«Мой двор строили по принципу birdshit»

Как программист из Екатеринбурга заставил управляющую компанию начать решать проблемы своего двора

13 октября, 15:58, 2021г.    Автор: Яна Митрошина

Во время локдауна программист из Екатеринбурга Юрий Калеми начал чаще гулять во дворе своего дома в Университетском микрорайоне. Он заметил в нем немало недостатков и решил их исправить, объединив жильцов. Конечно, не все получается сразу, но очевидные проблемы удалось решить. It’s My City поговорил с Калеми об этом и составил небольшую инструкцию для тех, кто хочет начать менять место, в котором живет.

Как объединить жильцов

— Когда в нашей семье появился ребенок, я стал проводить больше времени во дворе. Раньше это место было для меня просто транзитом к подъезду — было все равно, что там происходит. Став отцом, я начал замечать рядом с домом вещи, которые мне не нравятся и даже раздражают. А в пандемию все люди стали выглядывать в окно и смотреть на двор еще тщательнее.

Я завел табличку мелких дворовых проблем, которые хотел бы решить.

Подумал, что нужно сделать чат жильцов, но что-то тянул с этим. В мае 2020 года рядом с нашим домом началась стройка, причем проект был изменен — дома решили возводить не «башенками», а монолитной стеной. Я понял, что квартир в них будет больше, появятся пробки на въезде и выезде. 

Юрий Калеми. Фото: Игорь Брук / It's My City

Тогда в мэрии проходили общественные обсуждения по перепланировке, и я сделал чат под эту тему для недовольных стройкой жильцов. Собрался костяк из 10–15 человек, плюс еще сотня менее активных соседей. Для удобства создал отдельный телеграм-канал со всей нужной информацией, рабочий чат для обсуждения вопросов и чат для флуда. С общественными обсуждениями мы, конечно, не смогли повлиять на проект (предложения горожан на обсуждениях носят рекомендательный характер — прим. ред.), зато чат для проблем двора остался.

Проблемы двора и решения

Усевшая лестница. Фото: Юрий Калеми

— Наш двор стоит на подземном паркинге, к нему ведут две лестницы с разных концов. На обеих лестницах произошла усадка, гранит пошел ходуном. Вместе с жильцами мы завалили обращениями управляющую компанию (УК) и успели сделать это, когда дом еще был на пятилетней гарантии после сдачи. Можно сказать, нам бесплатно заменили плитку, но на самом деле мы за это уже заплатили, купив квартиры здесь.

Следом была история с подтоплением на детской площадке. Двор спроектирован немного наклонно, чтобы во время дождей вода могла стекать в канализацию. Но на детской площадке вода упиралась в бордюрный камень, а слива не было. Со временем песок на ней начало вымывать. 

Затопленная детская площадка. Фото: Юрий Калеми

Мы снова написали в УК, нам ответили стандартно: «Все сделано по проекту». На их языке это означает «все сделано хорошо, мы ничего менять не будем».

Тогда я решил встретиться с главным инженером УК. Написал в компанию, назначил встречу и показал ему, как выглядят лужи на площадке. 

Он посмотрел на это и сказал: «Ого, это ужасно!» Оказалось, что их инженер даже не знал, что все так плохо. 

После встречи он предложил решение проблемы. Сделали сток, рядом с ним на дно подсыпали щебень и добавили немного песка. Сейчас вода не скапливается, но уходит по стоку вместе с песком. Можно было бы установить пескоуловитель — емкость, которая будет задерживать песок при сливе. Но, наверное, пока это будет затратно.

Фото: Игорь Брук / It's My City

На детской площадке появился сток, уносящий воду. Фото: Игорь Брук / It's My City

В марте этого года управляющая компания решила причинить нам добро и поставила киоск с водой прямо у подъезда, не спросив мнения жильцов. Во-первых, нам не понравился внешний вид киоска, во-вторых, его поставили на тротуар, захватив часть газона, в-третьих, непонятно зачем он нужен во дворе — в соседнем доме есть встроенный в стену водомат и кому нужно, те ходят туда. 

Я расклеил объявления со ссылкой на чат, и жильцы начали массово писать обращения с просьбой убрать его. Киоск простоял буквально месяц и его действительно убрали, даже не подключив к воде. Из-за объявлений в чат вступило еще больше людей.

Киоск с водой у подъезда, заходящий на границу газона.Фото предоставлено Юрием Калеми

Сейчас чат помогает узнавать о проблемах. Например, так мы выяснили, что проблема с подтоплением паркинга и шахты лифта в одном из подъездов регулярная. Оказалось, что каждый месяц в общей канализации случается засор, все поднимается и вытекает через стены на пол паркинга. 

Мы снова написали в УК, но в компании сказали, что жильцы сами что-то сбросили в канализацию и случился засор. Мы их убеждали, что несколько лет все было в порядке, но сейчас проблема системная, ответа не последовало. 

В ГЖИ (Госжилинспекция — прим. ред.) ответили, что их зона ответственности дом, а засор происходит за пределами здания. 

Я думал, что проблему не удастся решить. Но через некоторое время после наших обращений УК обратилась к компании, обслуживающей сети, и в этом сентябре трубы все-таки почистили. Правда, пока не довелось проверить, насколько чистка помогла — прошло слишком мало времени.

На самом деле, если что-то сломано, достаточно написать обращение в управляющую компанию, чтобы это отремонтировали. Это прямые обязанности УК. Сложность есть именно с изменениями к лучшему.

Почта Юрия заполнена обращениями в УК и ответами на них. Фото: Игорь Брук / It's My City

«Давайте больше зелени»

— Сейчас в моем топе вопросов — озеленение двора. У нас высажены маленькие кустики, которые за 8 лет так и не подросли. УК считает, что деревья во дворе высаживать нельзя, потому что под нами паркинг. Я читал, что решения есть, например, можно садить деревья над опорой паркинга. Однако управляющая компания не обязана высаживать что-то во дворе, даже если мы скооперируемся и напишем «давайте больше зелени».

Мне передали, что директор УК приходил во двор и предлагал посадить что-то в паре мест, но будем честными, что он знает в озеленении? Хочется, чтобы было не просто зелено, но и красиво. Для этого нужно найти специалиста и сделать ландшафтный проект. Поскольку проект для всего двора стоит немало, я хочу помочь оформить демоучасток: по согласованию с УК выбрать полосу двора и посадить что-то на ней. Я готов сам заплатить за проект для этого участка, а может получится скооперироваться с жителями.

Сами собственники через общее собрание или через совет дома могут предложить УК высаживать на наши деньги что-то во дворе. Но до общего собрания мы не дошли. В доме 464 квартиры и паркинг на 250 мест, большинство из них принадлежит застройщику. Все эти помещения участвуют в голосовании, причем должно быть не менее 50% от всех голосов. В нашем чате пока нет и половины собственников. 

Фото: Игорь Брук / It's My City

Глобально я бы хотел сделать перепланировку двора. Он построен по принципу birdshit (термин датского урбаниста Яна Гейла, описывающий застройку, которая хорошо выглядит с высоты, но не учитывает нужды людей на земле — прим. ред.), некоторые дорожки просто не нужны, а популярные тропы не проложены.

Но это слишком масштабно — достаточно было бы   разнообразить функциональность. Например, добавить зону для спокойного отдыха и удобную воркаут-площадку. Сейчас двор в целом рассчитан только на детей, даже спортивные объекты для взрослых не очень удобны.

Я прикинул, что проект перепланировки будет стоит в районе 100–200 тыс. рублей, и УК на это тратиться не будет. Слышал истории, как молодые архитекторы делают проекты для домов, в которых сами живут, но у нас таких жильцов нет. Есть госпрограммы благоустройства, которые могут финансировать такие идеи, но мне кажется, они вряд ли возьмутся за наш не самый страшный двор. Пока не знаю, что делать с этой идеей дальше.

Но недовольство — это двигатель прогресса. Если человек всем доволен, то он не будет ничего менять. А если недоволен, то будет действовать и стараться изменить что-то вокруг себя к лучшему. Это не значит, что я всем недоволен, это лишь значит, что если какие-то вещи мне не нравятся, то я хочу их улучшить.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Многим соседям тоже что-то не нравится, но они не понимают границы ответственности. У нас есть сосед, который долгое время судится с УК, потому что в подъезде шумит лифт. Когда соседи из других подъездов узнали об этом, то начали просить, чтобы кто-то решил аналогичную проблему у них. Но видимо их это не волнует настолько, чтобы самим начать решать вопрос.

Я хочу показать пример, как можно обращаться в инстанции. Но я не наемный работник, который будет делать это за других людей. 

Мне кажется, что если люди начнут сами обращаться с тревожащими их проблемами, тогда у нас все будет делаться качественно и удобно для жителей.

Советы для тех, кто хочет что-то изменить

— Найдите сторонников среди соседей, организуйте чат дома и расскажите о нем жильцам лично и через объявления в подъездах.

— Не обращайте внимание на хейтеров, ведь обязательно будут люди, которым не понравятся любые изменения.

— Обращайтесь в управляющую компанию через письма на e-mail в свободной форме. Это официальный способ обращения в УК.

— В одном обращении должна быть одна проблема. Если в обращении будет больше одного пункта, это дает возможность абстрактного ответа.

— Если в подъезде сломался лифт или перегорела лампочка, не надо ждать, когда это кто-то заметит. Такие проблемы — прямая обязанность управляющей компании, свяжитесь с ней.

— В чатах жильцов нужно писать конструктивные предложения и не плодить негатив. Например, не скидывать фотографию лужи в лифте, журя соседей с собакой. Вы не знаете виновного, и событие уже произошло. Лучше написать в УК с просьбой прибрать в лифте.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: