«Время обнимать и уклоняться от объятий»

Что посмотреть на 6-й Уральской биеннале современного искусства в Екатеринбурге? Гид по площадкам

1 октября, 20:11, 2021г.    Автор: Яна Митрошина

Со 2 октября по 5 декабря в Екатеринбурге будет проходить 6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Впервые организаторы решили разделить основной проект, над которым работали десятки художников со всего мира, по семи разным зданиям. Корреспонденты It’s My City побывали на всех площадках и подготовили содержательный гид для посетителей. 

Фото: Игорь Брук / It's My City

Где проходит 6-я Уральская биеннале?

Главное на Уральской биеннале — это основной проект «Мыслящие руки касаются друг друга». Его создавали 52 художника и художественных коллектива из 23 стран и регионов, в том числе Турции, Германии, Нидерландов, Испании, Таиланда, США. Кураторы Чала Илэке, Ассаф Киммель и Аднан Йылдыз распределили их работы по семи площадкам в Екатеринбурге. 

Это новый механообрабатывающий цех Уральского оптико-механического завода (Ростех), бывший кинотеатр «Салют», Главпочтамт, Екатеринбургский цирк, «Дом Метенкова», екатеринбургский филиал ГМИИ им. Пушкина и Музей истории и археологии.

Как выразился Ассаф Киммель, выставку хотели раскидать по городу «как конфетти».

Фото: Игорь Брук / It's My City

Работа над главной выставкой шла удаленно — кураторы готовили основной проект Уральской биеннале во время локдауна в 2020 году и называют его «hausgemacht» («сделанным дома»). Они не могли выходить из дома и покидать свои страны, поэтому изучать Екатеринбург в рамках кураторского исследования им приходилось с помощью Google Maps. Именно таким образом они выбирали площадки для работы художников.

Кстати, когда куратор Чала Илэке приехала в город, она удивилась, не увидев рядом со зданием цирка недостроенную телебашню, которую снесли в 2018 году. На картах она еще осталась. 

Вдохновением для основного проекта Уральской биеннале послужил роман-антиутопия Евгения Замятина «Мы», площадки стали элементами романа.

УОМЗ — космический корабль «Интеграл», бывший кинотеатр «Салют» — главный герой романа Д-503, Екатеринбургский цирк — героиня O-90, Главпочтамт — возлюбленная главного героя I-330. Музейные площадки тоже закодированы: «Дом Метенкова» — поэт R-13, Музей археологии — «Древний Дом», уральский филиал ГМИИ им. Пушкина — Зеленая Стена.

А теперь коротко о том, что посмотреть на этих площадках.

УОМЗ

ул. Восточная, 33б

График работы: 2 октября — 5 декабря, с 12:00 до 21:00. По понедельникам выходной. На проходной завода нужно показывать паспорт.

В 2019 году биеннале проходила в старом советском цеху Уральского оптико-механического завода. В этот раз завод предложил разместить работы в новом механообрабатывающим цеху.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Первое, на что вы обратите внимание в зале — это огромная ажурная салфетка на полу. Ее вязала крючком в течение 700 дней боснийская художница Шейла Камерич. Объект получил название «Опасная работа», потому что вязание стало для художницы способом выместить эмоции, возникшие во время войны в Боснии и Герцеговине, свидетельницей которой она была. Кроме того, это высказывание о женском социальном рабстве. Размер салфетки символизирует попытку освободиться от навязанных ограничений. 

Фото: Игорь Брук / It's My City

Еще одна яркая работа — будка охраны с колючей проволокой. Она была создана в 1995 году турецкой художницей Хале Тенгер. В Турции до 1994 года существовала государственная монополия на радиовещание: была лишь одна радиостанция, по которой передавали только одобренную государством музыку. В будке стоит современный радиоприемник, который воспроизводит музыку начала 1990-х и ее нельзя переключить. Верхушка колючего забора направлена внутрь, а не наружу — это игра с идеей внутреннего и внешнего содержания и вопросом: где мы находимся на самом деле?

Фото: Игорь Брук / It's My City

Художник Клеменс фон Ведемейер создал для биеннале VR-работу «Открытые объекты». Надев очки, вы увидите, как белые панели цеха завода превращаются в пространство мастерской минского скульптора-монументалиста Заира Азгура, создававшего фигуры советских деятелей. Изначально Клеменс собирался сделать проект о культурной памяти и схожести советской и античной скульптуры, но из-за пандемии и волнений в Минске он не смог попасть в мастерскую художника, где сохранились его наброски. Поэтому попросил друзей отсканировать мастерскую и сделал виртуальное пространство мастерской. 

Другую часть этой работы можно найти в  кинотеатре «Салют», где пройдут показы пяти фильмов о разговорах Клеменса с художниками, все-таки попавшими в мастерскую в Минске.

Российских художник Антон Стоянов представил на УОМЗ две работы. «Уф-революция» — это антивитражи. Стекло, которое должно красиво пропускать цветной свет, в них заменено на зеркало, отражающее свет. Вторая работа «Без названия» — это носки художника разной степени загрязнения, которые соединены в технике ассамбляжа, свойственной авангардистам. По сути это коллажирование объемных предметов без рам. 

Фото: Игорь Брук / It's My City

Есть еще одна заметная работа, которая самостоятельно перемещается по пространству цеха. Это роботизированная конструкция, создающая акустические отражения от других работ — звуковые волны разбиваются об объекты и получаются разные звуки. Ее создала команда из Германии — Майкл Аксталлер, Ян Ст. Вернер, Неле Йегер и Оливер Майер. Кстати, в пространстве заводского цеха можно услышать реальные звуки производства, размещенного за забором. Это далеко не все работы, остальные можно посмотреть на площадке.

Главпочтамт

пр. Ленина, 39

Свободное посещение по режиму работы почтового отделения: ежедневно с 8:00 до 22:00.

Коллаборация Уральской биеннале с Главпочтамтом станет первым проектом в рамках сотрудничества Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и «Почты России» с целью популяризация искусства.  

Фото: Игорь Брук / It's My City

Первая работа здесь встречает уже на фасаде конструктивистского здания. Это надпись «Во все завтра, в которые мы предпочитаем не верить», выполненная турецким художником Эгеменом Демирчив стиле телеграммы. Если присмотреться, можно увидеть, что буквы состоят из черных квадратов — это отсылка к главной работе Казимира Малевича. Если «Черный квадрат» — символ предельного минимализма в искусстве, то надпись — символ технологического минимализма в практике использования телеграфов.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Вторая часть работы находится в самом зале Главпочтамта — в выделенной цветными панелями комнате в центре зала посетителям предлагается отправить письмо абоненту в будущее, которое случится через сто лет. Идея работы родилась из советской практики установки «капсул времени». Что особенно важно — с «Почтой России» заключен договор на опечатку писем и передачу их на хранение в архив. То есть в 2121 году письма достанут из архива и разошлют адресатам.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Соседний зал отведен под перформанс курдской художницы Мехтап Байду «Камни желаний». Сидя за столом, она медитативно растапливает сургуч, затем берет один из камней, присланных ей со всего мира, и ставит на него печать. Традиция курдов — загадывать желания на камни. Перед художницей стоит задача исполнить 200 людских желаний. Посмотреть на этот перформанс можно будет 2 и 3 октября с 14:00 до 17:00.

Еще одна работа на площадке представляет собой 18-метровое полотно. В философии инков есть идея зерна, из которого вырастает вся лента жизни. Спустившись с верхнего этажа здания на первый, мы можем увидеть жизнь от ее начала до конца. Одновременно рассмотреть сюжет на полотне невозможно, как и в жизни, где мы не сможем узнать сразу все события от рождения до смерти. У полотна есть еще одна особенность, о которой вам расскажут медиаторы. 

Бывший кинотеатр «Салют»

ул. Толмачева, 12

2 октября — 5 декабря с 12:00 до 21:00. По понедельникам выходной.

Кинотеатр «Салют» закрыли в феврале 2020 года, чтобы открыть на этом месте молодежный центр. С тех пор пространство мало изменилось. «У „Салюта“ сейчас определяется формат работы. Нам важно приходить в такие места и вносить визионерские идеи», — говорит комиссар Уральской биеннале Алиса Прудникова.

Фото: Игорь Брук / It's My City

На входе в бывший кинотеатр размещена работа «Большая чаша», создающая впечатление, что он вот-вот покатится на зашедшего. На втором этаже вы увидите проект «Две минуты до полуночи», размышляющий о том, что было бы, если бы миром управляли женщины и произошла ядерная война. Еще одна работа французского художника Клемана Кожитора — часть перформанса, представленного в парижской опере, где на сцене молодые люди воспроизводят куски из опер. Ее будут транслировать в кинозалах.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Также пространство «Салюта» задействовано под публичную программу биеннале. О том, что будет на ней, мы писали здесь.

Екатеринбургский государственный цирк

ул. 8 Марта, 43

График работы: 2–24 октября с 12:00 до 21:00. По понедельникам выходной.

Цирк полностью прекращает работу на время биеннале. Арену и другие пространства задействуют под перформансы художников. В работе Яна Вернера «Квадраты будут падать» вместо актеров на сцене будут выступать механические объекты. Устройства заменяют живых певцов и музыкантов и превращают все в фарс. 

Фото: Игорь Брук / It's My City

Перформанс «Звук вырывания волос» посвящен опыту знакомства с турецкой армией художника и открытого гея Кавачи. В Турции военная служба является обязательной, исключение — сексуальная ориентация. Когда Кавачи призвали в армию, ему пришлось пройти унизительное обследование у медиков, чтобы доказать свою ориентацию. В основу перформанса легла фраза одного из врачей: «У тебя волосы на руках, ты не можешь быть геем!»

Фото: Игорь Брук / It's My City

Фото: Игорь Брук / It's My City

Художница из Гватемалы Майя Саравия поставила перформанс «Теория призрака. Часть 2», где с помощью танца исследует синкретические традиции в религии и культуре, которые возникли на стыке колониального проекта и подавляемых им народной культуры и местных верований. Основой перформанса стал реггетон — музыка, зародившаяся в 1980-х годах в Пуэрто Рико. Перформансом художница хочет задать вопрос, можем ли мы все вместе испытать радость, которая находится за рамками неолиберального режима?

Всего в программе 12 перформансов, за расписанием можно следить здесь.

Музей истории и археологии Урала

пр. Ленина, 69/10

График работы: 2 октября — 5 декабря, с 12:00 до 21:00. По понедельникам выходной.

В фойе музея расположены три работы — это текстильные картины турецкого художника Кавачи, в которых он исследует детские воспоминания, квир-идентичность, труд и жизнь. Рядом две серии фоторабот. 

Фото: Игорь Брук / It's My City

В первой француз Джимми Роберт снимает портреты натренированных людей в позах кунг-фу в цирковых локациях, причем часто предназначенных для животных. Таким образом он задает вопрос: а что есть боевые искусства? Другой проект — от кипрского художника Стелиоса Каллинику. С помощью фотографий глаз животных он исследует пропасть между человеком и зверьми.  

Фото: Игорь Брук / It's My City

На третьем этаже работа «Демотанитос ЕЕЕ» о разных воплощениях каменного века примитивных сообществ при капитализме и социализме. Карикатурная работа художницы Хенрике Науманн в стиле «Флинстоунов» встроена в постоянную экспозицию археологического музея. Сама она родилась в ГДР в 80-х и застала и социализм, и капитализм. Вместо музейных полок — стеллажи из обувного магазина западной Германии 1990-х годов. Есть и видео, склеенное художницей из обучающего школьного видео о каменном веке из восточной Германии с моментами из «Флинстоунов». Видео начинается с того, как человек берет в руки палку, это значит что существование человека зависит от возможности работать. После падения берлинской стены многие люди потеряли работу.

Фотографический музей «Дом Метенкова» 

ул. Карла Либкнехта, 36

2 октября — 5 декабря с 12:00 до 21:00. По понедельникам и вторникам выходной.

В зале представят фильм Эли Кортиньяс «У стен есть чувства». На кадрах она показывает предметы в интерьерах представителей власти, роботов и трудящихся людей. Идея довольно простая — человек становится автоматическим механизмом и вписывается в схему, навязанную властью. По сути это прямой пересказ романа «Мы», где люди — винтики одной машины.

Фото: Игорь Брук / It's My City

В музее также покажут фильм Михаила Толмачева, сделанный из фотографий советского солдата Владислава Макарова, который провел 621 день в Афганистане, и интервью солдата. Работа трехчастная: два фильма будут крутить в «Доме Метенкова», а перформативную часть монолога представят в цирке.

Уральский филиал ГМИИ Им. А. С. Пушкина (Бывший ГЦСИ)

ул. Добролюбова, 19а

График работы: 2 октября — 5 декабря с 12:00 до 21:00. По понедельникам выходной.

Музей предоставил одну комнату для фильма «Дыхание сажи» филолога Дениз Фейррера да Силва, которая исследует вопросы колониализма и расы. В этой 40-минутной ленте вместе с Арджуна Норман они исследуют тему времени и бесконечности. Вы увидите бесконечные природные пейзажи, которые перемещаются из одной локации в другую, иногда среди них появляются индустриальные картинки. Таким образом происходит связь природы и индустриальности. 

Фото: Игорь Брук / It's My City

Поверх наложены блюзовые вставки — это рабочие песни афроамериканцев XIX века. Изначально эти мотивы были призваны объединять человека с природой. Это фильм о чувственности и нежности материалов, которые были на земле до того, как появились люди. В своих работах художница транслирует мысль, что нужно стать такими же нежными, как трава.

Арт-резиденции 

Помимо основного проекта есть проекты арт-резиденций Уральской биеннале. В этом году программа проходит в городах Асбест, Нижний Тагил, Полевской и поселок Черноисточинск в Свердловской области, а также Кыштым, Сатка, Челябинск и поселок Сокол в Челябинской области. Первые индустриальные маршруты по этим площадкам запустили летом, в октябре они продолжат работу.

Как попасть на Уральскую биеннале

Стоимость полного билета на единоразовое посещение (УОМЗ + кинотеатр «Салют») в течение работы биеннале — 500 рублей / льготный билет 250 рублей.

Стоимость полного билета на многоразовое посещение перформанс-программы в цирке в течение работы биеннале — 1 000 рублей / льготный 500 рублей. Единоразовое посещение перформанса в цирке — 200 рублей / льготный 100 рублей. 

На Главпочтамт можно прийти бесплатно, вход в Дом Метенкова, Музей истории и археологии Урала — по билету на кассе. 

Однодневные маршруты с трансфером и гидом в арт-резиденции стоят от 2500 рублей. Все подробности на сайте биеннале.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: