«Это сложное явление. Люди работали больше, чем договаривались»

В Екатеринбурге изучили опыт строительства МЖК и открыли две выставки. Вот что вы на них увидите

3 сентября, 11:54, 2021г.    Автор: Яна Митрошина

В Свердловске 40 лет назад был сдан дом первого молодежного жилого комплекса — МЖК-1. Молодые специалисты сами построили квартиры, в которые переехали со своими семьями. Позднее появилось еще несколько таких домов. И хотя советский социальный эксперимент в городе длился недолго, он имел успех. А первый свердловский МЖК стал самым крупным в СССР, его ставили в пример другим городам. 

Ельцин Центр вместе с Центром поддержки и развития современного искусства ZA ART изучил этот опыт и подготовил большой проект «МЖК-1980». 3 сентября в Арт-галерее президентского центра открылись две выставки — историческая и художественная. It’s My City публикует гид по ним.

Фото: Арина Томашова / It's My City

Выставка «Что делает нас лучше?»

Экспозиция рассказывает об МЖК как о феномене и опирается на исторический материал, интервью с участниками движения и находки из архивов. В Свердловске в 1980-е построили до десяти молодежных жилых комплексов. Выставка рассказывает о трех из них — МЖК-1 («Комсомольский») на ЖБИ, МЖК-2 («УЗТМ») на Уралмаше и МЖК-4 на ВИЗе. 

В условиях дефицита жилья молодые энтузиасты придумали модель, как построить себе дома в условиях малоэффективной советской экономики в обход профсоюзной очереди: предприятия выступают дольщиками, а сами люди строят себе дома и получают в них квартиры.

Фото: Арина Томашова / It's My City

Участие в проекте каждый принимал по разному — одни строили, другие проектировали, третьи руководили. Архитекторы получали квартиру за принятую разработку архитектурного комплекса, работники оргкомитета — за три года работы без оплаты, строители должны были своими руками возводить дома. 

«В основе МЖК лежала социальная концепция. Все участники стремились получить отдельную квартиру. Но вся система строилась на конкурсной основе — нужно было стать победителем социалистического соревнования, например, ходить на субботники и вести общественную работу, все это фиксировалось в баллах. В отряд МЖК попадали лучшие», — рассказывает куратор выставки Людмила Старостова.

Чтобы погрузить посетителей выставки в этот процесс, на входе Арт-галерею разместили игру-ходилку, по ячейкам которой можно пройти путь участника социалистического соревнования по строительству МЖК. 

Фото: Арина Томашова / It's My City

В основе этой игры лежит реальный расчет баллов из архивов МЖК, переведенный в упрощенную игровую форму. Например, можно получить два балла за общественную работу, шесть — за привлечение новых подчиненных, а в конце выставки — добраться наконец до заветной «комсомольской путевки», с ней уже можно было выйти в отряд. 

Чертежный прибор кульман, прикрепленный к детской кроватке. Фото: Арина Томашова / It's My City

Двигаясь по «ходилке», можно рассматривать экспонаты. Первая инсталляция — чертежный прибор кульман, прикрепленный к детской кроватке. Это важная деталь из жизни одного из архитекторов МЖК-4 Евгения Трубецкова, который был молодым отцом в 1980-е. Когда его ребенок на несколько месяцев отправлялся в гости к бабушке, архитектор прикреплял кульман к кроватке и чертил дома. А с течением времени кроватку стали использовать как место для хранения чертежей дальнейших работ. «Эта инсталляция выражает неразделимость стремления молодого человека состояться в профессии, способа получения квартиры МЖК и желания семейного счастья», — поясняет Людмила Старостова. 

Фото: Арина Томашова / It's My City

Телогрейка и строительная каска — из воспоминаний музыканта группы «Чайф» Владимира Шахрина. Он тоже строил себе квартиру и получил ее в МЖК-1. На фоне экспонатов можно увидеть снимок процесса строительства МЖК-2 на Уралмаше — первых монолитных домов в Свердловске. А по соседству — инсталляция с 25 касками по числу участников в отряде. Истории строителей МЖК размещены на стендах.

Фото: Арина Томашова / It's My City

«Однажды прораб увидел, как по стройке идет моя трехлетняя дочь, а над ней кран несет тоннель. И он ведь не спросил, почему ребенок на стройке, а спросил, почему ребенок без каски. И мы раздобыли для нее каску. Она как грибочек была, ножки только торчали в резиновых сапогах», — цитируется воспоминание участницы МЖК-2 (УЗТМ) Е. Лобановой.

Фрагмент масштабной модели МЖК-1. Из дерева сделаны построенные дома комплекса. Фото: Арина Томашова / It's My City

Инициатором МЖК в Свердловске был Евгений Королев. На экране в Арт-галерее транслируются архивные записи его выступлений. А на планшетах — фотографии Королева и Бориса Ельцина, в то время он занимал должность первого секретаря обкома партии. Также в экспозицию вошли уникальные снимки закладки первого камня МЖК-1 29 октября 1980 года и монета под первый камень, стилизованная под 20-копеечную. Всего существует три таких монеты, по одной у создателей, а третья — в основании первого дома МЖК в Свердловске. 

Фото: Арина Томашова / It's My City

Также на выставке можно увидеть альбом отряда МЖК, открытый на странице с изображением мужчины, женщины и ребенка. Все трое — в робах, вверху надпись Happy End. 

Фото: Арина Томашова / It's My City

«Образ семьи показывает некоторую горчинку. На МЖК надо смотреть, как на сложное явление: в рамках советской малоэффективной экономики люди нашли нишу, в которой они могли бы получить квартиру быстрее, чем по общесоюзной очереди, но им приходилось очень много работать. Больше, чем они договаривались. 

Рабочих рук на строительстве не хватало и они стали дешевой рабочей силой», — говорит куратор Людмила Старостова. 

На других витринах выставлены памятные папки для новоселов МЖК, стенгазеты и самиздаты МЖКовцев. У жителей даже было основано телевидение МЖК-1, а сочетание синего и оранжевого было положено в основу фирменной айдентики газет первого молодежного комплекса Свердловска. Завершают выставку планшеты о детстве в МЖК. 

Фото: Арина Томашова / It's My City

«Это действительно был эксперимент. Концепция социального эксперимента как строительства сообщества по месту жительства была во многом прикрытием для инициаторов строительства МЖК. Но для тех, кто стал участником этого движения, именно социальный аспект и счастье быть вместе, ощущать поддержку, знать, что твой ребенок может пойти в любую квартиру, пока тебя нет дома, и с ним позанимаются или накормят, насыщенность культурной жизни сообщества — стало главным в воспоминаниях жителей. Участие в этом эксперименте позволило многим участникам обнаружить в себе лучшие качества», — считает Людмила Старостова.

Выставка «Место на Земле»

Выставку на втором этаже в Арт-галерее курировала Мария Домрачева из Центра поддержки и развития современного искусства ZA ART, которая сама выросла в МЖК-1. Оба родителя Домрачевой строили этот комплекс. 

«Для меня МЖК стал вдохновением в очень многих вопросах. Когда мы инициировали проект, я решила, что хочу расширить историю МЖК и вписать ее в общемировой контекст XX века. [Ответить на вопросы], что спровоцировало многих создавать какие-то альтернативные жилищные модели, кооперироваться, строить и защищать свое жилье», — рассказывает Мария Домрачева.

Помимо проекта экспериментальных городов на стенах галереи, в углу транслируются фильмы о жизни в них. Фото: Арина Томашова / It's My City

В экспозиции «Место на Земле» на стены транслируются проекции трех проектов самых крупных экспериментов в организации жилищного пространства в 1950-1960-х годах. Первые два — проекты городов в Бразилии (Бразилиа) и Индии (Чандигарх). Их разрабатывали архитекторы Ле Корбюзье и Пьер Жаннере. В основе проекта — принципы четкого разграничения жилых и промышленных районов и четкой транспортной инфраструктуры, а единственный функциональный тип жилья — многоквартирный дом. Не все градостроительные эксперименты вышли социально удачными в отличие от самоорганизованного МЖК. 

«Модернистские эксперименты предлагали новый тип общества и должны были стать домом для людей вне зависимости от класса, состояния и расы, но, к сожалению, не были реализованы такими, какими их задумывали архитекторы. 

К середине XX века стало понятно, что эксперименты, которые создаются без самих будущих жителей домов, комплексов и городов, не могут быть успешными, потому что в первую очередь нужно думать о тех, кто в них будет жить», — говорит куратор. 

Третьим неудачным экспериментом можно считать жилой комплекс «Гропиусштадт» в Западном Берлине. Архитектор Вальтер Гропиус планировал создать светлый, зеленый и функциональный комплекс пятиэтажек, но планы нарушило падение Берлинской стены. После этого в Западном Берлине образовалась нехватка жилых площадей и вместо пятиэтажных домов на территории, выделенной под комплекс, строили здания с 30 этажами. К 1980-м годам в комплексе начинаются проблемы. В этот же комплекс переезжает Кристиана Ф., известная по биографичной книге «Мы, дети с вокзала Цоо» о детской наркомании. «Отовсюду страшно тянет мочой и говном», — вспоминает этот комплекс Кристиана. 

Следующая часть экспозиции рассказывает о борьбе за свое место. Уральская художница Саша Салтанова сделала книгу, посвященную своему снесенному дому в Ботаническом микрорайоне Екатеринбурга. «Я 27 лет жила в деревянном бараке и все это время он был под снос. Потеря дома для меня волнующее событие. 

На стенах дома, когда из него все вынесли, я сделала тексты о нем: в каждой комнате написала что-то из детства, воспоминания о родителях и покинула его.

Затем началась череда удивительных событий, прохожий увидел с улицы текст и разместил фотографии надписей в интернете. Они попали на крупный портал и очень многие люди оставили отзывы», — рассказывает Саша Салтанова. 

Книгу можно читать, листать фотографии, каждую фотографию можно поднимать и читать комментарии и личные истории пользователей.

Фотографии жилищных конструкции земельных крестьян из Бразилии. Фото: Арина Томашова / It's My City

Фото: Арина Томашова / It's My City

В середине галереи расположен воспроизведенный шалаш, какие есть в пермакультурной коммуне Израиля под Иерусалимом. «Все конструкции на ферме были сделаны из вторсырья и мусора, смеси из песка. Основной принцип — все, что ты произвел, должно вернуться в землю», — рассказывает художница Саша Давай, создавшая эту инсталляцию.

Фото: Арина Томашова / It's My City

Последняя работа выставки очень комплексная — это пересказ мирового саммита от голландского художника. Саммит был организован в качестве альтернативы для людей с отсутствующей политической репрезентацией, которые тем не менее борются за жизнь своего сообщества или за сохранение своего языка и культуры. 

Куратор Мария Домрачева говорит, что на полноценное ознакомление с инсталляцией понадобится минимум три часа. «Выставку завершают разносторонние высказывания о том, как в XXI веке люди отстаивают место на Земле и как они пытаются создать альтернативное сообщество, как это делали жители МЖК», — заключает куратор.

Выставки будут работать в Арт-галерее Ельцин Центра до 24 октября. В день закрытия по материалам выставки выйдет книга об МЖК. 

Возрастной ценз: 6+, подробности здесь. Также у проекта «МЖК-1980» есть сайт с историческими справками и публичной программой. 

Партнерский материал

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: