«Районы, как черные дыры. Когда в них что-то открывается, это притягивает людей»

Стас Рогозин — о минусах жизни в США, сложностях семейного бизнеса и возрождении кинотеатров на Уралмаше

21 сентября, 17:45, 2021г.    Автор: Диана Кучина

Современные кинотеатры в Екатеринбурге начали появляться благодаря людям, которые сами привозили технологии в город. Семья Рогозиных, создавшая международную сеть «Премьер-зал», как раз такая. Сначала отец начал показывать свежие киноленты с крутым звуком и изображением, а теперь сын превращает кинотеатры в новые точки притяжения районов с другим, не голливудским лоском. Зачем ему это нужно, почему он не остался жить в США и продолжает работать на две страны из Екатеринбурга — об этом Стас Рогозин рассказал для рубрики «Горожанин», над которой мы работаем совместно с «Атомстройкомплексом».

«Кинотеатр в Юго-Западном долгое время был самым модным в городе»

— В 1990-е годы у моего отца Евгения Рогозина был небольшой бизнес на железнодорожном вокзале Екатеринбурга — киоски, игровые аппараты и комната, где по телевизору с помощью видеомагнитофона показывали фильмы. Вместе с друзьями он начал ездить за границу — в Турцию, Восточную Европу, чтобы посмотреть, как живут за пределами России. На какое-то время отец уехал жить в Канаду, получил гражданство, снова вернулся на Урал и открыл первый в городе лазертаг «Планета лазер» в кинотеатре «Салют». Я тогда учился в школе, но на каникулах подрабатывал там инструктором — это была моя первая работа. 

Стас работает в индустрии кино с самого детства. Фото: Арина Томашова / It's My City

После этого отец решил открыть в «Доме кино» второй в России кинотеатр со звуковой системой Dolby, первый открыли в Москве буквально за два месяца до этого. Один за другим стали появляться кинотеатры в районах, например, кинотеатр в Юго-Западном долгое время был самым модным в городе, туда ездили из центра, чтобы посмотреть кино. А потом случился фильм «Сибирский цирюльник» — мы купили права, чтобы прокатывать фильм по всей области. Так мы начали заниматься дистрибуцией и за все время компания «Премьер зал» выросла до 335 кинотеатров в Екатеринбурге и в России. 

«Могу решить любой вопрос в чужой стране»

— Впервые я оказался за границей в Великобритании, когда мы начали заниматься оборудованием для кинотеатров. Я поехал на курсы в компанию Dolby, чтобы научиться настраивать звук в кинотеатре. Тогда еще не было смартфонов, просто сотовые телефоны. Я забронировал жилье, прилетаю, прохожу контроль, звоню в гостиницу, а трубку взял сотрудник с сильным акцентом, вероятно, индус. Кое-как он объяснил мне, как доехать. Я сел в автобус, ехать 20 минут, а прошло уже 40. Пошел на ломаном языке спрашивать у водителя, куда мы едем и оказалось, что в другой город! Это был последний рейс, обратно уже не вернуться.

Я попросил высадить меня на трассе рядом с заправкой. Было страшно, но я смог договориться с дедушкой, который ехал в пригород Лондона, чтобы он высадил меня на крайней ветке метро. Там тоже пришлось долго блуждать, а до гостиницы я добрался уже глубокой ночью. Зато на утро я проснулся с ощущением, что могу решить любой вопрос в чужой стране своими силами. 

В США у Стаса работает мастерская кинооборудования. Фото: Арина Томашова / It's My City

На следующий день я облазил весь город, побывал на разных экскурсиях, будучи уверенным, что передо мной открыты все границы и нет никаких сложностей. 

«Надежнее в казино играть, чем дистрибуцией фильмов заниматься»

— В кинобизнесе я успел поработать на всех должностях — и попкорн продавал, и билеты проверял. Помимо этого у нас есть своя IT-инфраструктура для оснащения кинотеатров и компания Magna Tech, которая занимается проектированием и оснащением кинотеатров. Мы сделали больше 300 объектов в самых разных уголках страны.

Также я занимаюсь и творческими проектами — дважды в Екатеринбурге мы провели фестиваль аутдор-культуры Banff. Сестра одного из наших сотрудников жила в Канаде и порекомендовала меня организаторам. Я очень вдохновляюсь этим проектом, сам люблю походы, туризм и все, что связано с природой. Фестиваль учит получать удовольствие от жизни, а для этого нужно научиться пользоваться природой, которая вокруг тебя есть. Ведь в каждом регионе столько всего интересного! Планирую повторить фестиваль в Екатеринбурге и масштабировать на другие города. В этом нам согласилось немного помочь посольство Канады.

Сейчас Стас Рогозин активно развивает кинотеатры «Омега» и «Заря». Фото: Арина Томашова / It's My City

Фото: Арина Томашова / It's My City

Фото: Арина Томашова / It's My City

Одно время я занимался прокатом авторского кино в России и странах СНГ. Наш первый документальный фильм «Сансара» был по сути самым успешным проектом — в нем нет диалогов, есть только визуальный и музыкальный ряд и разные сцены из жизни. Было приятно, что с таким умным классным фильмом получилось заработать. Потом мы покупали несколько других фильмов с анимацией. Один из них (The Day of the crows) озвучивали в Екатеринбурге, пригласив актеров из разных театров. Также мы покупали уругвайский фильм, номинанта на Оскар «Anina» и фильм про Ника Кейва «20 тысяч дней на земле» — главный фильм Beat Film Festival в одном из сезонов. Мы даже продали его на Первый канал. Но опыт показал, что надежнее в казино играть, чем дистрибуцией фильмов заниматься, настолько непредсказуемый результат. Пока я для себя реально не понял, как сделать этот бизнес успешным.

«У нас есть проекторы, которые стояли в Белом доме»

— В США у нас тоже кипит интересная деятельность. Там работает мастерская реставрации кинооборудования, где работают люди из Кубы, эмигрировавшие в США. Они восстанавливают старое кинооборудование. Иногда мы его поставляем в музеи кино. У нас большая коллекция — склад из оборудования размером с магазин Metro. Есть экспонаты с историей: проекторы, которые стояли в Белом доме в кинозале у президента, или камеры, на которые снимались известные фильмы, например, «Рокки» со Сталлоне. 

Кстати, в штатах я тоже успел пожить — два года был во Флориде, год в Бостоне. Канада и США поразительны с точки зрения того, что там могут одновременно присутствовать и инновационные, и архаичные вещи. Например, в маленьких городах нет обыденных для нас местных СМИ, в магазинах удивляются, когда у тебя получается оплатить покупки через смартфон, а многие люди ни разу не бывали за пределами своего штата. Еще я хотел бы пожить в Нью Йорке и Европе, именно с точки зрения получения другого опыта. Пока же у меня в Екатеринбурге есть важные для города проекты — это кинотеатры на районе «Омега» и «Заря».

«Районы, как черные дыры. Когда в них что-то открывается, это притягивает людей»

— «Омегу» мы сделали как культурный центр, выполняющий несколько функций: показываем кино, проводим выставочные проекты и делаем публичную программу — все то, что соотносится с темой района и будет интересно его жителям. И это сработало, мы начали появляться в культурном пространстве города. Скоро мы открываем шестой зал, а в октябре–ноябре вместе с «Атомстройкомплексом» презентуем выставку «Проспект Космонавтов», где будут представлены фотографии, видео, объекты и инсталляции, исследующие знаковые места на одной из самых больших магистралей города, и поднимающие философские вопросы о поисках своего пути. А вот с «Зарей» другая история. 

Рогозин мечтает превратить кинотеатр в культурный центр, куда будут приезжать горожане со всех районов. Фото: Арина Томашова / It's My City

Мы выкупили это здание у города, долгое время «Заря» был бюджетным районным кинотеатром, но этот формат себя исчерпал. Стало понятно, что нужно менять концепцию и искать новые смыслы. Здесь всего два кинозала, нужны мероприятия и общепит. Современные кинотеатры могут напоминать советские Дома культуры, только сейчас ими в стране занимаются современные, интересные ребята, и это не шаблонная история, которую делают по приказу сверху, а низовая инициатива с сильными городскими горизонтальными связями и сообществами. Мне кажется, «Заря» могла бы стать местом, которое всех объединяет и становится проводником от ребят, которые создают продукт, и тех, кто им может воспользоваться. 

Главная задача, которую поставил Стас, сделать небольшой ремонт и благоустроить площадь перед входом в кинотеатр. Фото: Арина Томашова / It's My City

Фото: Арина Томашова / It's My City

В здании все сохранилось в неплохом виде, никакого кошмара нет. Нам нужно освежить стены, заменить окна, но это дорого, нужно четыре миллиона примерно. Мы думаем подать заявку в фонд Варламова, вдруг получится привлечь внимание и собрать необходимые средства. Сейчас мы переделываем туалеты, следующим летом планируем решить вопрос с кондиционированием. Благо «Заря» попал в реестр памятников культуры, которые отремонтирует государство, так что надеемся, скоро фасады обновятся.

Также мы задумали благоустроить площадь перед входом в кинотеатр, в народе — площадь сорока урн. Вместе с архитектором Ильей Полянских провели обсуждения с жителями, сейчас нам нужно визуализировать наработки и пойти с этим в районную администрацию. А компания «Атомстройкомплекс» запустила в продажу мерч с фестиваля «ЧО», деньги с продаж идут нам в помощь. Еще мы подали заявку на грант: планируем привлечь три миллиона на ремонт и публичную программу с кинопоказами. 

Средства на ремонт также помогает собирать компания «Атомстройкомплекс». Фото: Арина Томашова / It's My City

Фото: Арина Томашова / It's My City

В планах также привлекать независимые театры ставить свои постановки здесь. Хочется, чтобы это были междисциплинарные постановки. Это будет интересно разным театрам с точки зрения обмена аудиторией. Получится затянувшийся на год театральный фестиваль, который замиксует всю театральную тусовку. Концепция понемногу выкристаллизовывается. Сейчас важно, чтобы здесь уже началась жизнь. Районы, как черные дыры. Когда в них что-то открывается, это притягивает внимание людей. 

«Раньше думал, что родственникам и друзьям в одном бизнесе нечего делать»

— Сейчас в «Заре» мы работаем в приличный минус — и это обратная сторона ведения семейного бизнеса. С одной стороны, ты пытаешься что-то хорошее сделать, а с другой — тебе уже задают вопрос: «Ну что, сколько это еще будет продолжаться?» Но в семье у нас нет такого, мол, ты должен. Нравится — занимайся, никакого прессинга. Наш бизнес — уже такой лайфстайл, ты в этом контексте постоянно находишься. 

Фото: Арина Томашова / It's My City

Раньше я думал, что родственникам и друзьям в одном бизнесе нечего делать, но сейчас придерживаюсь противоположной точки зрения — бизнес можно и нужно делать с теми, кого ты знаешь. Важно, чтобы отношение к каким-то вещам было одинаковым. Да, у нас были разногласия, но это рабочие моменты, а не принципиальные вещи. У нас здоровая психологическая атмосфера. Но я чувствую чуть больше ответственности. Не хочется подвести. 

Партнерский материал

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: