Объединение Uralsurf предложило создать сап-маршрут по Исети «От ВИЗа до НИЗа» через весь город. Идею озвучили на форуме 100+ Technobuild, ее поддержал Музей истории Екатеринбурга, а также застройщик «Астон». It’s My City рассказывает о проекте, который однажды соединит два пруда, осуществит мечту Василия Татищева и покажет Исеть такой, какой ее еще не видели горожане.
Исеть связывает Верх-Исетский, Ленинский, Октябрьский и Чкаловский районы. С реки открывается отличный вид на город, природные ландшафты, историческую и индустриальную застройку, но акваторию никак не используют. Uralsurf предлагает обустроить здесь удобный и безопасный маршрут для прогулки по воде на сапбордах, которым смогут пользоваться горожане и туристы. По задумке, он должен соединить Верх-Исетский и Нижне-Исетский пруды.
По маршруту предлагается разместить сап-станции, где серферы смогут переодеться, взять доску в прокат, оставить свои вещи или перекусить. Там же должна появиться служба безопасности, так называемые комиссары трасс. Они, в зависимости от погодных условий, могут ограничивать длину маршрута и следить за проходимостью на опасных участках.
Сейчас вдоль Исети существует три таких станции: Beverly Viz на Верх-Исетском пруду, станция «Водник» на Крылова — Юмашева и Himmash beach на Нижне-Исетском пруду, которую открыли в этом году. Однако между собой они никак не связаны.
В 2022 году появится еще одна станция на новой набережной от «Астона» на Уктусе. Также в перспективе уральские серферы хотели бы открыть станции рядом с Макаровским мостом, на Плотинке и набережной квартала Clever Park, но договоренностей об этом пока нет.
Для обустройства одной станции, по оценкам Uralsurf, потребуется от 600 тыс. до 1 млн рублей.
Согласно проекту, на маршруте между станциями должны появиться указатели движения. За чистотой акватории будут следить работники станций. Выход на воду будет возможен только после инструктажа по технике безопасности и регистрации.
Кроме того, предлагается оснастить сапборды GPS-датчиками, которые помогут следить за безопасностью сплавляющихся.
С помощью датчиков также можно будет избежать кражи оборудования, которое хотят сдавать в аренду. Сап-шеринг на тех станциях, которые работают сейчас, хотят запустить в следующем году.
«Транс-уральская водная магистраль»Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский предложил дополнить сап-маршрут экскурсионной программой об истории города, а также расширить его. Например, стартовать от села Палкино, где началась история металлургии. В зоне видимости с реки — порядка 50 памятников истории, визуальных объектов и даже валуны с городищем XII века.
«Это история про прошлое и будущее Екатеринбурга и возможность узнать больше о городе. Мы можем рассказывать про индустриальную цивилизацию, про первый екатеринбургский завод, про Плотинку и Исторический сквер», — говорит Сергей Каменский.
По его словам, сам сооснователь города Василий Татищев мечтал соединить реку Чусовую с Исетью, чтобы превратить их в трансуральскую водную магистраль, ведущую из Европы на Восток.
В середине 1880-х годов существовал проект «Екатеринбург — порт шести морей». И даже в плане города 1930-х сохранялась мечта о трансуральском пути. А арки Макаровского моста проектировались под проход кораблей.
«В 1950-е годы хотели напрямую соединить магистраль с Нижне-Исетским водохранилищем. Получается, что мечта отсюда уплыть — давняя», — говорит Каменский.
Экология
Серферы из Uralsurf с 2018 года ходят на сапах от Плотинки до Нижне-Исетского пруда. По словам сооснователя сообщества Михаила Пальцева, от этого остались «смешанные чувства».
«С одной стороны сочетается природа, мегаполис, индустриальное наследие Екатеринбурга, с другой — в глаза бросается экологическая ситуация и больше лезть туда не хочется. На берегах много мусора, преграды в виде труб и шлюзов, нависающих над водой. Есть участки с быстрым течением воды и крутым берегом, там свисают ветки, что делает участок опасным», — говорит Пальцев.
Проблемы маршрута
- Экологическая ситуация, мусор на берегах.
- Отсутствие благоустроенных набережных.
- Наличие технических препятствий (трубы и шлюзы практически на глади воды или нависают над ней).
- Участки с быстрым течением, крутыми берегами и нависающими ветками.
- Негативный имидж реки, которая считается грязной и пахнущей.
Серферы считают, что эти проблемы можно решить и уже занимаются ими. В частности регулярно собираются на субботники на берегах. Благоустройство берега Исети есть в планах администрации Екатеринбурга, недавно были представлены планы архитекторов на один из участков.
«Грязный» имидж Исети можно исправить методом знакомства горожан с рекой на маршруте. Также можно создать фонд, чтобы откладывать средства на улучшение состояния реки. Для его поддержки можно запустить экскурсии Музея истории Екатеринбурга и Uralsurf.
По поводу нависающих шлюзов и труб серферы начали взаимодействовать с заместителем главы администрации Верх-Исетского района Михаилом Липским. Он подсказывает, как и к кому обращаться, чтобы их перенести или убрать.
Однако пока нет решения по участкам, где отсутствует сквозной проход. Серферам приходится обходить места, где стоит Верх-Исетский завод, ремонтируемый Макаровский мост, Плотинку и участок у Кольцовского тракта.
Когда запустят сап-маршрут
Пока нельзя однозначно сказать, что сап-маршрут «от ВИЗа до НИЗа» полностью заработает. Но его начнут реализовывать с запуска сап-шеринга на участках от «Водника» до Плотинки, а также от набережной «Астона» на Уктусе до станции Himmash Beach. Это должно случиться в следующем сезоне, если все получится с технической стороны.
Участники движения открыты к сотрудничеству с другими застройщиками, дома которых расположены вдоль набережной. Их контакты можно найти на сайте. Вполне возможно, что общими усилиями однажды удастся воплотить мечту Татищева о водной магистрали на реке Исеть.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.