«Хочу стать креативным директором города»

Креатор Никита Харисов — о скандалах в рекламе, городских сообществах и старичке-Екатеринбурге

17 августа, 10:06, 2021г.    Автор: Диана Кучина

Экспрессивный и дерзкий, но при этом скромный и самокритичный креатор — пожалуй, так можно сказать о новом герое рубрики «Горожанин». Одни помнят его как бариста в кофейнях, другие тусовались на его костюмированных вечеринках или знают придуманную им скандальную рекламу. Сейчас он перестал «пуляться» идеями ради хайпа, развивает сообщества, выращивает урожай и мечтает стать бренд-директором Екатеринбурга. Говорим о жизни и городе с креативным директором компании «Атомстройкомплекс» и руководителем уральского паблик-арт фестиваля «ЧО» Никитой Харисовым. 

«Нас учили смотреть на все нестандартно»

— Мое креативное мышление начало развиваться еще в детстве. Год я проучился в муниципальной школе, даже успел походить в форме — до сих пор помню, какая она колючая. Но учиться я там не смог, и родители перевели меня в нестандартную школу «Лира» на Уралмаше. Мы изучали фотографию, искусство, даже учились готовить. Там не было оценок, зато была своя валюта, так что по окончании я был самым богатым учеником. Главное, чему нас учили педагоги — смотреть на все нестандартно и искать разные решения. Этот подход я транслирую во всем.

Фото: Арина Томашова / It's My City

В 6 классе я перешел в другую школу. Там мы часто ходили в походы: поднимались на Конжаковский камень, жили месяц в палатках на Ревуне. В 6 классе я купил себе штаны-партизаны и футболку цвета хаки, за что меня прозвали нифером (неформал — человек, предпочитающий необычную одежду — прим. ред.). Потом мама мне сшила широкие рэперские штаны, все на меня так пялились. 

Фото: Арина Томашова / It's My City

Когда поступил в колледж — устроился на работу и почти десять лет проработал бариста, а в промежутках пару дней побыл стюардом в пиццерии «Фридей» и во «Время Ч». 

Шоу-балет «Дадим *****» и костюмированные вечеринки

— Долгое время я работал в кофейне «Ароматная чашка» на проспекте Ленина. В 2003 году не было настолько развитой кофейной культуры, как сейчас. В городе появлялись первые кофейни — «Кофебум», «Кофейня № 7», где можно было просто прийти попить кофе и съесть тортик. Поэтому не скажу, что я смогу отличить арабику и колумбию и придираюсь к напитку, когда сам хожу в заведения. С напарником Валерой Черепановым, который тогда учился на диджея, мы неплохо зарабатывали. Но однажды мы с ним посмотрели фильм «Клубная мания» с Маколеем Калкиным и загорелись идеей проводить костюмированные карнавалы-вечеринки Party Monsters. Мы даже создали свою промо-группу «Шоу-балет «Дадим *****»», которую позже пришлось переименовать в нечто более приличное — Soda Promo. Тусовки гремели в клубах «2КУ», Da Bar и других. Вот где проснулся мой креатив. 

Фото: Арина Томашова / It's My City

Фото: Арина Томашова / It's My City

Фото: Арина Томашова / It's My City

Позже я устроился в кофейню Rio De, где познакомился с Данилом Голованым из Red Pepper, тогда уже довольно известным рекламным агентством. Однажды я сказал ему, что хочу работать, и он ответил: «Приходи». В один день я написал директору кофейни, что больше не выйду на смену и пошел работать в Red Pepper. 

«Будь мужиком — смени пол»

— Что мы только не делали: снимали видео, придумывали акции, тогда креативщики были такие безбашенные. Десять лет назад рынок креатива на Урале только начинал развиваться и можно было творить все что угодно. Чего только стоит акция «Будь мужиком —  смени пол», которую мы придумали для производителя напольных покрытий. Попробуйте представить такую рекламу сейчас. 

Фото: Арина Томашова / It's My City

Рекламная кампания Талицкого молочного завода со слоганом «Натуральное долго не хранится» в итоге обернулась судами и исками от федеральных компаний, но какая разница, если про тебя все написали? Не надо бояться быть смелыми: люди сегодня об этом помнят, завтра забудут. Конкурировали мы тогда жестко, в городе было не много агентств — «Восход» уже были мастодонтами, Street Art, которое потом превратилось в команду фестиваля «Стенограффия». Все следили, у кого больше фестивальных наград. У меня, кстати, их больше 150, одно время я входил в топ-10 самых награждаемых креативщиков России. А сейчас маркетинг сильно изменился, все оцифровано и ты четко знаешь, откуда и какая у тебя конверсия и охваты. Места для креатива остается совсем немного. 

«Понял, что выгорел»

— Со временем мне надоело жить в Екатеринбурге, я устал от вечеринок и тусовок. Мы решили с Даней открыть офис Red Pepper в Москве и переехали туда, сняли квартиру в центре на Тверской. Смысл жить в спальнике, если ты с таким же успехом можешь жить в Екате и так же тратить время на дорогу. У меня был размеренный график и повезло, что мы попали в тусовку таких же как я, а не офисных клерков, которые мечтают заколотить деньги и гвозди в твоем карьерном гробу, подвинуть кого-нибудь.

Год мы проработали очень успешно, но потом я понял, что выгорел. Работая в агентстве, ты редко видишь результат своей работы и много проектов делаешь в стол. Мы разошлись с Red Pepper по-дружески. Я походил на собеседования, но неожиданно мне написал Виктор Ананьев из «Атомстройкомплекса». У него была идея ввести должность креативного директора, хотя ни в одной строительной компании в то время не было в штате таких сотрудников. Я подумал, что это прикольно, потому что в данном случае ты работаешь уже на стороне клиента и вкладываешься в продукты, которые точно будут сделаны. Мы обсуждали, что я буду участвовать в разработке концепции домов, создания брендинга, рекламных кампаний. Сначала мы договорились о работе на аутсорсе, и я приезжал раз в месяц на совещания. 

Пока жил в Москве, успел сделать предложение своей будущей жене. Я перебрался в Питер, ко мне переехала Ксюша и вдруг звонит коммерческий директор. Он позвал на полную ставку в Екатеринбург, и мы уехали обратно. 

Параллельно с работой я начал заниматься садом, решил помочь маме и сильно втянулся. Кстати, это сад еще моего прадедушки. Там растет огромная ель, которую он когда-то посадил. Когда появился Матвей, сад стал особенно актуальным, чтобы сын ел овощи и ягоды без химикатов. Сейчас для меня это некая медитация, там я полностью отключаю голову и отдыхаю. Пару лет назад посадил новую яблоню, смородину, крыжовник. Очень надеюсь, что в этом году мы доделаем недостроенный садовый дом и сможем в следующем году оставаться там на выходные.

«СМИ добавили нас в черный список»

— Первое время в «Атоме» я больше занимался рекламой, в то время думать о паблик-фестивале казалось чем-то странным — как это повлияет на наши продажи? Проектов было так много, что я все и не припомню. Мы делали со Славой Птрк арт-объект из бетонных свай, пускали канатоходца у «Чемпион-парка», а на 1 апреля запускали шутку про запуск лодочного такси, после которого некоторые СМИ добавили нас в черный список. 

Фото: Арина Томашова / It's My City

Но за время работы я стал более рассудительным, теперь для меня важно не просто пуляться идеями, а вывести компанию на стратегическое планирование всей коммуникации. Раз в год мы замеряем «здоровье бренда», от этого и отталкиваемся. Сейчас важно понимать: зачем ты делаешь ту или иную кампанию? Это должно быть аргументированно. Мы хотим построить архитектуру бренда, все упорядочить. Работа в «Атоме» и команда, с которой мы делаем совершенно разные проекты — одна из лучших в Екатеринбурге. Здесь собрались люди, которые болеют не только за успех компании, но и за то, чтобы сделать лучше сам город и жизнь в нем, и это часть философии бренда. 

«Хочется запустить charity-бренд одежды от Атома»

—  В прошлом году мы запустили футболки «На районе» с Urals и фондом «Город может». Сейчас я понимаю, что хочется превратить проект «На районе»» в городской charity-бренд с акцентом на разные локации города, а прибыль с продаж направлять на улучшение мест или на помощь локальным сообществам. Например, сейчас ребята ревитализируют кинотеатр «Заря». Мы готовы выпустить совместный мерч, а прибыль с продаж отдать активистам. Это лучше, чем просто перечислить им деньги.

В последние года два я понял, что хочу помогать нашим сообществам развиваться. Однажды мы решили поддержать мероприятие «Ночь сообществ» от Фонда городских инициатив и вручить победителям гранты. Я открыл для себя до этого неизведанный пласт городских сообществ и инициатив. Их очень много. Спасибо Жене Нестеровой и Фонду городских инициатив. Сейчас я участвую в программе «Пространство роста» и стал трекером для трех сообществ — «Улица Бажова», Vetkashop и пермское экотакси. Хочется не просто помочь реализовать идеи, а чтобы что-то в городе оставалось и развивалось что-то полезное.

«Глобальная мечта — стать креативным директором Екатеринбурга»

— Я реально считаю, что городу нужен бренд. А что такое бренд Екатеринбурга —  никто не знает. 

Что я бы хотел изменить? 

1) Поднимать и развивать районы, ведь люди живут там. Фестиваль паблик-арта «ЧО» — одно из продолжений этой идеи. Какая разница жителю Уралмаша от того, что ты установил арт-объект в центре? Вот когда объект появится на районе и будет посвящен его истории, он пойдет его смотреть и изучать.

2) Всему свое место. А что если вместо батутов, машинок и прочей «Анапа-стайл» развлекаловки разместить арт-объекты? К 300-летию Екатеринбурга мы, конечно, не успеем, но идея классная. Кстати, я тоже родитель, но я не вожу своего сына в центр города на батуты и машинки. Для этого есть специальные пространства, например, парк Маяковского. 

3) Развивать разные участки набережной. Вот сейчас объявили конкурс на реконструкцию. Но набережная в центре и так пользуется спросом. Я бы предложил сделать пешеходный маршрут от ВИЗа до Химмаша, чтобы показать новые сценарии использования реки. К тому же у нас короткое лето, люди хотят гулять, а в центре опять все будет перерыто.

4) Избавиться от визуального мусора в городе. Ребята из команды «Дизайн-код Екатеринбурга» активно этим занимаются. Все должно быть в меру, не надо орать о своем бизнесе на каждом шагу, вы живете в XXI веке. Есть более подходящие инструменты для рекламы, а вы все еще завешиваете баннерами окна магазинов и витрин. 

5) Снять кино про Екатеринбург. Художественный полный метр, сборник новелл, наподобие «Париж, я люблю тебя!» У нас нет фильма, который рассказывал бы про город через личные истории людей, а это хорошо влияет на бренд. Возьмите Звягинцева, после съемок «Левиафана» в Териберку постоянно ездит большой поток туристов. Для съемок нужно привлекать только уральских режиссеров, например, Алексея Федорченко, и снимать только командой Red Pepper Film, потому что это лучший продакшн в Екатеринбурге, который снимает на уровне Москвы и Европы.

«Екатеринбург — 300-летний сварливый старичок»

— Быть родителем проще, чем быть горожанином. Когда ты родитель, ты несешь ответственность только за своего ребенка, а горожанин несет часть ответственности за весь город. 

Фото: Арина Томашова / It's My City

Мы с Ксюшей много спорим и договариваемся по поводу воспитания сына, а горожан — полтора миллиона. И им нужно встречаться, договариваться и к чему-то прийти. Это очень сложно, учитывая, что Екатеринбург живой, меняющийся организм, иногда упертый, иногда неподвижный… Такой 300-летний сварливый старичок.

Партнерский материал

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: