«Занимайтесь любимым делом, даже когда это запрещают»

Как прошла первая ковид-фри «Ночь музыки» в Екатеринбурге? Репортаж It’s My City

23 октября, 13:34, 2021г.    Автор: Ваня Рублев

В Екатеринбурге в седьмой раз прошел фестиваль Ural Music Night — впервые он состоялся в бесковидном формате, когда от зрителей требовали куар-коды о сделанной прививке или перенесенной болезни, а на площадки не пускали больше 500 человек. Ограничения привели к тому, что некоторые пытались добыть право прохода на фестиваль нелегально, а у многих площадок скапливались очереди из десятков рядом стоящих людей. Тем не менее многие зрители все равно остались довольны тем, что «Ночь музыки» вообще состоялась. Рассказываем, как все было, в репортаже It’s My City.

Для нас фестиваль открывается огромной очередью на хип-хоп площадку в ДИВСе. На часах 19:30, внутри выступает «Каста», а зал уже набит до предела — разрешенные 500 человек успели вместиться, а еще около сотни остались за бортом и ждут своего часа на улице. В основном это молодые люди, которые пришли послушать ЛСП — они будут выступать еще не скоро. Некоторые стоят под открытым небом уже час, но их это не смущает — они часто ходят на концерты и привыкли занимать очереди за несколько часов до начала, чтобы быть в первых рядах:

— Лучше хоть что-то, чем ничего. Я летом еще собирался на этот фестиваль. Стоять так меня не утомляет — я на концерты обычно за два-три часа прихожу. А тут пока всего час постоял, ничего страшного, — говорит один из молодых людей в очереди.

Неожиданно мужчина в синей куртке пытается обойти очередь сбоку и прорывается ко входу, где стоят волонтеры. Но его тут же выдергивает кто-то из толпы, завязывается перепалка. До драки не доходит только потому, что в дело вмешивается охрана. Но напряжение в первых рядах очереди остается — люди срывают его на стюардов, которые, по их мнению, уже должны бы их пропустить. 

В очереди все с желтыми ковид-фри браслетами. Говорят нам, что действительно привились и переболели. Один парень, правда, признается, что ему нет и 16, а браслет он стырил у подруги. Но выдавать его не будем.

Под куполом ДИВСа «Каста» исполняет треки с нового альбома, а под конец раздает знакомое еще из детства «Вокруг шум». 500 разрешенных зрителей с трудом заполняют чашу дворца — они скапливаются возле самой сцены и размахивают руками. Но между ними есть немного пространства, чтобы передвигаться. Кто-то в масках, но большинство предпочитает подпевать группе без них. Из-за пустоты звук иногда прокатывается эхом по залу, что немного нарушает ощущение безопасности и уюта. 

Для контраста после хип-хопа отправляемся послушать неоклассику в Дом Музыки — здесь сегодня играют пианисты. Зрителей ожидаемо меньше, но среди них не только люди старшего возраста, завсегдатаи концертов академической музыки, но и молодые пары. За роялем петербургский пианист Иван Кощеев то успокаивает тихими арпеджио, то разгоняет тревогу и ярость по клавишам настолько, что массивный инструмент кажется хрупким — дрожит и пошатывается. Изредка на таких подъемах четко, в ритм музыки, врезается звук затвора фотоаппарата, который больше напоминает клацанье кастаньет.

А в клубе EverJazz — праздник жизни. Сюда заехали «Запрещенные барабанщики», те самые, что пели из динамика отцовской машины что-то про убитого негра. Люди пьют, веселятся и танцуют под латиноамериканские и рок-н-ролльные размеры, как будто нет смерти за их плечом. Атмосфера современных запретов и ограничений даже играет на руку и превращает EverJazz в некое подобие подпольного бутлегерского джаз-клуба в 1930-е годы где-нибудь в Чикаго. Правда, это ощущение немного сбивает длинная вереница людей на входе, но и здесь нам говорят, что готовы потерпеть, когда их пропустят. 

«Ай-ай-ай-ай-ай, убили негра, а потом он встал и пошел», — заканчивают музыканты и тут же в мыслях невольно ставишь на место этого негра отмененную летом «Ночь музыки».

Большой шутник (или символист) тот, кто придумал устроить площадку с песнями The Beatles на сцене окружного Дома офицеров. Там, где обычно славят войну и боевые подвиги, играют военные оркестры, кругом висят алые звезды, сегодня звучат песни о любви, мире и вере в людей — придуманные и написанные одними из главных пацифистов XX века. Битловские песни поют дети, взрослые, малоизвестные музыканты, признанные мастера — Billie’s Band и даже сами Beatles. Вернее, их точная трибьют-копия The BeatBoys. 

Концерт напоминает типичное выступление в позднесоветском рок-клубе, как в фильме Серебренникова «Лето»: все происходит на сцене затрапезного ДК, музыканты максимально раскованны и делятся энергией, а зрители будто не могут ответить им тем же — вставать с мест запрещено и приходится пританцовывать сидя всеми возможными частями тела. Конечно, здесь нет строгих надсмотрщиков в костюмах, которые останавливают любые порывы проявления любви к музыкантам. Но кажется, эти надсмотрщики переродились в угрюмых мужчин на лестницах, которые останавливают и проверяют ваши браслеты.

Главная сцена вечера, своеобразная замена «Драмы» — это КРК «Уралец». Каким бы просторным он ни был, сюда тоже пускают только 500 человек. В очереди на Клаву Коку десятки людей, но выглядят все достаточно взросло, не похожи на школьников — основную аудиторию исполнительницы. Здесь мы впервые находим людей, которые признаются, что такой формат с очередями им не по душе и лучше было не проводить фестиваль:

«Приходишь на разные площадки и всюду не пускают. Как раньше посетить несколько сцен не получается. Видимо, нужно выбирать одну и там оставаться»

Зрители отмечают, что охранники дотошно проверяют браслеты у всех и везде. Однако по их словам, ни с какими выборочными проверками паспортов и куар-кодов, о которых предупреждали организаторы, они не сталкивались.

Ведущий объявляет Клаву Коку, подчеркивая, что ее участие в фестивале (как и других музыкантов) стало возможно благодаря поддержке президента и его грантовому фонду. Певица расчехляет все свои хиты, в том числе «Забери пьяную домой, делай со мной все, что хочешь». Оказавшаяся рядом со мной женщина чуть старше 30 радостно кричит подругам: «О, это же про меня песня!»

Самой удаленной от центра площадкой стал ЦК «Урал» на Втузгородке. Сюда отправили любителей диско-музыки 1980-х. Изначально диско должно было играть в цирке, однако организатор фестиваля Евгений Горенбург признался, что у Ural Music Night произошло «недопонимание» с Уральской индустриальной биеннале, которая также проходит в цирке до 24 октября. Из уважения к биеннале и его зарубежным гостям организаторы «Ночи музыки» решили не сталкивать на одной площадке танцевальную музыку и высокое искусство.

Добраться до «Дисколенда» было сложнее всего, но, несмотря на это, здесь тоже было много людей, танцевавших под «Музыка нас связала» и «Я больше не прошу» в исполнении группы «Мираж».

Ближе к трем часам ночи мы вернулись на танцпол в КРК «Уралец», где уже было явно больше 500 человек, а на сцену вышла белорусская группа IOWA. От легких песен про улыбки и маршрутки настроение постепенно сменилось на более серьезное и солистка Катя IOWA обратилась к зрителям, чтобы подбодрить их жить дальше в темные времена, когда неизвестно, что будет завтра:

«Продолжайте вибрировать на высоких частотах. Говорите себе: „Я здесь, вот мое сердце, я притягиваю своих людей“. Продолжайте светить и заниматься любимым делом, даже сейчас, когда это запрещают. Притягивайте своих людей и знайте, что вас объединяет одно и то же», — сказала она, держа ярко-красный микрофон в своих бледно-белых руках.

И по традиции в конце все спели «Луч солнца золотого», правда, сперва Евгений Горенбург извинился за бывшего солиста «Агаты Кристи» Вадима Самойлова, который в этот вечер наговорил много всякого про «Ельцин Центр» и «либералов». 

Конечно, ловить в зеркала в этот раз пришлось не первую зарю, а лучи концертных софитов. Но ощущение всеобщего единства сохранилось и никуда не исчезло.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: