У озера Глухое в четырех километрах от Екатеринбургской кольцевой автодороги вторую неделю горит лес. Пожар начался 16 августа и продолжается до сих пор. Из-за 30-градусной жары потушить огонь не удается, а смогом от него дышат не только местные жители, но и соседние города. Корреспонденты It’s My City пробыли несколько часов рядом с горящим лесом и зафиксировали жизнь вокруг него.
База спасателей
В 100 метрах от санатория «Озеро Глухое» находится база Уральской авиационной охраны лесов. На «вахте» разбито несколько палаток, между деревьями протянута веревка, на которой сушится одежда, лежат запасы воды и съестных припасов. В середине дня в лагере находится только повар Игорь Михайлович — спасатели уходят на тушение рано утром и возвращаются примерно за полчаса до наступления сумерек.
В группе авиалесохраны шесть человек, им помогают еще несколько сотрудников из местного лесничества. С прошлого понедельника они тушат лес гидропультами и лесными опрыскивателями, прокапывают торф лопатами. «Они своими лопатами заменяют бульдозер и экскаватор», — говорит Игорь Михайлович.
Его фразу обрывает резкий порыв ветра. Мужчина всматривается в небо, задрав голову, и раздраженно произносит: «Эта пакость все разносит. Не дай Бог там моим ребятам…
Целую неделю держим и весь труд напрасно, это плохо. Это меня бесит уже!
Лишь бы сюда [ветер] не нагнал [огонь]. От него все, что выгорело, упадет — корни деревьев ведь сгорели».
Берег Глухого
В 500 метрах левее от санатория и базы спасателей есть самодельный помост со скамейками. Несмотря на то, что на другом берегу полыхает пожар, здесь продолжают загорать и купаться жители садового некоммерческого товарищества «Изыскатель». До него огонь еще не дошел.
«Когда пожар начался, его тушили два человека, окапывали землю. В среду пригнали серьезную технику и осталась лишь одна точка дыма на том берегу. Но затем начался сильный ветер, и пожар пошел дальше», — говорит одна из отдыхающих Елена (имя изменено).
По ее словам, до «Изыскателя» дым добирается только по утрам и уходит в сторону СНТ «Мирный», который страдает от пожара больше всего. Но в такие моменты жителям бывает трудно дышать. «Мы спим с закрытыми окнами в 30 градусов. Дым разъедает горло и нос. Иногда просыпаешься среди ночи и идешь закрывать окно», — рассказывает Елена.
С берега, где мы находимся, видна дымовая завеса, медленно двигающаяся в сторону от очага. Спустя несколько минут появляется новое облако дыма, будто вспыхнула еще одна часть леса.
«Слышала версию, что пожар начался из-за охотников, — говорит Елена. — Мы тоже видели, как летом по лесу ходили и стреляли. На том берегу болото и добраться туда могут либо рыбаки, либо охотники».
Версия, о которой говорит местная жительница — на самом деле официальная позиция Свердловского министерства природных ресурсов и экологии, которое назвало причиной пожара человеческий фактор.
В этих же местах в старом домике рыбаков с видом на окутанный пожаром берег сейчас располагается Event Hall «Глухое». Как говорят местные жители, в субботу, когда постояльцев санатория эвакуировали из-за задымления, в Event Hall проходила свадьба.
Сады «Мирного» после эвакуации
Хуже всего из-за лесного пожара пришлось СНТ «Мирный». В воскресенье, 22 августа, огонь совсем близко подошел к садовому товариществу. Днем большинство местных жителей эвакуировали в город. Пятеро садоводов наотрез отказались покидать дома и предложили свою помощь сотрудникам МЧС. По словам одного из них, после заката пламя было уже в десяти метрах от домов. Образовалась стена огня, в воздухе чувствовался едкий смог.
«На расстоянии в пять метров ничего не было видно видно. Первая бригада МЧС, которая приехала на смену, была с суточной смены и их сюда отправили на сутки. Практически без сна они забодали этот пожар: без масок и кислородных баллонов поливали огонь в этом дыму. К девяти утра огонь ушел на 200 метров от садов в сторону болота. Первая бригада отработала отлично!» — рассказывает садовод «Мирного», отказавшийся от эвакуации.
Сторож «Мирного» Николай тоже остался бороться с пожаром — снабжал водой сотрудников МЧС. Он вспоминает, что за несколько дней до этого садоводы жаловались на сильный дым.
«В прошлый вторник как-то затянуло со стороны водоема, люди выбежали, говорят: „Горим“. Я на мотоцикле объездил всю территорию, вверх на пригорок проехал, стало дышать тяжело, но огня не было. Спустился — и дымки уже нет. На следующий день дыма стало больше, но к десяти утра все ушло в сторону железной дороги. Через день дым опять вернулся, и в воскресенье был кошмар: настоящая стена огня вблизи садов. Самое главное — отбились», — рассказывает Николай.
Сейчас в 10–15 метрах от границы «Мирного» проложена минеральная полоса — это вспаханная земля без травы. Огонь, доходя до минеральной полосы, не может распространяться дальше. Жители сами помогали ее прокладывать сотрудникам МЧС. Двое из них остались на месте, чтобы следить за распространением пожара. «Мы проливаем на 10–15 метров и контролируем. Если загорается, то идем и сразу тушим», — говорит один из МЧСников и показывает на ранцевый опрыскиватель, лежащий рядом с ним. Прошу показать, как это происходит, но воды в ранцах нет.
Рядом садовод Сергей 20 минут без перерыва поливает из шланга один небольшой квадрат у минеральной полосы. Он эвакуировался в город вместе со всеми, но в понедельник вернулся, чтобы помогать тушить мелкие очаги.
«Поливаем помаленьку. Страшно, что рядом все что угодно может произойти. Сухость такая, проливаешь первый слой, а под ним все равно шипит гарь, меньше не становится. Верхний слой вроде не горит, но под ним все тлеет. Дым таится под этим торфом», — говорит Сергей.
По его словам, такого лесного пожара в этих местах раньше не было. Сам мужчина владеет садом на этом участке больше 40 лет.
После выходных многие садоводы «Мирного» вернулись в свои дома — спасатели дали на это разрешение. С утра они уже проливали землю рядом с СНТ, чтобы огонь не вернулся.
«Вся моя семья — шесть человек — приехала тушить и проливать торф. Подключили все наши шланги с водой, даже питьевые — все, что есть.
Сын и внук ходят с лейками и ведрами. Мне носить тяжело, поэтому я шлангом. Мы тушим не у садов, а ушли уже дальше в лес к болоту.
Тушим не только мы: сторож не спит сутками, председатель всем соседям позвонил и сказал, что сегодня разрешено проезжать к садам», — говорит Александра Михайленко, которая обычно живет в СНТ «Мирный» летом. Ее дом сделан из бруса и может легко сгореть.
И хотя местные жители не отрицают помощи спасателей в выходные, сейчас некоторые к ней относятся скептически. «Что этот МЧСник сделает со своим маленьким ранцем? Сколько времени занимает, пока он дойдет до воды? Какую эффективность он дает? В садах организована система полива, каждый поливает свой огород. Вот и вышли бы тушить пожар», — говорит сторож СНТ.
Находиться в «Мирном» тяжело. Чем ближе к огню, тем труднее дышать — глаза слезятся, голова становится тяжелой. Передвигаться по дороге рядом — еще труднее. Люди здесь прикрывают лицо мокрыми тряпками, проезжающие мимо автомобили закрывают окна. Между тем поблизости проходит железная дорога, по которой продолжают курсировать вагоны, наполненные легковоспламеняющимися жидкостями.
Кажется, надежда только на дождь. Первые капли упали в этот вторник, но радовались жители всего десять минут. Между тем, как сообщает авиалесоохрана, площадь пожара достигла 760 гектаров.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.