Дорога от Екатеринбурга до Каменска-Уральского тянется вдоль реки Исеть. Столетия назад она связывала заводы и поселения, строившиеся у воды, поэтому сейчас здесь буквально на каждом шагу можно наткнуться на руины старинных церквей, особняков и фабрик. Удивительно, но это направление до сих пор не попало в поле зрения уральских турагентств, зато заинтересовало архитекторов. Вдохновившись опытом Германии, Хорватии, Франции и других стран, они придумали проект уральского ландшафтно-руинированного парка и сами начали проводить авторские экскурсии. It’s My City побывал на одной из них и узнал о проекте.
Как появился проект Uralruin
Все началось три года назад, когда компания друзей-архитекторов решила стабильно выезжать за пределы Екатеринбурга на время скучных городских праздников. Они задавали направление в сторону какого-то поселка и ехали его исследовать. В сторону Каменска-Уральского путешествовать было интереснее всего — на каждой остановке встречались разрушенные церкви и индустриальные объекты.
«Я начал осмысливать, почему здесь все так близко расположено. Оказалось, что это направление очень старое. В свое время Исеть была очень востребована, на нее буквально нанизывались предприятия.
Сейчас на этом маршруте сохранились объекты плюс-минус около даты основания Екатеринбурга — в основном 1700-х годов постройки.
Задолго до этого тут были форпосты, регулярно совершались набеги кочевников. Поселения складывались, уничтожались и строились снова. Культурный пласт очень широкий. Если копать, можно узнать много интересного», — рассказывает идеолог проекта Uralruin и сооснователь архитектурной студии Fish Артур Ларионов.
По слова архитектора, по дороге от Екатеринбурга до Каменска-Уральского находятся сотни руинированных объектов. Причем добраться до них можно не только на автомобиле, вдоль поселков курсирует электричка. А при желании и вплавь по Исети, например, на катамаранах.
Поселки также связывает старая заводская дорога, которая все еще функционирует. Правда, ездят по ней в основном лесовозы, на легковом автомобиле пройти ее невозможно. Поэтому у архитекторов из студии Fish, придумавших проект Uralruin, появилась идея создать вдоль дороги велосипедный маршрут.
«Поездка займет несколько дней с остановками. Но это реально можно сделать. Строится же веломаршрут от Москвы до Санкт-Петербурга, а там 1200 километров вместе с достопримечательностями. Мы можем и сейчас использовать инфраструктуру вековой давности. Откопать, починить, воссоздать проницаемость и связность сельских территорий между собой», — говорит Артур.
Сами объекты архитекторы предлагают соединить в ландшафтно-руинированный парк по примеру Европы. По задумке, в него войдут 14 старинных церквей и 12 промышленных построек. Руины этих объектов станут главными достопримечательностями, окруженными природной фактурой и поселками с уральским колоритом. Привлечение туристов на эти территории поможет вдохнуть жизнь и наделить некоторые объекты новыми функциями. Например, местные фермеры смогут открыть на руинах свои лавки. С объектами при этом делать ничего не нужно, необходимо лишь привлечь туристов и гидов. И команда проекта уже запустила процесс.
«Чтобы не сидеть и не тупить, мы выбрали тактику быстрых шагов — начали привлекать городских туристов, чтобы вылезти из околопрофессиональной среды.
Пока мы выясняем с администрациями вопросы принадлежности земли под объектами, люди будут узнавать об этом маршруте из наших поездок и соцсетей, которые мы начали активно вести. Расскажут друзьям, начнут сами ездить. Мы создадим превентивный трафик туристов и привлечем известность к этим местам», — рассказывает Артур Ларионов.
Этим летом проект Uralruin начал водить экскурсии по пяти локациям — поселкам Бобровскому и Двуреченску, селам Камышево и Исетское и порогу Ревун. Рассказываем, на что там посмотреть.
Уральские руины: большая прогулка по церквям и фабрикам
С командой проекта мы встретились у станции метро «Ботаническая» в Екатеринбурге. Всего в поездку собралось 27 человек — в основном архитекторы, походники и урбанисты-любители. До этого мы определились, кто может поехать на машине, а кто будет пассажиром.
Первая локация — поселок Бобровский. Здесь сохранилась каменная церковь Михаила Архангела, построенная в 1792 году. Интересно, что возводил ее не зодчий, а иконописец из петербургской династии. Храм имеет нетипичные для традиционного православного зодчества пропорции, потому что иконописец был не знаком с канонами. После постройки здание неоднократно расширяли, потому что прихожан было много — это было очень популярное место. Но после прихода советской власти его, конечно, забросили.
Сейчас церковь начали восстанавливать местные жители. Недавно у нее появилась синяя крыша. «Здесь были горы мусора, его убирали взрослые и дети. Вывезли 72 вагона. Мы начали восстанавливать церковь десять лет назад своими силами. А чего ждать денег?» — рассказывает отец Леонид. Команда Uralruin старается привлекать его и других жителей поселка к экскурсиям — местные могут рассказать больше, чем архивы.
Например, жители рассказали нам, что на стенах только недавно чудесным образом проявилась старинная роспись. Вероятно, штукатурка перестала намокать от дождей, когда храм обзавелся новой крышей, и краску стало хорошо видно. В любом случае остатки фресок выглядят фантастически.
Следующая локация — Двуреченск. Здесь в 1864 году начала работу Устьевская мельница Никифора Грачева. Фактически ее появление положило начало поселку, носившему тогда название Устье. В начале 1880-х мельница сгорела. Сохранившиеся после пожара постройки вошли в собственность местного кооператива, мельница продолжила работу как фабрика и использовалась для размола хромитов, из которых затем делали краску. В начале 1930-х на базе плотины двуреченского пруда работала мини-ГЭС. Сейчас от нее осталось стальное основание плотины и специфичный мост. А фундамент фабрики сохранился где-то под насыпью парковки у реки.
Фактически смотреть в этой локации нечего, но архитекторы обращают внимание на детали. Через дорогу от парковки — старый домик смотрителя, рядом — место слияния рек Исеть и Сысерть, питавших энергией фабрику, вдалеке — остатки моста, который однажды снесло потоком воды. Особенно хорошо это место видно с холма у водонапорной башни.
После Двуреченска отправляемся в село Камышево, основанное еще в 1686 году. Здесь находится два объекта — каменный храм XIX века и заброшенная Пимокатная фабрика. Оба расположены там, где когда-то была деревянная крепость, оборонявшая поселение от набегов башкир. Первая церковь здесь тоже была деревянной. Когда у поселения появились средства на каменный храм, ее разобрали и продали в соседнюю деревню. Кстати, деньги на его строительство нашли буквально под ногами — на месте храма находилась золотая жила (сейчас разработка запрещена — церковь наложила вето).
«Первое документальное упоминание о каменном храме было в 1846 году, хотя, по словам местных жителей, построили его еще в 1826 году. Крепость была основана лет на сто раньше. Поселок уникален тем, что здесь довольно много исторической архитектуры — заброшенные особняки и купеческие здания. Они находятся в плохом состоянии», — рассказывает Артур Ларионов.
Храм строился в несколько этапов и функционировал до 1938 года. При советской власти он был осквернен, священников расстреляли. Купола сняли, а в здании хранили шерсть с соседней фабрики. Сейчас здание частично законсервировано, используется лишь небольшой холл с неоновой вывеской с торца. Через него можно пройти в храм и посмотреть, как он выглядит внутри. Здесь также сохранились росписи двухвековой давности, они находятся в отличном состоянии. Само здание является объектом культурного наследия.
«Крупных благотворителей у нас нет, приход маленький, всего 30 человек. В 2008 году была попытка реставрации, вокруг храма поставили забор, но работы остановились, а забор растащили местные. Сейчас у нашего батюшки есть проект реставрации, спонсоры дали деньги», — рассказывает жительница села Камышево Людмила Ивановна. Правда, что будет со зданием дальше, она пока сказать не может.
Фабрика, которая использовала храм как склад для шерсти, находится по соседству. Это Пимокатная фабрика, на которой успешно производили валенки с 1920 по 1995 год. Но история ее начинается еще в XIX веке, когда купец Первушин поставил на реке мельницу и решил производить здесь муку. Дело не задалось, он сжег предприятие, чтобы получить деньги со страховой компании (да, в то время они уже существовали). Сохранилось лишь каменное здание, которое купила чета купцов Ушковых из Арамиля для своей суконно-ткацкой фабрики. Она успешно работала до революции, а в 1920 году вошла в состав треста Уралтекстиль, который выпускал ткани, нитки, одежду, обувь и валенки.
Фабрика масштабировалась и стала Пимокатной. В годы Великой Отечественной войны здесь в промышленных масштабах производили валенки солдатам на фронт. Немцы даже снимали с павших бойцов эти валенки, потому что мерзли в кожаных сапогах. В послевоенном СССР валенки тоже были нужны, производство не останавливалось до 1990-х, когда Союз распался и в страну хлынуло огромное количество товаров, которых не было раньше. Фабрика не успела перепрофилироваться на производство другой обуви и начала угасать. Людям выдавали зарплату продукцией, потом совсем перестали платить.
В нулевые заброшенную фабрику растащили на металлолом, но здание продолжает стоять и находится в относительно неплохом состоянии — монолитные конструкции живы до сих пор.
Село Камышево связано с поселком Исетское, который тоже вошел в маршрут Uralruin. Именно сюда привезли разобранный на бревна камышевский храм. До нашего времени он, конечно, не дожил, но можно посмотреть на церковь Николая Чудотворца, которую построили на его месте к 1917 году. Это большое каменное здание, на крыше которого растет дерево. Часть его сильно разрушена, с купола валятся кирпичи, в другой находится алтарь, стоят иконы. Церковь возродили местные жители — сами выносили мусор, стирали надписи со стен.
«Храм строили на известковом растворе, добавляли в него яйца. Как рассказывают, расписывал его полугорбатенький монах. Раньше здесь пел хор на балконе, входили в него через колокольню. Окна были витражными, сейчас у нас нет денег на стекла, закрыли их поликарбонатом. Отопление здесь было интересное, подземное. Трубы были проложены под полом и по стенам, скрыты под штукатуркой. В 80-х рабочие пионерлагеря решили, что здесь есть клад. Все раскопали, пригоняли даже трактор! Нашли в полу две-три пригоршни царских монет. С тех пор начались разрушения», — рассказывает местная жительница Вера Васильевна.
По ее словам, храм проработал до 1935 года. В то время здесь еще венчали людей, потом храм передали советским властям «для нужд». Здесь был склад зерна, тракторная станция, а когда здание забросили, начались поджоги. Как рассказывает женщина, в роспись на стенах кидали коктейли Молотова, а на крыше однажды подожгли магниевую стружку. Следы поджогов отлично видны на стенах, но их можно очистить и открыть фрески.
Завершает маршрут картонная фабрика «Свободный труд». Она находится на пороге Ревун — это бурная часть реки Исеть, где часто сплавляются на байдарках. Само по себе место уникально — это природный памятник со скалами и пещерами, окруженными лесами. А в 15 километрах находятся заброшенные деревни с памятниками культурного наследия.
Фабрика находится прямо на берегу Исети. Она была построена в 1902 году купцом Лабричевым и занималась выпуском картона. Фабрика переживала множество периодов упадка и расцвета. После революции, как и другие заводы, она была национализирована и получила название «Свободный труд».
«Мы нашли в архиве книги приказов с 1934 по 1991 год и по ним восстановили жизнь этого поселка. Например, мы узнали, что в советское время рабочие создали здесь цех ширпотреба, где из обрезей картона делали неспецифичные товары. Игрушки, чемоданы. Выручка с продажи этих товаров шла поселку. За счет нее здесь построили детский сад, ДК, городскую баню и провели сюда электричество задолго до национальной советской программы электрификации», — рассказывает Артур Ларионов.
Функционировала фабрика до 1990-х, а потом была заброшена и простояла вплоть до 2011 года. Потом случился пожар. Поскольку здание было не монолитное, а в основном кирпичное, конструкции разрушились. Сейчас ходить здесь небезопасно.
«Фабрика „Свободный труд“ — уникальное место на нашем маршруте. Она не принадлежит церкви, не находится в частной собственности и это не объект культурного наследия. По документам земля под ней свободна и подходит для развития туризма.
Мы считаем, что это идеальная площадка для эксперимента с новым форматом туризма — здесь можно было бы создать комфортное место для ночевки в конце маршрута. Например, гостиницу или несезонный кемпинг, где будет кафе, площадка для мероприятий или банально для выездных свадебных церемоний — это очень популярно.
Строить „Хаятт“ в этом месте не нужно. Мы начали делать проект приспособления разрушенного здания фабрики как части ландшафтного парка, внутри которого могут расположиться новые функции — небольшие каркасные сооружения с легким фундаментом», — рассказывает идеолог Uralruin.
Команда проекта вдохновляется опытом других стран, где руины осваиваются и становятся точками притяжения туристов. Это открытый музей запустения In Loco в итальянском регионе Эмилия-Романья, корпус заброшенных санаториев Baum&Zeit в немецком городе Белиц или велосипедная трасса CIRO в Хорватии, которая проходит через заброшенные города. Кстати, отели на пути построили в руинах железнодорожных вокзалов.
В России, где не первый год говорят об отсутствии альтернативных заграничным и при этом бюджетных мест для отдыха, тур по сохранившимся дореволюционным постройкам Урала стал бы тем самым пресловутым «ответом» Европе, считают екатеринбургские архитекторы.
«Когда я был в Гамбурге, я общался с представителями IBA Hamburg (государственная организация International Biennale Architecture, которая занимается переосмыслением и редевелопментом депрессивных территорий в Германии — прим. ред.) и показывал им наш проект. Они говорили: „Вау, что у вас есть! Почему с этим ничего не делается?“ Я пожимал плечами», — рассказывает Артур Ларионов.
Что будет дальше
Команда Uralruin продолжит популяризировать маршрут. В инстаграм-аккаунте проекта можно узнать, когда будет следующая поездка и записаться в участники. «Если сильно вырастет спрос, мы договоримся с туроператором, который будет собирать автобус человек на сорок и возить людей по нашему маршруту с обученным гидом», — поясняет Артур.
Буквально на этой неделе у проекта появилась поддержка от управления культуры, спорта и делам молодежи Каменского городского округа, которое заинтересовалась инициативой. Чиновники пообещали помочь со сбором документов об объектах, вошедших в маршрут, и проведением субботника на территории Ревуна. Кроме того, архитекторы вышли на местных активистов и предпринимателя, который собирается строить кемпинг неподалеку от руин картонной фабрики. В долгоиграющих планах — проведение первого фестиваля у руин и поиски инвестора, который захочет вложиться в проект гостиницы.
«Для привлечения туристов на Урал не нужно выдумывать историю, будто бы тут видели хозяйку Медной горы. Эти деревни уже красивые, у них богатая история — и сражения, и индустриальный пласт, и советские переделки. Этим мало кто занимается, а села между тем увядают. Туристы должны приезжать сюда, это задаст новый вектор развития таким местам. Если за сутки через местные магазины и музеи пройдет тысяча человек, они сделают кассу за месяц. И тогда жители смогут вкладываться в развитие поселка. Мы можем создать им поддержку сами, а не через долгие госпрограммы», — заключает Артур Ларионов.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.