Самая громкая новость последних дней — изнасилование студентки в парке Павлика Морозова. История оказалась гораздо сложнее рядового инцидента. Однако в городе много других опасных мест, где неизвестные нападают на прохожих, пристают к девушкам, насилуют их и даже убивают.
It’s My City составил карту таких локаций, а также спросил ведущих урбанистов, почему нападения происходят именно в этих местах и как можно сделать их более безопасными.
Площадь у ТЦ «Антей» и клуба «Чили»
В апреле в сети появилось видео, как на парковке у «Антея» около часа ночи молодые люди избивают случайных прохожих. Шедшего мимо с двумя девушками юношу сбили ударом ноги и принялись избивать, когда он лежал на земле. На другого молодого человека с кулаками накинулись два парня, повалили на землю и пинали, пока еще двое стояли позади. В сентябре 2021 года напротив «Антея» неизвестный схватил девушку за внутреннюю часть бедра. Жители окрестных домов также жалуются на шум от клуба «Чили», известного низкими ценами на спиртное.
Александр Багно, урбанист «Городских проектов» в Екатеринбурге: Площадка представляет собой большую парковку на тротуаре и, как следствие, пространство плохо просматривается.
Площадь Кирова у главного корпуса УрФУ
В мае на улице Мира четверо юношей насмерть забили 29-летнего мужчину. Тело нашли на улице сотрудники полицейского патруля. Драка началась из-за ссоры, участники были пьяны. В сентябре в районе площади у главного корпуса УрФУ нападениям подверглись девушки: одну со спины попытались потрогать за грудь, вторую неизвестный схватил за горло и прижал к себе. Пострадавшая уточнила, что это произошло на участке площади, где нет освещения, но посажены деревья и кусты, за которые можно спрятаться.
Александр Багно: Основная проблема — на площади нет освещения.
Улица Вайнера и центр города
На пешеходной улице расположены рестораны, бары и алкомагазины на повороте к Попова. Городская зона также привлекает уличных музыкантов, а лавочки на ней — бездомных. В сентябре на улице произошло как минимум три нападения на женщин. К одной неизвестный пристал, когда она с сыном шла по Вайнера. Чтобы остановить преследование, женщина зашла в магазин. Нападавший переключился на другую девушку и схватил ее так, что та закричала. К третьей на перекрестке Вайнера — Малышева подошел мужчина и «с пристрастием начал описывать ее внешний вид», перечисляя, что и как надето.
Александр Багно считает, что с городской средой здесь все хорошо. Тем не менее, в октябре на Совете неравнодушных горожан обсуждали, как улицу Вайнера можно улучшить. Среди предложений — сделать освещение, высадить деревья и даже сделать стационарный пункт полиции.
Сквер возле УрГПУ у станции метро Машиностроителей
В 2019 году в сквере возле университета обнаружили подвешенное тело девушки. Студенты УрГПУ составили две петиции с требованием сделать территорию более безопасной. В них говорилось, что аллея не освещается в темное время суток, не патрулируется охраной и не оснащена видеонаблюдением. Руководство вуза рекомендовало студентам ради безопасности не покидать общежития в темное время суток и ходить со средствами самозащиты. Студенты отмечали, что в сквере происходили грабежи и встречались эксгибиционисты. После петиций в парке появилось 10 фонарей, но место все равно осталось не самым приятным и безлюдным.
Александр Багно: Сквер расположен вдали от жилых домов. Ему не хватает объектов, которые бы привлекали людей проводить здесь время по пути с транспорта домой или даже приходить специально.
Район парка Победы на Уралмаше
В сентябре двое неизвестных в масках напали на 17-летнюю девушку у парка Победы, с нее стягивали штаны, били по голове и хотели отправить ее голой к людям. Полураздетую и со связанными руками пострадавшую заметил охранник компании «VICTORY Парк» (аренда беседок в парке Победы) и вызвал полицию.
Александр Багно: Это большой район, почти все — это частный сектор, где нет тротуаров и не везде есть освещение.
Площадь рядом с железнодорожным вокзалом и сквер Джавахарлала Неру
Вечерами у вокзала довольно людно — люди с багажом, «бомбилы» и прочие. Днем все еще можно встретить «золотушников», попрошаек и бездомных. Весной в сквере у вокзала мужчина из Туринского района Свердловской области зарезал троих случайных собутыльников. При задержании в него стреляли, позднее он скончался в больнице.
Александр Багно: Пустынное место, которое представляет собой большую парковку, которую люди стараются быстрее пройти. Обратите внимание, что на площади стоят пункты пропуска на вокзал, где всегда есть полиция. Но это одно из самых небезопасных мест. В сквере нужно сделать более удобный переход через Челюскинцев и Космонавтов: добавить на перекрестке направления, по которым можно перейти дорогу, и островки безопасности, тогда в нем будет больше людей.
Район Овощебазы № 4, а также и улицы Армавирская и Артинская
Проблема района Овощебазы, скорее, не в урбанистике, а в концентрации криминала: тут происходили и изъятия партий кокаина, и обстрелы машин. Экс-владелец базы, вице-мэр Виктор Контеев стал собственником объекта в результате рейдерского захвата, сейчас он отбывает 18-летний срок в колонии строгого режима. Среди дня здесь много фур с овощами и торговцев, случайных пешеходов практически нет.
Горожанин Арсений, с которым пообщался корреспондент It’s My City, вспоминает, как жил в этих местах в 2017–2019 годах. «В завокзальном районе на Армавирской прямо у нас под окнами несколько раз били витрины магазинов и нападали на людей. Было страшно, потому что в жилых домах тоже иногда били окна, а мы жили на втором этаже», — говорит юноша.
Александр Багно: Не на всех улицах в этом районе есть освещение, много пустынных переулков, много мигрантов.
Улица Данилы Зверева, Пионерка
Улицу в Пионерском микрорайоне в народе прозвали «Долина Зверей» — так часто местные встречают маргиналов и алкоголиков. Зимой 2020–2021 года рецидивист по кличке «Лютый» грабил на остановках общественного транспорта людей: одну горожанку на Блюхера несколько раз ударил и забрал новый телефон, другой телефон вор выхватил из рук у третьеклассника на остановке «Авангард». Также известны случаи избиения учащихся, например, одному юноше из СУНЦа УрФУ сломали нос и челюсть.
Александр Багно: На этой улице главная проблема — безлюдная промзона, которая разделяет жилые кварталы, расположенные по ее краям.
Парк Павлика Морозова
В выходные 30–31 октября 23-летняя Алина Гаршина написала резонансный пост в Instagram, в котором подробно описала, как ее изнасиловали в парке Павлика Морозова. Студентка рассказала, что гуляла в шесть утра в наушниках, когда на нее сзади навалился неизвестный мужчина, пригрозил не орать «иначе зарежет ножом» и потащил в глубь парка. Пока история выглядит неоднозначно, поскольку девушка еще не предоставила результаты экспертизы, но проблемы с освещением в парке действительно есть.
Александр Багно: Парк Павлика Морозова — одно из мест с лучшим благоустройством в городе.
Как сделать эти места более безопасными?
В городе нужно в целом создавать больше благоустроенных пространств, чтобы люди больше проводили времени в парках и скверах. Так эти места всегда будут находиться под наблюдением горожан и будут менее привлекательны для насильников и хулиганов, считает руководитель «Городских проектов» в Екатеринбурге Александр Свалухин.
«Сейчас у каждого в кармане телефон с камерой — преступник тысячу раз подумает перед тем, как что-то совершать в таком месте. Важна просматриваемость пространств в городе. Деревья, у которых нет веток до высоты человеческого роста, невысокие кустарники — это хорошо. Поросль, заросли, большие кустарники — нет.
Важно смотреть статистику и разделять типы нападений: конфликт, грабеж, секс-преступления. В одних случаях есть объекты, которые в принципе привлекают неблагополучный контингент (железнодорожный вокзал, четвертая овощебаза, Южный автовокзал) и молодежный криминал (улица Вайнера и торговые центры).
Есть места, где посетители выпивают и конфликтуют с другими посетителями. Есть просто неадекватные люди, которые могут напасть на случайных прохожих где угодно. Есть уединенные места — пустыри, лесопарки или парки в темное время суток. В них преступнику проще напасть и проще скрыться. В таких местах необходимы освещение, камеры, патрулирование и столбики с тревожными кнопками», — подчеркнул урбанист.
Корреспондент It’s My City обратилась в управление МВД по Екатеринбургу с вопросами, ведется ли в полиции статистика опасных мест в городе и как организована работа полицейских в подобных пространствах. Представители ведомства не ответили на запросы и звонки на момент публикации текста.
Ранее It’s My City вместе с городскими активистами и жителями, пострадавшими от насилия, исследовал, насколько безопасен Екатеринбург для женщин. Екатеринбурженки жаловались на проблемы с освещением публичных пространств, а также на то, что женщины не могут находиться одни в людных местах в ночное время из-за повышенного внимания со стороны мужчин.