«Мечта отсюда уплыть — давняя»

В Екатеринбурге обсудили идею маршрута для сплава по Исети и объявили о запуске сап-шеринга

7 октября, 13:16, 2021г.    Автор: Яна Митрошина

Объединение Uralsurf предложило создать сап-маршрут по Исети «От ВИЗа до НИЗа» через весь город. Идею озвучили на форуме 100+ Technobuild, ее поддержал Музей истории Екатеринбурга, а также застройщик «Астон». It’s My City рассказывает о проекте, который однажды соединит два пруда, осуществит мечту Василия Татищева и покажет Исеть такой, какой ее еще не видели горожане.

Михаил Пальцев из Uralsurf. Фото: Игорь Брук / It's My City

Исеть связывает Верх-Исетский, Ленинский, Октябрьский и Чкаловский районы. С реки открывается отличный вид на город, природные ландшафты, историческую и индустриальную застройку, но акваторию никак не используют. Uralsurf предлагает обустроить здесь удобный и безопасный маршрут для прогулки по воде на сапбордах, которым смогут пользоваться горожане и туристы. По задумке, он должен соединить Верх-Исетский и Нижне-Исетский пруды. 

По маршруту предлагается разместить сап-станции, где серферы смогут переодеться, взять доску в прокат, оставить свои вещи или перекусить. Там же должна появиться служба безопасности, так называемые комиссары трасс. Они, в зависимости от погодных условий, могут ограничивать длину маршрута и следить за проходимостью на опасных участках.

Презентация Uralsurf

Сейчас вдоль Исети существует три таких станции: Beverly Viz на Верх-Исетском пруду, станция «Водник» на Крылова — Юмашева и Himmash beach на Нижне-Исетском пруду, которую открыли в этом году. Однако между собой они никак не связаны.

В 2022 году появится еще одна станция на новой набережной от «Астона» на Уктусе. Также в перспективе уральские серферы хотели бы открыть станции рядом с Макаровским мостом, на Плотинке и набережной квартала Clever Park, но договоренностей об этом пока нет.  

Для обустройства одной станции, по оценкам Uralsurf, потребуется от 600 тыс. до 1 млн рублей.

Концепт новых станций из облицованных морских контейнеров. Предоставлено UralSerf

Согласно проекту, на маршруте между станциями должны появиться указатели движения. За чистотой акватории будут следить работники станций. Выход на воду будет возможен только после инструктажа по технике безопасности и регистрации. 

Кроме того, предлагается оснастить сапборды GPS-датчиками, которые помогут следить за безопасностью сплавляющихся. 

С помощью датчиков также можно будет избежать кражи оборудования, которое хотят сдавать в аренду. Сап-шеринг на тех станциях, которые работают сейчас, хотят запустить в следующем году.

«Транс-уральская водная магистраль»

Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский предложил дополнить сап-маршрут экскурсионной программой об истории города, а также расширить его. Например, стартовать от села Палкино, где началась история металлургии. В зоне видимости с реки — порядка 50 памятников истории, визуальных объектов и даже валуны с городищем XII века.

«Это история про прошлое и будущее Екатеринбурга и возможность узнать больше о городе. Мы можем рассказывать про индустриальную цивилизацию, про первый екатеринбургский завод, про Плотинку и Исторический сквер», — говорит Сергей Каменский.

Сергей Каменский. Фото: Игорь Брук / It's My City

По его словам, сам сооснователь города Василий Татищев мечтал соединить реку Чусовую с Исетью, чтобы превратить их в трансуральскую водную магистраль, ведущую из Европы на Восток. 

В середине 1880-х годов существовал проект «Екатеринбург — порт шести морей». И даже в плане города 1930-х сохранялась мечта о трансуральском пути. А арки Макаровского моста проектировались под проход кораблей. 

«В 1950-е годы хотели напрямую соединить магистраль с Нижне-Исетским водохранилищем. Получается, что мечта отсюда уплыть — давняя», — говорит Каменский.

Экология

Серферы из Uralsurf с 2018 года ходят на сапах от Плотинки до Нижне-Исетского пруда. По словам сооснователя сообщества Михаила Пальцева, от этого остались «смешанные чувства».

«С одной стороны сочетается природа, мегаполис, индустриальное наследие Екатеринбурга, с другой — в глаза бросается экологическая ситуация и больше лезть туда не хочется. На берегах много мусора, преграды в виде труб и шлюзов, нависающих над водой. Есть участки с быстрым течением воды и крутым берегом, там свисают ветки, что делает участок опасным», — говорит Пальцев.

Проблемы маршрута

  • Экологическая ситуация, мусор на берегах.
  • Отсутствие благоустроенных набережных.
  • Наличие технических препятствий (трубы и шлюзы практически на глади воды или нависают над ней).
  • Участки с быстрым течением, крутыми берегами и нависающими ветками.
  • Негативный имидж реки, которая считается грязной и пахнущей.

Серферы считают, что эти проблемы можно решить и уже занимаются ими. В частности регулярно собираются на субботники на берегах. Благоустройство берега Исети есть в планах администрации Екатеринбурга, недавно были представлены планы архитекторов на один из участков. 

«Грязный» имидж Исети можно исправить методом знакомства горожан с рекой на маршруте. Также можно создать фонд, чтобы откладывать средства на улучшение состояния реки. Для его поддержки можно запустить экскурсии Музея истории Екатеринбурга и Uralsurf.

По поводу нависающих шлюзов и труб серферы начали взаимодействовать с заместителем главы администрации Верх-Исетского района Михаилом Липским. Он подсказывает, как и к кому обращаться, чтобы их перенести или убрать.

Фото: Алексей Пономарчук. Предоставлено Uralsurf

Однако пока нет решения по участкам, где отсутствует сквозной проход. Серферам приходится обходить места, где стоит Верх-Исетский завод, ремонтируемый Макаровский мост, Плотинку и участок у Кольцовского тракта.

Когда запустят сап-маршрут

Пока нельзя однозначно сказать, что сап-маршрут «от ВИЗа до НИЗа» полностью заработает. Но его начнут реализовывать с запуска сап-шеринга на участках от «Водника» до Плотинки, а также от набережной «Астона» на Уктусе до станции Himmash Beach. Это должно случиться в следующем сезоне, если все получится с технической стороны. 

Участники движения открыты к сотрудничеству с другими застройщиками, дома которых расположены вдоль набережной. Их контакты можно найти на сайте. Вполне возможно, что общими усилиями однажды удастся воплотить мечту Татищева о водной магистрали на реке Исеть. 

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: