«Я что ли это придумал?»: как в Татарстане прошел первый день с QR-кодами в автобусах и метро

22 ноября, 18:01, 2021г.    Автор: Ваня Рублев

С 22 ноября в Татарстане перестали пускать в общественный транспорт без QR-кодов о вакцинации или перенесенном коронавирусе. Непривитые и ранее не переболевшие граждане теперь могут купить билет, только если имеют медотвод. Многие жители республики ожидаемо оказались недовольны новыми правилами, некоторые отказывались показывать свои документы, чем парализовывали работу транспорта, или агрессивно реагировали на просьбы кондукторов. It’s My City разобрался в происходящем и собрал самые яркие случаи гражданского неповиновения режиму QR-кодов.

Фото: Марина Молдавская / It’s My City

Как происходят проверки?

Для проверки QR-кодов власти ввели промежуточную точку контроля — коды проверяют прямо на автобусных остановках сотрудники автотранспортных предприятий в специальных жилетах, а также ревизоры из городской администрации. В утренние часы пик они дежурят на 65 остановках по пути из спальных районов в центр и проверяют коды у пассажиров, которые ждут автобуса. После проверки ревизоры сообщают кондукторам, у кого из пассажиров есть коды. У тех, кого допустили в салон, кондукторы могут не проверять коды. Вечером ревизоры будут проверять коды на остановках в обратном направлении — от центра к окраинам.

Сами кондукторы должны проверять пропуска вне часов пик. Им нужно отсканировать код и спросить у пассажира фамилию, имя и дату рождения, чтобы сверить с информацией в коде. Пассажиров, которые сделали только одну прививку, допускать к проезду не будут. Несовершеннолетние могут ездить в транспорте без кодов, но для этого им нужно подтвердить свой возраст.

Пассажиры задерживают движение

Утром 22 ноября на улице Серова было остановлено движение трамваев № 1 и № 6 из-за того, что один из пассажиров отказался показать QR-код проверяющим. Согласно правилам, перевозить такого пассажира водитель трамвая не имел права, поскольку транспортной компании грозил бы штраф до 500 тысяч рублей. Несмотря на это, пассажир отказался выходить из вагона, а движение пришлось задержать на 30 минут. Мужчина утверждал, что действия кондуктора незаконны и вызвал полицию, пишут Казанские ведомости.

Нападения на кондукторов

Один из пассажиров автобуса № 31 в ответ на просьбу женщины-кондуктора показать QR-код ударил ее и брызнул в глаза перцовым баллончиком. В итоге пришлось вызвать скорую и полицию, а кондуктор написала заявление на обидчика, рассказал «Интерфаксу» глава ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана Сергей Темляков. Еще одной женщине-кондуктору, работающей на маршруте № 43, пассажир без QR-кода сломал нос. Мужчина ударил ее лбом по лицу. Врачи зафиксировали у женщины перелом и зашили рану. Многие пассажиры вступают в агрессивные перепалки с кондукторами, которые вынуждены объяснять, что эту меру придумали не они.

Пассажиров высаживают из транспорта

Только на 11:30 в Казани из трамваев и троллейбусов высадили 786 человек без QR-кодов, заявили в «Метроэлектротрансе». Двух пассажиров задержали полицейские. В метро не пустили 126 человек — у 11 из них коды были с истекшим сроком, а 96 пассажиров пытались попасть в метрополитен со справкой о первой прививке. Одна из женщин с такой справкой устроила скандал.

Такси взвинтили цены

Из-за новых ограничений многие жители Казани решили не пользоваться общественным транспортом, а поехать на такси. Это создало высокий спрос, из-за чего утром 22 ноября стоимость поездок выросла сразу на 40–50%. Многие казанцы жаловались, что цена поездки по тарифу «эконом» не опускалась ниже 200 рублей. В среднем поездки стоили 300 рублей, а иногда достигали 600 рублей. Чтобы сэкономить, некоторые казанцы начали искать попутчиков на такси в социальных сетях. Так возникли сообщества «Довези друга. Казань» или «Подвези товарища в Казани».

Татарстан стал первым российским регионом, где ввели QR-коды в общественном транспорте. Подтверждение вакцинации или перенесенной болезни спрашивают на городском, пригородном и межмуниципальном транспорте, исключение составляет только такси. Четкие временные ограничения для новой меры не установлены. 

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: