Вывески перекрикивают друг друга, как в шоу Соловьева

Что раздражает екатеринбуржцев на улице Вайнера и как сделать ее более европейской

19 ноября, 12:56, 2021г.    Автор: Диана Кучина

Осенью в Екатеринбурге снова заговорили о реконструкции главной пешеходной улицы города — Вайнера. Уральский «Арбат» давно нуждается в обновлении, его не ремонтировали с 2004 года. Сначала мэрия Екатеринбурга объявила конкурс на проект реновации, где жители голосовали за одну из четырех концепций. Параллельно своими предложениями делились члены «Совета неравнодушных горожан». Позже сообщество профессионалов «Открытый консорциум» предложило альтернативный проект переустройства улицы и получило одобрение мэрии на его разработку. Сейчас над проектом работают ведущие эксперты консорциума.

Новый проект презентуют на саммите «АрхЕвразия 2021» 14 декабря, а позже доработают исходя из отзывов. Дальше концепцию рассмотрят в администрации, где и примут окончательное решение. It’s My City встретился с участниками «Открытого консорциума» — архитектором Владом Товкачом и дизайнером Пашей Омелёхиным, чтобы обсудить главные изъяны Вайнера и найти возможные решения. 

Архитектор Влад Товкач (слева), дизайнер Паша Омелехин (справа). Фото: Арина Томашова / It’s My City

Проблема № 1. Кричащая реклама

 — Если мы пройдемся по Вайнера, остановимся и осмотримся, то увидим мало архитектуры и много рекламы. Улица давит со всех сторон. Становится неприятно здесь находиться — это некомфортная, стрессовая обстановка, — делится Паша Омелёхин. — А на самом деле улица довольно красивая, здесь расположены исторические здания, кроме бизнес-центра и «Пассажа». Но никто не замечает эту красоту, потому что она прячется за рекламой. Она не просто рассказывает об услугах и компаниях, которые здесь что-то продают, а кричит. Можно провести аналогию с бабушками на базаре, которые тебя зазывают купить чурчхелу или помидоры. Но на рынке становится некомфортно и ты идешь в магазин, где спокойно выбираешь, что хочется.

Решение:

— Нужно ввести дизайн-код для вывесок. Тогда реклама начнет «разговаривать» спокойным тоном, не перекрикивая друг друга, как в шоу Соловьева.

Вид на магазины сейчас. Фото: Арина Томашова / It's My City

С дизайн-кодом вывесок. Фото: «Открытый консорциум»

Проблема № 2. Масштабность улицы и назначение

— Это фундаментальная задача, ведь Вайнера никогда не проектировалась только как пешеходная улица, такой она стала не так давно: до революции здесь ездили телеги, в советское время это была проезжая часть. Улица достаточно широкая, будто бы слишком много места, чтобы быть только пешеходной. Непонятно, как передвигаться по ней пешеходу — идти вдоль фасадов зданий или посередине? Рестораторы не понимают, как им расположить летники, а организаторы мероприятий — установить сцену для артистов, — говорит Влад Товкач.

Вайнера в первую очередь туристическая улица. Это хорошо показал чемпионат мира по футболу, когда здесь гуляли толпы народа. Люди, которые приезжают из других городов, тоже любят здесь гулять и курсировать между «Гринвичем» и «Пассажем» — это основные точки притяжения. Но не стоит забывать, что на Вайнера часто находятся и жители города, которые в основном ее используют как транзит.

Фото: Арина Томашова / It's My City

Решение:

Провести антропологическое исследование, чем как раз и занимаются сейчас участники «Открытого консорциума» и «Дизайн-кода Екатеринбурга». Нужно провести глубинные интервью и соцопросы, чтобы понять аудиторию Вайнера, куда ходят эти люди и с какой целью бывают на Вайнера. Это поможет совместить интересы всех групп и ответить на вопрос: для кого же Вайнера предназначена в большей степени — для горожан или туристов? Как совместить интересы и потребности обеих групп? Нужно предложить им сценарии использования территории и обновить пространство так, чтобы в будущем среда, которую мы здесь создадим, в том числе способствовала развитию бизнеса.

Проблема № 3. Подземные пешеходные переходы

— Еще одна проблема Вайнера — по ней неудобно передвигаться. Путь прерывается подземными пешеходными переходами, в которых темно и часто можно встретить подозрительных личностей, к тому же здесь проблематично передвигаться маломобильным горожанам, — отмечает Паша.

Осенью участники сообщества «Городские проекты Варламова и Каца» показывали наглядную презентацию, где зафиксировали забавный момент, как в лифте подземного перехода спят бомжи. Горожанам некомфортно передвигаться в такой среде, а ведь это центральная, парадная улица города.

Фото: Арина Томашова / It's My City

Решение:

— Оборудовать наземный пешеходный переход и регулируемый перекресток. Как вариант, пространство под землей приспособить под бистро или привлечь собственника, которому будет интересно использовать место для своего бизнеса, — указывает Влад.

Проблема № 4. Развитие бизнеса и улицы

— На Вайнера работает много предпринимателей — это собственники зданий, владельцы бизнеса, арендаторы, владельцы заведений общепита или магазин. Поскольку нет общего вектора развития улицы — у них нет понимания, какой будет Вайнера в будущем, какая здесь нужна атмосфера. Если обратиться к барам, то можно увидеть, что они процветают из-за большого спроса у молодежи 18–30 лет. Но если ты поставишь здесь дорогой фешенебельный ресторан, он уже работать не будет, потому что это требует другого подхода. Как минимум, около него нужно организовать стоянку или подъезд, ведь аудитория от 35 лет передвигается на автомобилях, — считает Влад.

Фото: Арина Томашова / It’s My City

Еще один нюанс — в основном ресторанно-событийная жизнь улицы сформирована на участке от Малышева до Ленина. А отрезок от Куйбышева до Малышева характеризуется госучреждениями, соцобъектами, связанными с культурной и общественной жизнью города.

— Нет глобальной стратегии улицы, поэтому все объекты расположены хаотично. Именно поэтому здесь бизнес часто закрывается, потому что никто не понимает, как его вести и для кого, — предполагает Паша.

Решение:

— Организовать сообщество предпринимателей на Вайнера и совместно с архитекторами и мэрией подумать над общим вектором развития улицы, — предлагает Влад. — Здесь нужен хороший проект с озеленением, твердыми покрытиями, продуманным зонированием, потому что люди идут сюда за комфортом и атмосферой, а это создается предпринимателями в том числе. Сейчас мы работаем с ними, чтобы создать бизнес-комьюнити.

Проблема № 5. Плохое состояние памятников

— На Вайнера с десяток зданий-объектов культурного наследия, это прилично для такого участка улицы. Почти каждое имеет охранный статус, но объекты очень пострадали от коммерческой деятельности, — отмечает Влад.

Фото: Арина Томашова / It's My City

— Самый показательный пример — магазин «Адамас». Он выглядит, как новострой из 1990-х, и ты никогда не догадаешься, что за этим фасадом с металлическими панелями скрывается дом с богатой историей. Когда-то власть просто перестала контролировать бизнесменов, а собственнику проще сделать свой ремонт, чем восстанавливать здание таким, каким оно было раньше, — говорит Паша.

Фото: Арина Томашова / It's My City

Решение:

— Бизнесменам нужно вернуть исторический облик, убрать металлокаркасы, штукатурки и облицовку, которая все закрывает. Мы прекрасно понимаем, что на полное восстановление здания нужно минимум 40–60 млн рублей, но можно вернуть хотя бы первоначальный фасад, — думает Влад.

— Нужно отреставрировать здание так, чтобы оно могло привлечь еще больше покупателей и горожан. Надо не закрывать историю, а рассказывать о ней — о том, что в доме по соседству было здание латвийского товарищества «Проводник» по производству резиновых изделий, рядом — телеграф и почтамт. Еще дальше знаменитый дом Агафуровых, у которых была крутая вывеска, почему бы ее не восстановить? — задается вопросом Паша.

Исторический вид Вайнера. Фото: PastVu.com

В Москве были такие прецеденты, когда люди собирали деньги на реставрацию и, например, восстановили историческую вывеску булочной на Покровке. Еще одно одно решение — дизайн-код окраски фасадов. Например, в Хельсинки можно покрасить здания только в определенные цвета, это прописано в нормативных документах.

Проблема № 6. Освещение

— Люди испытывают здесь визуальный дискомфорт, ведь улица освещается холодным светом, при том что смежные с Вайнера улицы имеют теплые оттенки освещения и там приятнее гулять, — отмечает Влад. — Ощущение, будто Вайнера говорит тебе: «Беги и не останавливайся!» На Вайнера также выходят окна квартир местных жителей. Определенное количество света не должно проникать к ним в дом и мешать, и мы должны учитывать это. Ведь вопрос касается не только четко прописанных нормативов, но и человеческого отношения к людям.

Фото: Арина Томашова / It's My City

Фото: Арина Томашова / It's My City

Решение

— Холодный свет человеку нужен днем, он настраивает его на активность и рабочий режим, а теплые оттенки успокаивают и настраивают на отдых. Поэтому нужно заменить освещение и разработать регламент с прописанными нормами освещения и светодизайна, — уверен Паша.

Проблема № 7. Мероприятия  

— На Вайнера часто выступают уличные музыканты. Это круто и надо поддерживать их. Но вопросов, связанных с организацией концертов, много. Как добиться звукового комфорта, чтобы была хорошая акустика? К тому же нужна подготовленная площадка, где музыканты могли бы аккумулировать вокруг себя людей. Нужно продумывать программу событий, предложения, которые бы могли заинтересовать артистов выступать именно здесь, ведь здесь есть свои преимущества — нет проезжей части и шума от нее, — говорит Влад.

Фото: Арина Томашова / It's My City

Решение

— Объединить ведущих event-менеджеров города, которые могли бы детально проработать маркетинговую стратегию, партнерские программы, сетку городских мероприятий и концертов.

Проблема № 8. Озеленение

— Вайнера всегда была «незеленой улицей», при этом деревья можно встретить на соседних улицах. Тем не менее, ей не хватает растений, которые бы визуально создавали комфортную атмосферу, а летом, когда город превращается в «горячий остров», можно было бы немного снизить градус жары, — считает Паша.

Решение

— Высаживать деревья на Вайнера нельзя из-за технических ограничений. Прямо под улицей расположен пятиметровый тоннель со всеми коммуникациями. Поэтому мечтать о том, что когда-то здесь будут расти крупномеры (взрослые деревья, высотой от 3 до 15 метров — прим. ред.), не приходится. Тем не менее зелени здесь не хватает, но можно хотя бы обойтись малыми решениями — цветами и кустами в кадках или вазонах. Нужно привлечь опытного ландшафтного архитектора, который это продумает.

Фото: «Открытый консорциум»

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: