Этим летом на крыше типовой панельки в Кировском районе Екатеринбурга появилась большая надпись «Путин, SOS! Промзона убивает». Так жители поселка Калиновский решили привлечь внимание к проблеме строительства транспортно-логистического центра «Уральский» рядом с их домами. Они уже собрали 41 тыс. подписей к петиции с просьбой остановить работы, обращались у свердловскому омбудсмену, однако стройка продолжается.
Поселок Калиновский граничит с микрорайоном Шарташ и городом-спутником Березовский. Асфальтированная дорога кончается прямо на конечной единственного автобуса, который ходит в этом направлении.
Природа здесь характерна для Среднего Урала: сосны, березы, холмы. Когда-то на этой территории велись старательские выработки золота, затем добывали торф в промышленном масштабе. Сейчас жители Калиновки катаются здесь на велосипедах и лыжах, практикуют скандинавскую ходьбу. Летом над лесом летают дельтапланеристы и проводятся учения кадетов с палаточным лагерем.
На территории поселка есть кадетский корпус войск национальной гвардии РФ, общежития для кадетов, один супермаркет, несколько панелек, сады и дома зоны индивидуальной жилой застройки (ИЖС), которые получили многодетные семьи.
В семье Ирины пятеро детей. Они переехали в Калиновку два года назад, купив землю на льготных условиях, и за лето построили свой дом. Участок выбирали специально рядом с природой с видом на поля и холмы. Три месяца назад они узнали, что рядом с их домом появится промышленная зона с транспортно-логистическим центром.
«Мы покупали землю, зная, что она выделялась для многодетных под ИЖС. Покупали землю, чтобы жить и на природе, и рядом с городом, при этом чтобы был хоть один вид транспорта. Это живописное место, где мы можем гулять и дышать чистым воздухом каждый день, а рядом — многодетные семьи, которые и нас поймут, и мы их. Рассматривали и садовые участки, но сады легко могут снести, а вот ИЖС все-таки нет. Поля — земля сельхозназначения. Мы этим видом наслаждаемся и с упоением смотрим на закаты.
Сейчас понимаем, что, скорее всего, вокруг нас теперь будет промзона. Загазованность и серость, все от чего мы убегали, нас догоняет. И мы в расстройстве», — говорит Ирина.
Строительная техника на участке леса рядом с частными домами, по словам местных жителей, появилась 29 марта. За ночь здесь вырубили деревья под площадку ТЛЦ «Уральский». Утром жители Калиновского обратились в природоохранную прокуратуру. В ответах ведомства (есть в распоряжении редакции) говорится, что сведения о вырубке лесных насаждений и снятии почвы подтверждены, при этом разрешение на проведение указанных работ, по информации прокуратуры, не выдавалось. Но останавливать строительство транспортно-логистического центра не стали.
Местные жители начали самостоятельно противостоять строительству ТЛЦ: в апреле запустили на сайте Change.org петицию с требованием остановить застройку к губернатору Евгению Куйвашеву, в мае в перформативной манере возложили цветы к месту строительных работ.
Лишь спустя полтора месяца после начала работ, 14 мая, были запущены общественные обсуждения по участку ТЛЦ. Согласно схеме планировки, на востоке центр должен граничить с поселком Калиновский, на западе — с железнодорожной линией Екатеринбург — Егоршино, за которой располагается Калиновский лесопарк, а на юге — с Шарташским микрорайоном и особо охраняемой территорией лесопарка.
От озера Шарташ, которое является памятником природы, до ближайшей границы земельного участка ТЛЦ «Уральский» — 1,15 км.
В результатах общественных обсуждений за подписью начальника департамента архитектуры Алексея Храмова можно увидеть 30 замечаний и предложений к проекту планировки — пограничное положение с природоохранными зонами, нарушение прав жителей микрорайона на благоприятную окружающую среду (против этого высказался 91 человек), осушение водных объектов (25 человек), строительство в ареале проживания краснокнижных животных и птиц — это тетервятник, длиннохвостая и бородатая неясыти, седой дятел, бабочка-перламутровка, согласно информации свердловского министерства природных ресурсов и экологии (43 человека) и т. д. Рядом с каждым из них стоит пометка «не подлежит учету». Учтено лишь предложение поддержать проект от 1475 участников.
В одном из ответов администрации Екатеринбурга на замечание сказано, что ТЛЦ «Уральский» будут строить именно на этом участке по трем причинам: близко расположена сеть железнодорожных линий и автомобильных дорог федерального и регионального значения, территория свободна от застройки и не имеет статуса особо охраняемой природной зоны. При этом указано, что оценка воздействия на окружающую среду будет определена на следующих стадиях проектирования.
Как утверждают местные жители, участвовавшие в обсуждениях, бланки с предложением поддержать проект ТЛЦ «Уральский» якобы выдавали в бюджетных учреждениях города. Однако документального или любого другого подтверждения этой информации нет. На сами слушания по проектам планировки и межевания жители Калиновки попасть не смогли.
«Мы собрали более 600 подписей и более 30 замечаний к проекту, но они не были учтены. Нас не пустили на общественные слушания — они проходили в 14:00, мы приехали к 13:00 к зданию администрации, но пройти туда не смогли — нам сказали, что слушания уже прошли. Мы увидели, как выходят бюджетники, говоря: „Фух, отстрелялись“. В 13:30 пришло СМС-уведомление, что слушания переносятся на 11:00», — рассказывает жительница поселка Калиновка Елизавета Нараткина.
Сейчас на стройке довольно шумно из-за постоянно въезжающей и выезжающей техники. Журналисты It’s My City находились на участке около 40 минут, за это время проехало не менее 30 фур. «Наши застройщики так торопятся, что работают круглосуточно. Ночью лежишь в тишине и слышно, как из кузова высыпают щебень, а потом ды-дыщ — бампер бьется об асфальт от тяжести. Работают машины нашей мэрии, которые зимой вывозят снег с улиц», — рассказывает Елизавета Нараткина.
Жители постоянно устраивают сходки на площадке и приглашают представителей администрации. Но пока к ним не приходят. «Один раз приехали качки, поднимали за грудки, срывали наши выступления. Говорили, что они за спорт, рядом с ТЛЦ построят физкультурно-оздоровительный комплекс. Я тоже за спорт, но здесь уничтожат все — воздух, лес, животных и нас», — говорит другая жительница поселка Ольга С.
Местные жители предлагали перенести на эту территорию биатлонный комплекс Антона Шипулина, против которого давно борются в другой части города — на 12-м километре Московского тракта. «Но нам уже сказали, что для биатлонного комплекса не хватит перепада высот на этой территории», — говорит Елизавета Нараткина. Есть еще одно предложение — сделать на месте ТЛЦ туристический этнографический парк по сказам Бажова «Малахитовая шкатулка».
С конца июня жители Калиновского каждый день выходят с одиночными пикетами на площадь Труда, чтобы привлечь внимание к проблеме. «Администрация думала, что это богом забытый уголок, что здесь живут полтора алкоголика. Они не учли ни многодетных, ни частный сектор. Не ожидали такого сопротивления. У меня тут квартира, которую я заработала честным трудом, купила здесь участок от многодетных, копив на него семь лет. Он крайний. За моим забором будет проходить „Тавдинский ввод“ (проектируемая дорога к ЕКАД через ТЛЦ). Лишних денег у меня нет, чтобы все бросить и уехать в другое место, продав по бросовой цене. Мы вынуждены бороться», — говорит Ольга С.
19 июля местные жители записали видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой остановить строительство транспортно-логистического центра. «Строительство ведется в водоохранной зоне жемчужины города Екатеринбурга озера Шарташ и угрожает существованию озера. Пожалуйста, остановите этот беспредел. Пожалуйста, обратите на нас внимание», — говорят местные в кадре.
Кто строит ТЛЦ «Уральский» и что здесь будет
Постановление о подготовке проектов планировки и межевания ТЛЦ «Уральский» подписал предыдущий глава Екатеринбурга Александр Высокинский 11 ноября 2020 года на основании обращения ООО «Екатеринбургский транспортный терминал». Эта компания, по данным «Контур.Фокус», образовалась 28 мая 2020 года. Генеральный директор ООО «ЕТТ» — Сергей Кирсанов, а учредитель — Александр Кахидзе, в прошлом помощник единороса Александра Бабакова.
Бабаков известен строительством крупного транспортно-логистического комплекса «Ховрино» рядом с жилой застройкой в Москве в районах Ховрино и Западное Дегунино, куда впоследствии перенесли всю нагрузку грузовых станций столицы. Против ТЛЦ «Ховрино» также выступали местные жители: они рассказывали, что от ближайших жилых домов до железнодорожного полотна всего 198 метров, а от забора стройки до ближайшего дома — 39 метров.
«Ближе к вечеру на ТЛЦ стягивают поезда с контейнерами. Всю ночь идет разгрузка, грохот. У нас жители верхних этажей нескольких домов по ночам спать не могут. Потому что это постоянное бабахание контейнерами, пищалки погрузчиков и прочее. В разы увеличилось количество большегрузного транспорта. Несмотря на то, что местами установлены знаки, запрещающие проезд большегрузов, все равно они по району ездят, на знаки внимания не обращают», — цитировало одного из местных жителей района Ховрино издание vgudok.com.
В границы строительства ТЛЦ «Уральский» попадет месторождение торфа Калиновское № 785. Участок строительства расположен на водоразделе рек Пышмы и Исети и частично попадает на территорию Калиновского болота. С юго-востока течет река Калиновка. На территории проектирования также проходят семь воздушных линии электропередач и магистральный газопровод Бухара –Урал, контролируемый «Газпромом».
Накануне на площадке международной промышленной выставки «Иннопром» Минтранс России, правительство Свердловской области, ОАО «РЖД» и ООО «Екатеринбургский транспортный терминал» подписали соглашение о создании ТЛЦ «Уральский».
Генеральный директор ООО «ЕТТ» Сергей Кирсанов сказал It’s My City, что знает о недовольстве жителей поселка Калиновский. Он также подтвердил информацию, что разрешение на строительство компания пока не получила.
«Про проблему мы знаем, с жителями мы общались. Разрешительная документация предъявлена и жителям, и в прокуратуру. Прошло шесть прокурорских проверок, все они показали, что все, что происходит, происходит в соответствии с законом и разрешительной документацией. У нас пока нет разрешения на строительство, мы его ждем, поэтому строительство не происходит. Производятся подготовительные работы и планировочные мероприятия: установка забора, разметка временных дорог. Все остальное будет идти с разрешением выдачи на строительство», — коротко прокомментирован Кирсанов.
На первом этапе строительства ТЛЦ «Уральский» запланировано появление железнодорожной соединительной ветки со станцией Аппаратная, строительство железнодорожных путей ТЛЦ, контейнерной площадки и сопутствующей инфраструктуры, дублирующего проезда, связывающего территорию ТЛЦ «Уральский» и улицу Проезжую, а также пожарного проезда до улице Крутой в микрорайоне Шарташ.
В перспективе — построить две дороги на ЕКАД, одна из них будет носить название Тавдинский ввод и идти вдоль частных домов поселка Калиновка. Запланировано и расширение улицы Мурзинской с двух до четырех полос движения.
К конфликту между компанией, строящей ТЛЦ, и местными жителями на данный момент собирается подключиться уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Она приезжала в поселок в июне и попросила жителей прислать список пожеланий. По ее словам, письмо от инициативной группы дошло только 6 июля, хотя жители Калиновского отправляли его раньше.
«Меня очень сильно задел вопрос дороги. Если туда действительно будет ходить 200 фур в день, то дорога требует огромного расширения, а об этом никто не сказал. А кто эту дорогу будет строить? Муниципалитет, область или предприниматель, заинтересованный в том, чтобы ходили фуры? Иногда мы не вольны выбирать себе соседей, но обеспечить нормальный способ передвижения — это просто обязанность муниципалитета. Мы сделали все запросы, которые возможно сделать для того, чтобы разобраться, кто, как, кому, под какие застройки и по какой причине давал эту землю. Похоже, что она продавалась, но тем не менее мы должны это все понять.
Я думаю, мы в течение месяца должны тщательно разобраться и стать настоящим посредником между жителями и застройщиками», — сказала It’s My City Татьяна Мерзлякова.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.