Информационное пространство России переполнилось сообщениями о преступлениях мигрантов. В минувшие длинные выходные федеральные каналы, интернет-издания и телеграм-каналы в деталях рассказывали душераздирающую историю нападения трех или четырех молодых людей, выглядящих как приезжие, на мужчину с ребенком в Новой Москве.
Освещение этой истории в СМИ было даже более интенсивным, чем внимание к некоторым терактам (вот был такой взрыв в автобусе в Воронеже в августе, кто об этом вообще помнит?) По поводу уличной драки даже публично поспорили Маргарита Симоньян и Рамзан Кадыров (оба, как они сами подчеркивали, представители кавказских национальностей). Издатель It’s My City Дмитрий Колезев рассуждает, почему вдруг медиа и власти стали уделять так много внимания теме мигрантов.
Без сомнения, случай в Новой Москве требует внимания правоохранительных органов. Но сколько драк, конфликтов, потасовок каждый день происходит в одной только Новой Москве. А уж по всей России? Полицейские сводки полны сообщений о подобных инцидентах, на которые обычно вообще мало кто из журналистов обращает внимания. Это даже на небольшую заметку не тянет. Да и сами правоохранители редко так отзывчиво реагируют на рядовое, в общем, нарушение закона — уличную драку без пострадавших. А тут не просто отреагировали — вмешался лично глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, потребовавший переквалификации дела на покушение на убийство (!).
Да, конечно, в этом случае особенно важной и возмутительной деталью было участие ребенка. Нападать на отца с малышом — свинство. Как тут не возмутиться? Вся страна и возмутилась.
Агрессивных молодых людей должны были найти — и их нашли. Правда, тут стройная медийная картинка «приезжие напали на местного отца с ребенком» дала сбой. Выяснилось, что они вовсе не азербайджанцы, как предполагалось ранее, а скорее, казахи, причем с российскими паспортами, зарегистрированы в Оренбурге. Потом обнаружилось*, что один из свидетелей потасовки, увлеченно дававший показания полиции на видео, в другом видео фигурировал в качестве задержанного по делу о мошенничестве. То есть, похоже, это вовсе был подставной актер. Тут уж вся история дурно запахла и захотелось спросить: а был ли мальчик?
Мальчик, безусловно, был. Это зафиксировано на видео. Но очень похоже, что из этой драки органы власти и государственные медиа постарались искусственно слепить информационный повод федерального масштаба. Ну где это видано, чтобы новостные выпуски федеральных каналов начинались с сообщения о дворовой драке в Подмосковье?
И это далеко не первый за последнее время случай, когда медиа и власти всячески педалируют конфликты с участием приезжих (или теми, кто выглядит как приезжие). Помните случай в московском метро, когда мужчину избили дагестанцы? Эта история тоже освещалась и обсуждалась на высоком уровне, вплоть до руководителя СК и пресс-секретаря президента. И возмущение людей, конечно, было справедливым: нельзя бить мирных людей в метро (и вообще нигде нельзя), нельзя втроем на одного, нельзя вести себя агрессивно и так далее. Но вопрос в другом. Такие случаи, к сожалению, происходят регулярно. Власть и подконтрольные ей медиа могут уделять им внимание, а могут не уделять. Теперь вот уделяют. Почему?
Все внимание — на мигрантов
Массовая аудитория реагирует предсказуемо. Если долго мусолить истории про то, что приезжие нападают на москвичей, то люди начнут воспринимать это как серьезную проблему. Тем более, все мы в той или иной степени подвержены шовинизму, просто по-разному умеем его контролировать.
Но разве только приезжие нападают на москвичей? Москвичи также нападают друг на друга. Москвичи, бывает, нападают на петербуржцев, а жители Рязани или Калуги — на москвичей. Нередко так бывает, что не мигранты бьют русских, а русские бьют мигрантов. К сожалению, случаются и убийства.
Географическая картина российской преступности чрезвычайно разнообразна. Вопрос, повторюсь, в том, на чем именно государство и большие медиа пытаются сфокусировать наше внимание. Если завтра поставить задачу освещать в СМИ все преступления, совершенные в Москве жителями Новосибирской области, то уже через неделю половина москвичей будет считать, что новосибирцы — настолько опасные люди, что им надо навсегда закрыть въезд в столицу.
Если мы взглянем на статистику, то увидим, что число преступлений, совершенных иностранцами, не растет, а снижается. По официальной статистике, с 2015 года количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, уменьшилось на 28,7% (с 48 210 до 34 400 в год). Из этих 34 400 преступлений за последний год большинство (30 835) совершены гражданами СНГ.
Вроде бы немало. Но всего в России регистрируется более 2 млн преступлений в год, то есть иностранцы совершают лишь около 1,5%. К этому можно добавить, что жертвами преступлений каждый год становятся порядка 15–16 тыс. иностранцев. То есть не надо забывать, что приезжие точно так же страдают от преступности, как и местные жители.
Конечно, можно сказать, что случай избиения в метро дагестанцами в статистику не попадет, потому что Дагестан — регион Российской Федерации, а его уроженцы — граждане нашей страны. Но публичной статистики преступлений, совершенных выходцами с Северного Кавказа, не ведется (по крайней мере, официально). Поэтому мы можем только предполагать, насколько чаще приезжие из этих республик совершают преступления. Я лично предполагаю, что не чаще жителей других регионов, просто из-за бытового шовинизма каждый случай привлекает много внимания.
Зачем нас пугают мигрантами?
Итак, несмотря на статистическое снижение мигрантской преступности, власть и государственные СМИ регулярно пугают нас «злобными приезжими», которые нападают на мирных граждан в метро и во дворах. Зачем это делается?
Однозначного ответа нет, но есть три предположения.
Предположение первое: мы наблюдаем отзвуки войны между элитными кланами, которые делят хлебную мигрантскую тему. Условно, руководство Росгвардии хочет забрать эту тему у МВД (или наоборот, в данном случае не так важно). Для этого создается негативный информационный фон, чтобы можно было апеллировать к возмущенной общественности: вот, мол, ситуация дошла до того, что люди уже боятся на улицу выходить. Надо передать управление вопросом другому ведомству.
В пользу этого говорит то, что в СМИ и телеграм-каналах уже начали всплывать истории о близкой подруге главы Росгвардии, которая якобы организовала бизнес на мигрантах. Является ли глава Росгвардии Золотов целью всей этой кампании или, наоборот, он стал ее инициатором, а МВД теперь отбивается, сливая компромат на него, сказать не берусь. Но война элит вокруг этой темы явно ведется. И мы еще увидим и услышим ее новые залпы.
Предположение второе: силовые структуры увидели, что отношение граждан к ним поменялось в худшую сторону из-за репрессий, разгона митингов, разросшихся штатов и повышения окладов. Граждане смотрят и недоумевают: а зачем мы вообще содержим столько полиции, Росгвардии, следователей, ФСБ?.. Что они полезного нам делают? Вот правоохранительные органы и напомнили, что есть такая угроза: мигранты и приезжие. Они бьют москвичей, а полиция и СК ловко их ловят и примерно наказывают. Молодцы, полицейские! Молодцы, следователи! Не зря они едят свой хлеб (исчисляемый триллионами рублей бюджетных денег).
Предположение третье: даже не силовики, а власть в целом, включая политический блок администрации президента, решила раскачивать тему мигрантов и приезжих для каких-то своих целей. Для каких — пока непонятно. Но нужны ведь обществу некие враги и угрозы, чтобы было от чего нас спасать и защищать. С помощью не одних только силовиков, но и заботливых депутатов, сердобольного правительства, мудрого президента.
В этом случае перед нами начало какой-то многоходовки. Может быть, например, готовится создание какой-то «националистической» политической силы, которая будет эксплуатировать антимигрантскую повестку. В 2003 году схожим образом создавалась партия «Родина», которая набрала аж 9% голосов, создав крупную фракцию в Государственной думе.
Что нам делать с мигрантами?
Происходит явная спекуляция на очень опасной теме. Огонь ненависти к людям другой национальности, расы, религии разжечь очень просто. Погасить его бывает тяжело. Даже если власть сама потом старается притушить фитилек, метастазы шовинизма расползаются по обществу.
Особенно это опасно в крупных мегаполисах вроде Москвы, где живут сотни тысяч, а то и миллионы мигрантов. Их шаткий, зачастую полулегальный статус — это огромная кормушка для тех, от кого зависят судьбы людей, приезжающих в Россию на заработки.
Не так давно я разговорился с одним киргизом-таксистом, который вез меня в Москве из аэропорта. Спокойный, интеллигентный парень, он с грустью сказал, что скоро ему придется уехать на родину: оказывается, после четырех административных правонарушений любой иностранец обязан покинуть Россию. У таксистов административные правонарушения понятно какие — штрафы ГИБДД. Так что гаишники, потеряв интерес к обычным москвичам (напугает ли москвича штраф в 500, даже в 5000 рублей?), принялись кошмарить таксистов. Потому что для таксиста-мигранта каждый протокол может означать высылку на родину. И многие готовы дать взятку за то, чтобы этот протокол не получить.
Миграционную политику надо не ужесточать, а оздоравливать. В первую очередь — избавлять ее от проявлений коррупции. Кроме того, приезжие должны чувствовать себя защищенными российским законом, даже если находятся не в своей стране.
Пусть они не граждане России, но у них, как и у всех людей, есть права, которые должны неукоснительно соблюдаться (немного смешно об этом писать, учитывая, что права самих россиян регулярно попираются, но все же). А органам власти и общественным организациям нужно думать о социализации мигрантов, о том, как лучше интегрировать их в российскую культуру.
Да и каждый из нас может что-то сделать. По крайней мере, проявлять вежливость и уважение к людям, которые зачастую выполняют тяжелую работу за очень скромное вознаграждение.
Из-за ковида мигрантов в стране стало меньше. И сразу выяснилось, что без них не могут нормально работать стройки, предприятия ЖКХ, даже рестораны. Когда мигрантов хватало, некоторые националисты кричали, что те отбирают у россиян рабочие места. Но когда узбеки, таджики, киргизы уехали, выяснилось, что россияне почему-то не спешат занимать освободившиеся места. Труд слишком тяжелый, а зарплаты низкие.
В общем, если мы хотим быть крупной развитой страной, то приезжие неизбежно будут частью нашей жизни. Да и наша история не оставляет нам другого выбора. Полезно замечать, когда государство и медиа пытаются манипулировать нами, разжигая шовинистические чувства. Отца с ребенком ударил не казах, не азербайджанец, не русский, а просто негодяй — совершенно не важно, какой национальности.
Публикации рубрики «Мнение» выражают точку зрения их авторов.
*Ссылка ведет на сайт «Медузы», внесенной в реестр иностранных агентов
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.