительная истина человечества“ осмысляет, что такое труд и какова в нем роль лени», — говорит второй куратор выставки Лариса Пискунова.

Согласно Малевичу, лень — необходимая прививка труда для того, чтобы он мог быть свободным, способность не трудиться в момент творения. Лень придает труду элемент случайности и свободы, которого нет у механической деятельности по заданному плану. Состояние лени «ведет к совершенствованию полного физического бездействия, переводя все физическое действие в особое состояние действия одной мысли». Провокация Малевича и его текст о лени созданы в 1918 и 1921 годах, но созвучны современности.

«Современным людям сложно представить праздность и созерцание иначе, как отдых от труда. Но обстоятельства, в которых мы живем в последнее время, вносят коррективы в привычную диалектику труда и отдыха. Сейчас, когда многие работают дома, становится непонятно, где проходит граница между трудом и отдыхом? Между вольным творчеством и необходимостью зарабатывать на жизнь», — указывает Игорь Янков

«Белое на белом» закольцовывает выставку обращением к судьбе места. Пространство выставки связывает воедино несколько сюжетов истории здания: санаторий, памятник авангардной архитектуры, место отдыха, насилия и творческой работы ученых в условиях несвободы, площадку для тактических игр, которые несколько лет проводятся здесь, а теперь еще и место художественных высказываний.

Выставка «Лаборатория А: отдых как труд» в поселке Сокол будет работать постоянно.

Посетить ее можно по предварительной записи.

Контактное лицо — Алексей Липатников, тел +7 902 860-32-21

Кураторы выставки «Лаборатория А»: Лариса Пискунова и Игорь Янков, архитектура и дизайн выставки — Дмитрий Мухаметов, технические решения — Дмитрий Петров. Инициатор выставки — проект «Территория авангарда»

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: