В России новое громкое дело о государственной измене — в отношении основателя компании Group IB Ильи Сачкова. И дело это необычное. Потому что чаще всего фигуранты таких дел выглядят более или менее невинными жертвами репрессивной машины. А в данном случае речь о человеке, который и сам имел косвенное отношение к этой машине, по крайней мере — к силовым структурам. Но был не полицейским или чиновником, а талантливым предпринимателем-айтишником, который оказывал услуги в том числе и силовым структурам.
Еще в 2019 году Илья Сачков был на встрече молодых предпринимателей с Владимиром Путиным, а на этой неделе его в Москве задержали сотрудники ФСБ. У Сачкова дома и в офисах компании прошли обыски. После допроса Сачкова арестовали на два месяца. Сидеть он будет в СИЗО «Лефортово» — «карманном» изоляторе ФСБ, где содержатся подозреваемые, с которыми работает чекистское следствие. Там же сидят другие фигуранты дел о государственной измене — например, журналист Иван Сафронов.
Вы можете посмотреть этот материал в формате видео:
Чем известны Group IB и Илья Сачков
Компания Group IB — это российская компания, которую в 2003 году Илья Сачков основал вместе со своим товарищем Дмитрием Волковым. Они оба выпускники МГТУ им. Баумана. Сачкову тогда было 17 лет. Он рассказывал, что лежал в Боткинской больнице, прочитал американскую книжку о расследовании компьютерных преступлений и загорелся этой идеей. Компания появилась как стартап для борьбы с киберпреступностью.
Илья Сачков представляет себя эдаким Шерлоком Холмсом XXI века: частный специалист, интеллектуал, который борется с электронными преступлениями, оказывая детективные услуги как частным лицам, так и государству. Любовь к хорошим костюмам английского стиля только подчеркивает этот образ. Он производит впечатление умного и очень заинтересованного в своем деле человека. И его компании оказалась довольно успешной.
К 2021 году она доросла до оборотов в миллиарды рублей, открыла офисы в нескольких российских городах и нескольких странах мира, а главный офис разместила в Сингапуре. Там Сачков, насколько известно, и проживал постоянно, а в Москве бывал лишь наездами.
Если верить многочисленным публикациям в СМИ, Group IB была успешна и за рубежом, и в России. Уже с 2016 года международный Forbes стал включать Илью Сачкова в рейтинги наиболее перспективных бизнесменов. Компания сотрудничает Интерполом, Европолом и ОБСЕ. Сачков значится одним из членов международной Глобальной комиссии по стабильности киберпространства, а его компанию отмечают международные аналитические агентства, работающие в сфере кибербезопасности.
При этом Сачков активно сотрудничал с российскими властями. Он входил в экспертные комитеты Госдумы и МИД России, выступал на различных правительственных мероприятиях, трижды встречался с президентом, отмечен грамотами МВД и ФСБ, личной благодарностью министра внутренних дел Владимира Колокольцева и так далее. Среди клиентов Group IB много близких к государству или просто государственных структур — Банк России, Сбербанк, Департамент информационных технологий Москвы, Роскосмос, МВД РФ, Следственный комитет и тому подобное. При этом у компании много и коммерческих клиентов, в первую очередь банков, так что было бы неверно сказать, что Group IB жила на госконтрактах. Хотя, судя по интервью Ильи Сачкова, он был вовсе не против увеличить число государственных заказов в своем портфеле.
Сам Сачков говорил, что иногда бесплатно оказывает государству услуги по борьбе с реальными преступниками — убийцами, педофилами, мошенниками, торговцами наркотиками. Нам неизвестно, скажем, помогала ли как-либо Group IB в слежке за оппозиционерами или чем-нибудь таким. Сам Сачков в интервью ютуб-проекту «Русские норм» говорил, что он бы не взялся за заказ по сбору информации об авторе какого-либо оппозиционного ролика.
Сам Сачков оппозиционером точно не является, скорее наоборот — молодым государственником. Он рассказывает, что даже хотел работать в полиции, но его не взяли. Но при этом он умеренный государственник, без перегибов, и вернуться в 1937 год бы явно не хотел.
Если Сачков в интервью и критикует чиновников, то только бывших. Например, несколько раз негативно отзывался о бывшем мэре Москвы Юрии Лужкове, его жене Елене Батуриной и бывшим министре обороны Анатолии Сердюкове.
О тесных контактах Сачкова с правоохранительными органами можно судить и по многочисленным благодарственным письмам, опубликованным на сайте компании, и по его рассказам о том, как он лично ездит на задержания преступников, которых помогает ловить Group IB.
Судя по многочисленным интервью, Сачкову нравилась публичность, нравился образ успешного высокоинтеллектуального бизнесмена. И это совершенно нормально, ничего плохого тут нет. Но некоторые связанные с ним истории выглядели дурно. Например, в 2019 году случился эпизод у гостиницы Four Seasons в двух шагах от Кремля. Сачков якобы выстрелил в лицо из газового пистолета таксисту, который мешал ему проехать. Сам он позднее заявил, что это был не совсем пистолет, а устройство для распыления газа «Удар», а таксисты вели себя агрессивно и угрожали ему.
За что арестовали Сачкова
И вот теперь Илью Сачкова обвинили в передаче секретных данных иностранной разведке. Что именно за данные были переданы, кому, по какой причине — ничего этого, как обычно, нам не говорят, дело засекречено. Сачков не признает вину, а его компания сделала официальное заявление о невиновности своего руководителя.
Есть версия, что на самом деле Group IB и лично Илья Сачков были гораздо ближе силовикам, чем сам Илья рассказывал в интервью. Источники связывают Сачкова с бывшим начальником отдела центра информационной безопасности ФСБ РФ Сергеем Михайловым, который еще в феврале 2019 года был осужден на 22 года за государственную измену. Еще одним обвиняемым по этому делу был сотрудник «Лаборатории Касперского», бывший офицер МВД Руслан Стоянов. Суд признал, что Михайлов и Стоянов за $10 млн сообщили американской ФБР о способах и методах ведения оперативно-разыскной деятельности в отношении основателя компании Chronopay Павла Врублевского, которого в США считают крупным киберпреступником. Причем Сачков проходил по делу свидетелем обвинения и фактически дал показания и на Стоянова, и на Михайлова.
Еще одним важным делом, которое вспоминают в связи с арестом Сачкова, является история Никиты Кислицына — нынешнего подчиненного Сачкова в Group IB. Этот специалист по кибербезопасности (кстати, бывший главный редактор журнала «Хакер») в 2014 году прямо в Москве в посольстве США дал показания на другого российского хакера Евгения Никулина. Тот был известен тем, что рассекал по Москве на белом «Ламборгини».
Как следует из опубликованных в 2020 году материалов дела, слушавшегося в Федеральном окружном суде Северного округа штата Калифорния, Никулин украл данные примерно 100 млн учетных записей крупных платформ вроде Formspring, а Кислицын должен был заняться их продажей. Американское правосудие собиралось предъявить Кислицыну обвинение, однако Кислицын пошел на сделку и, находясь в Москве, пришел в посольство США, встретился с агентами ФБР и дал показания на Никулина и других хакеров, сотрудничавших с российскими спецслужбами. Причем, как говорилось в материалах дела, он дал показания с ведома своего начальника Ильи Сачкова. Но тогда об этом знали только американцы, и уже после публикации материалов судебного дела узнали все остальные. В том числе и ФСБ.
В списке, которые Кислицын тогда сдал ФБР, был Дмитрий Докучаев — известный хакер по прозвищу Forb, а по совместительству майор ФСБ и подчиненный уже упомянутого Сергея Михайлова (вот такие люди иногда работают в ФСБ!). Именно Докучаев, как считает российское следствие, непосредственно передавал ФБР оперативную информацию в отношении Павла Врублевского из Chronopay. Докучаев тоже был осужден в 2019 году, но признал вину и получил всего шесть лет. С учетом проведенного под арестом во время следствия, уже вышел условно-досрочно.
То есть получается примерно такая история. В 2014 году Сачков разрешил своему подчиненному, у которого были проблемы с американским правосудием, идти и дать показания ФБР. Подчиненный слил кучу данных на русских хакеров, некоторые из которых были связаны с российскими спецслужбами. В ближайшие годы американцы задержали в разных частях мира некоторых этих хакеров. И потом в том числе через это пытались доказывать вмешательство Кремля в американские выборы 2016 года. Помните, взлом серверов Демократической партии, взлом почты Хиллари Клинтон и все эти истории.
При этом самому Сачкову, возможно, покровительствовал высокопоставленный сотрудник ФСБ Михайлов, который, как считает российское правосудие, оказался американским шпионом. Несмотря на это, Сачков помог посадить Михайлова, дав на него показания в суде. И после этой истории Сачков не уехал из России, не спрятался, а продолжил активно вести бизнес в нашей стране и даже встречался с Путиным. Его встреча с президентом прошла как раз тогда, когда дело Михайлова в суде уже двигалось к приговору. Может быть, у Сачкова все было нормально до того момента, пока американский суд не опубликовал данные об источниках уголовного расследования и публично не стало известно, что Сачков был в курсе слива информации ФБР в 2014 году.
Вероятно, Сачков предполагал, что у него могут быть проблемы с законом. Как пишет газета «Коммерсантъ», внутри Group IB распространялось видео, на котором основатель компании говорит, что скоро их бизнес могут закрыть
Особенность дел о государственной измене
В цельную историю этот сюжет пока не складывается, потому что нам неизвестно слишком многое. Предположу, что у Ильи Сачкова найдется мало защитников среди оппозиционно настроенной общественности, ведь он играл в опасную игру с властью. И напрашивается вывод, что — доигрался. Кроме того, в отличие от многих других дел о госизмене, здесь речь идет хоть бы о каких-то фактах, подтвержденных американским судом и официально опубликованных. Однако в данном случае не важно, симпатизируете вы Илье Сачкову или нет. Перед нами очередное дело о государственной измене. И такие дела в России расследуются крайне непрозрачно.
Для сравнения можно привести пример того, как шпионские дела расследуются в тех же США. Общественность очень подробно, с помощью многостраничных официальных документов, подписанных конкретными уполномоченными лицами, информируют о том, что именно совершил подозреваемый, в каких обстоятельствах, какую выгоду он получил взамен, какой ущерб его действия нанесли национальной безопасности или государству как таковому. Вот ссылка на опубликованное обвинительное заключение по знаменитому делу шпиона Роберта Хансена, служившего в ФБР и сливавшего данные СССР, а потом России. Можно прочитать и решить — согласны вы с этими обвинениями или нет. Если следственные органы обязаны публиковать такие подробные обвинительные заключения, у них меньше возможностей фабриковать уголовные дела.
В России же мы не знаем о сути подобных обвинений ничего, заседания судов проходят в закрытом режиме, приговоры секретны — так что даже если Илья Сачков настоящий шпион, нам останется только верить силовикам и суду на слово. Символично ведь, что крупицы официальной информации об этом деле мы имеем не от российских правоохранительных органов, а из документов калифорнийского суда.
Что случилось на самом деле? Версии
Есть несколько версий того, откуда взялось уголовное дело Ильи Сачкова. Ведь в нашей стране такие уголовные дела просто так появляются редко. Главные версии сформулировала в своем телеграм-канале политолог Татьяна Становая.
Во-первых, это может быть банальной корпоративной войной. Group IB, например, наступала на пятки «Лаборатории Касперского». Сам Сачков говорил и Путину, и Медведеву, что они лучше «Касперского», так что государству надо работать с ними.
Во-вторых, это может быть этапом клановой войны силовиков. Башни ФСБ и ГРУ рубятся друг с другом, щепки летят во все стороны, и нам остается только наблюдать за тем, что вываливается в публичную плоскость, не понимая всей подоплеки происходящего.
В-третьих, это может быть политический сигнал крупным IT-компаниям, чтобы ограничивали международные контакты и не думали уходить из России. Сам Сачков перевез офис в Сингапур и подумывал об IPO. Кстати, даже если это не было причиной появления такого дела, российские айтишники в любом случае этот сигнал уже считали. И это одно из важных последствий дела Group IB для российской высокотехнологической индустрии.
Четвертая версия: банальные карьерные соображения — силовому аппарату нужна пища для новых званий и наград, а тут подвернулся удобный случай, всплыли показания из калифорнийского суда.
В-пятых, наконец, чисто криминальная версия. То есть, может быть, действительно был факт передачи некоей информации иностранной разведке, а Сачков — настоящий шпион. И речь даже не о показаниях его подчиненного, а о чем-то более серьезном. Но в эту версию, пожалуй, веришь меньше всего.
Есть еще шестая версия, о которой не пишет Становая. Илья Сачков в ходе своих расследований узнал то, что ему знать не следовало. Звучат даже предположения, что он может быть в курсе деталей организации электронного голосования в Москве на выборах 17–19 сентября. Но это пока лишь домыслы.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.