«Дело было на Урале, еще до биеннале»

Каким получился рэп-балет «Конек-Горбунок», поставить который театру «Урал Опера Балет» помогали зрители

9 июля, 12:36, 2021г.    Автор: Диана Кучина

В театре «Урал Опера Балет» 9 июля впервые покажут балет «Конек-Горбунок». Премьера должна была состояться еще в прошлом году, но из-за пандемии работа театра была ограничена. В итоге средств на балет, который эксперты провозгласили одним из самых ожидаемых в сезоне, стало не хватать. Была объявлена краудфандинговая кампания, которая помогла лишь отчасти. Но балет все равно поставили этим летом. It’s My City побывал на предпремьерном показе и рассказывает, чем же удивит екатеринбургского зрителя экспериментальная постановка по одноименной сказке Ершова.

Фото: Игорь Брук / It's My City

В основе балета — петербургская постановка «Конек-Горбунок» 1864 года. Это был новаторский спектакль, в котором впервые прослеживалась русская национальная идея. Композитор Цезарь Пуни использовал произведения российских композиторов, а французский балетмейстер Артур Сен-Леон соединил народный танец с балетом. В то время к новаторской постановке отнеслись неоднозначно, посчитав слишком вольными интерпретации сюжета, а хореографию безвкусной. Балет критиковали писатель Михаил Салтыков-Щедрин и поэт Николай Некрасов. 

«Конек-Горбунок» в постановке «Урал Опера Балета» тоже получился новаторским. Балет в трех действиях соединяет классическую партитуру и хореографию с рэпом и современным танцем. «Наша постановка — закономерное продолжение того, что делал театр последние сезоны. Даже если это были более традиционного вида сочинения, все равно последовательно разворачиваемая линия от „Тщетной предосторожности“ через „Пахиту“, „Приказ короля“ мы пришли к „Коньку-Горбунку“», — говорит соавтор сценария либретто, помощник художественного руководителя театра «Урал Опера Балет» Богдан Королек.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Сюжет спектакля 2021 года разворачивается в уральской деревне. «Дело было на Урале, еще до биеннале», — предваряют действие рэперы Наум Блик и T-Bass. Они становятся современными символами бабушек-рассказчиц, которых мы привыкли видеть в традиционных сказках. Артистов балета новшество не сильно смущало, а исполнительница роли Конька-Горбунка Екатерина Кузнецова и вовсе поклонница рэпа. 

«Мы любим рэп, и я бы хотела сказать, что рэперы в нашем балете — большие молодцы, они каждый прогон приходили и репетировали, никогда почти не ошибались, это большой профессионализм», — поделилась Кузнецова.

Фото: Игорь Брук / It's My City

По ходу сюжета герои попадают и во владения Хана Киргизского, побывают на волшебном острове и на дне Ледовитого океана, а в конце спляшут на свадьбе Ивана и Царь-девицы вместе с русскими, киргизами, цыганами.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Фото: Игорь Брук / It's My City

Таким видят уральский народ и Россию в целом создатели спектакля. К образам российского и киргизского народов на сцене отсылают огромные трансформирующиеся фигуры матрешек. В каждом действии они легко преображаются и отсылают нас к той нации, о которой идет речь.

«Это спектакль про место, где мы живем, и про нас. Я, как человек родившийся в советское время, не ассоциирую себя с русским национальным колоритом. Для нас это предмет сказок. 

Мы живем в мультикультурном месте, которое называется Россия. А что такое Россия? Мы все приезжие. Мне кажется, в Екатеринбурге живет мало людей, которые здесь родились. Все-таки Россия — очень собирательный образ. Для меня в этом спектакле он и есть», — рассказывает режиссер-постановщик, балетмейстер, художественный руководитель театра «Урал Опера Балет» Вячеслав Самодуров. 

Вячеслав Самодуров. Фото: Игорь Брук / It's My City

Первую постановку «Конька-Горбунка» в части хореографии обновил в 1901 году Александр Горский, а в 1912 году балет перенесли в Мариинский театр. Именно фрагменты этой хореографии и восстановил Вячеслав Самодуров, а современные элементы танца добавил хореограф Антон Пимонов. 

«Восстанавливать старое всегда сложно, поскольку невозможно пообщаться с хореографом, который это сделал. Мы запросили хореографические нотации из Гарварда, где лежит архив Мариинского императорского театра. Вместе с моим ассистентом Кларой Довжек мы расшифровывали те фрагменты, которые нам были интересы», — говорит Самодуров.

В картинах, где можно увидеть старинную хореографию, зритель услышит старинную музыку Пуни, а в новых же номерах — автора «Приказа короля» Анатолия Королева. 

Фото: Игорь Брук / It's My City

В спектакле задействована вся труппа театра «Урал Опера Балет», в финальном дивертисменте на сцене появится 60 человек в ярких костюмах. 

Фото: Игорь Брук / It's My City

Над ними, а также над декорациями работала Анастасия Нефедова — художник театра и кино, главный художник «Электротеатра Станиславский». Идеи черпала из самого произведения и музыки, особенно ее вдохновило то, что в балете будет рэп.

«Я поняла, что надо искать вдохновение в современной жизни. Екатеринбург я уже успела полюбить, потому что я здесь была на других проектах. Мне хотелось соединить с сегодняшним днем. Одно дело посмотреть, как балет может работать с современным языком, другое — современный язык перевести на язык балета. Это серьезная задача и, мне кажется, она получилась. Балет может быть смешным и ироничным, и эта ирония может быть очень тонкой, неявной», — пояснила Анастасия Нефедова.

Анастасия Нефедова. Фото: Игорь Брук / It's My City

По подсчетам театра, для балета сшили около 300 костюмов. Главный герой Иван-дурак и его братья предстают перед зрителем эдакими гопниками в трениках, кроссовках и майках-алкоголичках. По словам артиста балета Михаила Хушутина, танцевать в такой одежде было непривычно.

«Балет в трениках — это что-то новое и сложное, потому что в этом мы не каждый день варимся, мы больше привыкли к классическим постановкам, хотя в этом театре у нас не первая работа с неоклассикой. Привыкаем, стараемся, жилы тянем, как говорится», — говорит Хушутин.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Характеры героев в чем-то остались прежними, но их темперамент и образ быстро трансформируется от лирического до сумасшедшего безумия. 

«Я бы сказала, что мой персонаж — это городская сумасшедшая, которая выпорхнула из ноздрей большого коня и увела за собой добряка Ивана», — говорит исполнительница роли Конька-Горбунка Екатерина Кузнецова. 

Фото: Игорь Брук / It's My City

Выбор балерины на роль Конька-Горбунка Вячеслав Самодуров комментирует так: «Мы решили, что конек — вырвавшаяся наружу душа Ивана, и нам показалось правильным, чтобы это была миниатюрная красивая балерина. В ней — то, что он в себе держал, что-то очень яростное, эмоциональное», — пояснил Самодуров.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Часть суммы на постановку балета помогли собрать зрители, когда театр объявил о краудфандинге. Однако точную цифру в театре не называют. «Краудфандинг — не столь привычный ход для государственных российских театров. Но это был очень важный акт доверия зрителя к нам. Была собрана достаточно большая сумма, которая была потрачена на производство деталей для декораций, как это и планировалось. Мы очень благодарны зрителям, что в самое трудное время в 2020 году они откликнулись и в этом участвовали. Сегодня они могут прийти и увидеть то, что на сцене происходит», — отметил Богдан Королек.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Что касается деталей — вы не увидите на сцене привычных, как говорят на театральном сленге, задников. Вместо них — виниловая лапша и огромные панно, которые создавали вручную. Работа над панно в виде рыбы заняла около полугода — над каждой «чешуйкой» работали сотрудники театрального цеха. Панно с изображением коней вышивали в течение года. Ткани для него заказывали в Германии и Китае. Это многосоставная фактурная работа, совмещенная со световыми конструкциями. При этом в каждом слое панно используются нетипичные материалы — сетка, пластик, вспененный целлофан и другие.

«Этот handmade очень важен. Чувствуется, что это нефабричное производство, не просто печать или видеопроекция, а объемные, живые, настоящие объекты. Это отсылает нас к современности и ко всему, что делает театр последние сезоны», — считает Богдан Королек.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Фото: Игорь Брук / It's My City

Балет можно будет увидеть на сцене театра 9, 10 и 11 июля, а также в октябре и ноябре. Останавливаться на экспериментальных и новаторских постановках в театре не собираются, как и делить весь репертуар на классику и современность. 

Фото: Игорь Брук / It's My City

Фото: Игорь Брук / It's My City

«Все, что мы делаем, так или иначе соотносим с сегодняшним днем. Все спектакли — потенциально для всех. А дальше вопрос в том, может ли зритель найти для себя что-то в этом важное и цепкое или нет. Находит в нем какой-то отклик? Кто-то придет на то, что у нас выступают Наум Блик и T-Bass, кто-то — на то, что это сказка „Конек-Горбунок“, кто-то придет на то, что это современный композитор написал нам новую музыку. Я надеюсь, что этот спектакль привлечет и новую аудиторию, ту, которая когда не ходила в театры или была один раз еще в школе», — заключил Богдан Королек.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: