Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга закрыл заседание по уголовному делу об участии в массовых беспорядках. Как стало известно It’s My City, дело посвящено событиям мая 2019 года — в это время проходили протесты против строительства храма в сквере у Драмтеатра. Ранее СМИ сообщали, что единственным фигурантом «скверного» дела по части 2 статьи 212 УК РФ («Участие в массовых беспорядках») является Иван Ноговицын. Также ему вменяли призывы к беспорядкам по части 3 статьи 212 УК РФ.
Согласно данным картотеки суда, материалы дела поступили в суд 1 июня 2021 года. Информация о привлекаемых лицах скрыта. Накануне заседания в суде It’s My City сообщили, что дело будут рассматривать в закрытом формате, поскольку в суде будет ставиться вопрос о возможности применения мер медицинского характера к обвиняемому. По закону такие меры применяются к тем, кто совершил преступление в невменяемом состоянии или к тем, у кого «после совершения преступления наступило психическое расстройство».
В конце марта в Общественной наблюдательной комиссии сообщили, что Ивана Ноговицына направили из СИЗО на судебно-психиатрическую экспертизу. По данным ЕАН, у мужчины диагностировали заболевание, какое именно не уточняется.
Корреспондент It’s My City попытался пообщаться с участниками процесса и адвокатом перед заседанием у здания суда. Защитник, который не стал представляться It’s My City (информация о нем также засекречена в картотеке), подтвердил, что представляет интересы человека, против которого возбудили уголовное дело по ч. 2 и ч. 3 ст. 212 УК РФ. Он добавил, что дело возбуждено после событий в мае 2019 года. В чем именно обвиняют его подсудимого, адвокат отвечать отказался.
«Не могу вам об этом говорить. Скажу только, что никаких там призывов по факту не было. Конкретного ничего нет», — сообщил адвокат.
Также к суду подошли молодой человек, внешне похожий на Ивана Ноговицына, и несколько сопровождающих, предположительно, его родственников. Общаться с It’s My City они отказались — все вопросы были проигнорированы. «Никто вам ничего говорить не будет. Ни сейчас, ни потом», — ответила одна из сопровождающих.
В Екатеринбурге редко возбуждают дела по части 2 статьи 212 УК РФ. Судя по данным картотек судов, с момента событий в сквере у Драмтеатра по данной статье судили и приговорили только одного человека. Однако нет никаких подтверждений его причастности к майским протестам.
Согласно УК РФ, по части 2 статьи 212 УК РФ грозит наказание в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет, по части 3 — на срок до двух лет. Однако если суд придет к выводу, что подсудимый совершил преступление в состоянии невменяемости, его освободят от уголовной ответственности. При решении этого вопроса суд учитывает, мог ли он осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими из-за хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. Также к подсудимому не смогут применить наказание, если будет доказано, что психическое расстройство наступило у него после совершения преступления.
При этом суд может назначить одну из мер принудительного медицинского характера. Среди них — наблюдение у врача-психиатра в амбулаторных условиях, лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных или специализированных условиях либо в условиях интенсивного наблюдения.
Что известно о деле Ивана Ноговицына
Уголовное дело на Ивана Ноговицына завели по части 2 статьи 212 УК РФ («Участие в массовых беспорядках») и части 3 статьи 212 УК РФ («Призыв к массовым беспорядкам») в феврале 2020 года. Хотя известно о нем стало случайно только в начале 2021 года из публикации решения кассационного суда об отмене административного наказания Ноговицыну в связи с возбуждением уголовного дела в отношении него.
По данным «ОВД-инфо», издания «Коммерсантъ» и других СМИ, Ноговицын стал единственным человеком, против которого возбудили дело по части 2 статьи 212 УК РФ. Остальных обвиняли в призывах к беспорядкам, умышленном уничтожении или повреждении имущества, оскорблении представителя власти и применении насилия к представителю власти.
По версии следствия, Ноговицын уничтожил некоторые элементы ограждения в сквере вокруг строительной площадки, где хотели возвести храм: изъял из-под основания забора шесть бетонных блоков стоимостью 2,7 тыс. руб. и повалил не менее пяти панелей ограждения общей стоимостью 4,9 тыс. руб. Кроме того, в фабуле уголовного дела сказано, что он «громко высказывал призывы к массовым беспорядкам».
Стихийные протесты против строительства храма святой Екатерины в центре Екатеринбурга прошли в мае 2019 года после того, как застройщик установил забор вокруг площадки будущей стройки в сквере у Драмтеатра. Люди выходили в сквер на протяжении семи дней. Мирные акции разгоняли силовики. После того, как на протесты обратил внимание президент Владимир Путин, администрация Екатеринбурга инициировала общегородской опрос, по итогам которого горожане проголосовали за строительство храма на площадке бывшего Уральского приборостроительного завода.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.