Сатира на батуты и инсталляция из мусора

Екатеринбургский фестиваль паблик-арта «ЧÖ» сменил формат и ушел вглубь районов. Вот что увидят горожане в этом году

3 августа, 19:12, 2021г.    Автор: Диана Кучина

В Екатеринбурге 3 августа стартовал второй фестиваль паблик-арта «ЧÖ», который организует компания «Атомстройкомплекс». В этом году организаторы изменили подход к мероприятию: будет больше работ уральских художников, горожане смогут принять участие в создании арт-объектов, а еще архитектор Полина Иванова проведет исследование городских сообществ. Рассказываем подробнее о втором фестивале и арт-объектах, которые появятся в городе.

«Меньше понтов, больше смысла»

В прошлой году «ЧÖ» проводили при поддержке фестиваля «Стенограффия», продвигающего уличное искусство. Благодаря этому в Екатеринбурге появились арт-объекты известных художников Покраса Лампаса, Андрея Люблинского, Артема Стефанова, Андрея Бартенева. Сейчас организаторы решили сместить фокус на Урал, пригласив в партнеры уральский филиал ГМИИ им. Пушкина (ГЦСИ Урал) и проект «Стандарт 2.0». Они привлекли к фестивалю местных художников, которые создадут арт-объекты и установят их в разных районах города. Таким образом в них появятся новые точки притяжения для горожан. 

«Я бы охарактеризовал фестиваль в этом году так: меньше понтов, больше смысла. Мы хотим уделить больше внимания истории города, городскому контексту и тому, как художники работают с ним, а также вовлечению горожан в сам фестиваль», — говорит директор фестиваля «ЧÖ» Никита Харисов.

Фото: пресс-служба фестиваля

Поскольку в Екатеринбурге сейчас проходит немало уличных фестивалей, задача уральского филиала ГМИИ им. Пушкина как соорганизатора — отстроиться от привычного формата и сделать что-то новое.

«Искусство может создавать новые маршруты, нам бы хотелось, чтобы оно объединяло город. Поэтому у нашего фестиваля будет довольно широкая география. Это супервозможность взглянуть на город по-новому. Помимо прочего, важной частью фестиваля станет возможность обсудить то, как искусство появляется в городе, как оно оформлено, насколько оно отвечает месту и должно ли оно отвечать ему, может, у него есть другие цели», — говорит заведующая уральского филиала ГМИИ Кристина Горланова.

Участники фестиваля — архитектор Эдуард Кубенский, художники Сергей Лаушкин и Рома Бантик. Фото: пресс-служба фестиваля

Тема фестиваля

Все арт-объекты фестиваля будут связаны единой темой — «Город в лесах». Как говорит куратор «ЧÖ» Артем Антипин, такой каламбур обусловлен историей Екатеринбурга и основывается на восприятии города его гостями. В XVIII веке уральскую столицу окружали участки леса для заготовки строительных материалов и древесного угля для Екатеринбургского железоделательного завода. С течением времени их сменили другие леса — строительные, город начал активно расти. 

Владимир Маяковский, посетивший Свердловск в конце 1920-х годов, восклицал: «Черт знает что делается! Все улицы изрыты, не город, а строительная площадка». Такие впечатления, по воспоминанием свидетелей, остались у поэта от улица Вайнера, «изрытой глубокими траншеями для прокладки водопровода». 

Позже, в 1930-е годы, во время визита Луначарского в Свердловск в газете «Уральский рабочий» вышла статья с докладом о его поездке. Она носила заголовок «Город в лесах», который и решили использовать организаторы фестиваля.

Никита Харисов. Фото: пресс-служба фестиваля

Сегодня горизонт Екатеринбурга сложно представить без строительных кранов или ограждений. Организаторы считают, что эту бесконечную стройку можно описать как «томительное ожидание перемен и радости реализации». 

«К сожалению, сам город и его устройство редко являются темой и поводом для рефлексии в больших проектах. Зачастую это небольшие интервенции уральских художников в городскую среду, и они как раз связаны с локальными вопросами и проблемами, которые волнуют жителей определенного района», — рассуждает Артем Антипин.

Поэтому второй фестиваль «ЧÖ» будет концентрироваться вокруг работ уральских художников. Некоторые из них были задуманы гораздо раньше, но именно сейчас пришло их время и место.

Какие арт-объекты появятся в Екатеринбурге

В рамках основной программы фестиваля в городе появятся шесть арт-объектов. Архитектор Эдуард Кубенский реализует объект «Трибуна для поэта», который был задуман еще в 2013 году для конкурса библиотеки Белинского. Кубенский планировал разместить трибуну у входа в здание библиотеки, но проиграл состязание. Позже выяснилось, что конструкцию разместить и вовсе не получится: здание библиотеки огибает канализационная труба, которую нельзя сдвигать.

Сейчас, по мнению организаторов, арт-объект стал еще актуальнее, как и слова Евтушенко «Поэт в России — больше чем поэт». Трибуна будет выполнена из железобетона в виде восьми ступенек, ведущих к небольшой площадке, нависающей над тротуаром. Второе название работы — «Никакой политики».

«Мне важен такой аспект. Я сойду с ума или первым брошу тухлое яйцо в политика, залезшего на эту трибуну. Типология этого сооружения в основном используется ими, а больше никто на трибуны не залазит. Предполагается, что теперь любой желающий поэт сможет подняться и прочитать прохожим стихи. Не место делает искусство, а искусство делает место», — заключил Эдуард Кубенский. 

Художник Сергей Лаушкин представит на фестивале работу «Ступенчатый человек», которая отсылает к известной картине Врубеля. «Человек носит с собой ступени, ходит и строит перед собой ступени, чтобы подниматься вверх или опускаться вниз», — объясняет Лаушкин. Чтобы понять, о чем задумался человек, надо присесть рядом — ответ придет сам.

Художник Рома Бантик вместе с Витей Курцвайлем представит перформативную инсталляцию «1702». Это будет ресайкл-объект, который разместят в торговом центре «Мега». В его создании примут участие горожане, которые практикуют раздельный сбор мусора. До 15 августа можно приносить алюминиевые банки и старые заводские детали на станцию «Разделяй с Мегой» — их используют в инсталляции.

«Объект будет связан с тем, откуда берет начало город. Для меня было открытием, что первый завод был построен на Уктусе в 1702 году, а не на Плотинке. Помимо объекта в „Меге“, будет серия небольших объектов, расположенных в разных точках города», — сказал Рома Бантик.

Единственный художник не с Урала — Алексей Мартинс из Красноярска. В Екатеринбурге он создаст новую работу для своей серии «Призраки». Он представит site specific работу: в основе зооморфной скульптуры лежит график лесных пожаров,  которые всегда были большой катастрофой на Урале.

И, конечно, батуты

Организаторы фестиваля «ЧÖ» решили высказаться на злободневную тему — это батуты, которые заполонили Екатеринбург, не оставив равнодушным даже губернатора. Вокруг этой проблемы будут созданы два арт-объекта.

«Этими объектами мы хотим показать, что даже в кажущейся на первый взгляд однозначной форме можно создать новые смыслы, более подходящие городскому культурному коду», — говорит Никита Харисов.  

Художники Анна и Виталий Черепановы создадут объект «Мягкая гора» — это надувная декорация, внутри которой можно будет найти разные артефакты. Она станет частью их проекта «Парк вольный», над которым художники работают несколько лет. В данном случае объект детского досуга предлагает раскрыть творческий потенциал не только посетителя, но и материалов, которые авторы предложат задействовать в процессе создания художественных объектов.

«Будем приглашать детей и подростков, будет своеобразный археологический и идеологический лагерь. Каждое мероприятие будет строиться по принципу познавательной лекции и мастер-классов художников, где мы будем производить объекты, которые будут находиться внутри объекта. А со студией „Светлые истории“ мы сделаем фильм, который будет рассказывать об истории становления объекта», — говорит Артем Антипин.

Организаторы хотят, чтобы объект путешествовал по разным городам Урала.  

Еще одна ироничная работа — «Надувные колонны» арт-группы ХУ («Художественное уединение»), которые были созданы для арт-резиденции фонда искусств «Голубицкое» в Анапе несколько недель назад. 

«Он оставляет пространство для интерпретаций, а для жителей Екатеринбурга, следящих за новостной лентой местных СМИ, иронично напоминает, что надувным может быть не только искусство», — анонсируют организаторы фестиваля.  

Лекции, перформансы и исследование Полины Ивановой

Появление того или иного арт-объекта будет сопровождаться публичными мероприятиями. Формат и тема событий будут продиктованы главной идеей, которая заложена в концептах работ художников. Программа включает в себя лекции, поэтические вечера, перформансы, презентации, кинопоказы в кинотеатре «Заря» на Уралмаше. Зрители увидят советские фильмы, посвященные жизни в городах и жилищному вопросу. 

Отдельное направление будет отдано исследовательскому проекту Полины Ивановой — хранительнице Белой Башни и участнице арх-группы PODELNIKI. Архитектор возьмется за изучение городских комьюнити прошлого и настоящего.

«Запрос работы с локальными сообществами у фестиваля есть давно. Это непросто, потому что это отношения, которые выстраиваются не в одночасье. Мы решили начать с такого исследования. Это личный интерес Полины к тому, как акты солидаризации горожан приводят к изменению городской ткани. 

Мы не можем игнорировать контекст прошлых лет, с чем Екатеринбург присутствовал в федеральной повестке, но есть и историческое обоснование. Например, когда появилось общество любителей естествознания, в городе появляется первая библиотека, зоопарк, музей. На примере таких сообществ Полина хочет рассмотреть и поискать следы, которые остались в ткани города. 

Это будет исследование в течение всего фестиваля. Ближе к концу мы откроем выставку, на которую пригласим всех зрителей», — рассказывает Артем Антипин.

В 2022 году организаторы фестиваля хотят помочь молодым художникам, которые работают в жанре паблик-арта и цифрового искусства, перформансах в городской среде. Возможно, в Екатеринбурге появится специальная школа.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: