В минувшие выходные художница Алиса Горшенина из Нижнего Тагила заявила об отказе от участия в 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Таким образом она выразила несогласие с одной из выбранных для биеннале площадок — Екатеринбургским цирком. Горшенину начали поддерживать другие художники. Организаторы биеннале ответили на критику спустя несколько дней.
В чем проблема
По мнению Алисы Горшениной, цирки с животными — это «варварская индустрия», которую не должны поддерживать представители искусства. Художница обратила внимание, что участница основного проекта биеннале Александра Пиричи из Румынии, которая поставит перформанс в Екатеринбургском цирке, называет цирк «грубым зрелищем» и выступает в своих работах против идеи создания шоу, однако при этом согласилась работать на этой площадке. Слова Пиричи, по мнению Горшениной, расходятся с ее действиями.
«По всему миру запрещают цирки с участием животных, а мы докатились до того, что деятели культуры ныряют с головой в эту варварскую индустрию и делают вид, что все в порядке. Какая цена за этим стоит, что такого может предложить биеннале, что человек переступает через собственную человечность? Я знаю, что чувство вины плохой мотиватор, и что нехорошо говорить об этом в таком ключе, но я просто настолько расстроена всеобщим безразличием, что не могу подобрать иных слов», — пишет художница в Instagram.
Алиса Горшенина попросила деятелей искусства ее поддержать и добиться, чтобы организаторы биеннале исключили площадку из программы.
Еще одна причина бойкота — выбор организаторами мероприятия площадки в здании бывшего училища «Самородок», который располагается в центре Нижнего Тагила. Развитие кластера на этой площадке поддерживает предприятие «ЕВРАЗ», которое, по мнению художницы, «на протяжении долгих лет уничтожает экологию Нижнего Тагила и всех людей, что здесь живут».
Кто поддержал Алису Горшенину
После публикации поста Алису Горшенину поддержала художница Леля Нордик. Она считает, что игнорировать масштабную и важную проблему прав животных недопустимо.
«Использование цирка как площадки биеннале — автоматически валидизирует /легитимизирует/ нормализует площадку цирка как просто-еще-одну-площадку для художественного высказывания и игнорирует то, что в другой день на этой площадке медведи и другие дикие животные будут исполнять трюки на потеху зрителям. Проведение событий биеннале в цирке — это дополнительный ресурс и PR для площадки цирка, чтобы развиваться дальше. Такое сотрудничество с площадкой цирка игнорирует огромный, острый контекст и обесценивает многолетний, ежедневный труд активистов (и, кстати, художников), работающих с этой темой», — пишет Нордик в своем Facebook.
Вместе с Алисой Горшениной против проведения биеннале в Екатеринбургском цирке выступила куратор, продюсер, художественный критик Ксения Пешехонова. Она сказала It’s My City, что призывает организаторов биеннале к открытой дискуссии с арт-сообществом и зоозащитниками, а также переносе перформанса в другое место.
Также призыв художницы, по ее словам, поддержали куратор галереи «Новая искренность» Ева Рондо, художница Венера Казарова и еще более 100 деятелей культуры по всей стране. «Но, к сожалению, среди них нет участников биеннале», — говорит Алиса Горшенина.
Позиция Уральской биеннале
Организаторы 6-й Уральской биеннале долго не комментировали ситуацию. Свою позицию они решили озвучить на той же площадке, где высказалась Горшенина — в инстаграме. Переносить запланированные перформансы из цирка в другое пространство куратора не намерены.
«Наше кураторское исследование сосредоточено на близости, привязанности, на отношении между зрением и прикосновением. В работе с этими темами мы идем на риск и поднимаем вопросы, которым не суждено прозвучать в привычных, „одомашненных“ пространствах коммуникации, например, в музеях или художественных галереях.
Мы уважаем активистов и озвученные ими тезисы о насилии и позитивном перекрашивании проблематичных пространств, но мы также ждем терпения, пространства для высказывания и уважения к нашим решениям, которые позволят дать форму тому, над чем мы работаем.
Наше кураторское решение — включить цирк в список площадок 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства — неотделимо от иных решений, в которых мы отдаем себе ясный отчет. К таковым относится работа в местах со сложной историей и происхождением; в местах, в которых сталкиваются сразу несколько социальных парадигм, сформировавшихся в прошлом и настоящем. Цирк невозможно изъять из биеннале. И не только потому, что мы тратили свои силы и время, продумывая проект, но и потому, что феномен цирка с давних пор прописан в российском искусстве, культуре и литературе. Мы не в ответе за устройство организации, сети и инфраструктуры Росгосцирка, но в наших силах критически осмотреть сложную историю 130 лет его существования — самим выбором мы предлагаем новый, альтернативный изначальному способ использования пространства.
В кураторской работе мы обращаемся к непривилегированным, невидимым и недооцененным смыслам, формам и структурам реальности. Мы расположены к диалогу и планируем дискуссии в рамках публичной программы биеннале во время работы основного проекта», — сказано в коллективном сообщении кураторов основного проекта Чалы Илэке, Аднана Йылдыза, Ассафа Киммеля и команды 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.