«Мы можем и сейчас использовать инфраструктуру вековой давности»

Архитекторы из Екатеринбурга хотят создать ландшафтный парк на руинах. Они уже начали возить туристов

1 июля, 09:10, 2021г.    Автор: Юлия Субботина

Дорога от Екатеринбурга до Каменска-Уральского тянется вдоль реки Исеть. Столетия назад она связывала заводы и поселения, строившиеся у воды, поэтому сейчас здесь буквально на каждом шагу можно наткнуться на руины старинных церквей, особняков и фабрик. Удивительно, но это направление до сих пор не попало в поле зрения уральских турагентств, зато заинтересовало архитекторов. Вдохновившись опытом Германии, Хорватии, Франции и других стран, они придумали проект уральского ландшафтно-руинированного парка и сами начали проводить авторские экскурсии. It’s My City побывал на одной из них и узнал о проекте.  

Как появился проект Uralruin

Все началось три года назад, когда компания друзей-архитекторов решила стабильно выезжать за пределы Екатеринбурга на время скучных городских праздников. Они задавали направление в сторону какого-то поселка и ехали его исследовать. В сторону Каменска-Уральского путешествовать было интереснее всего — на каждой остановке встречались разрушенные церкви и индустриальные объекты. 

«Я начал осмысливать, почему здесь все так близко расположено. Оказалось, что это направление очень старое. В свое время Исеть была очень востребована, на нее буквально нанизывались предприятия. 

Сейчас на этом маршруте сохранились объекты плюс-минус около даты основания Екатеринбурга — в основном 1700-х годов постройки. 

Задолго до этого тут были форпосты, регулярно совершались набеги кочевников. Поселения складывались, уничтожались и строились снова. Культурный пласт очень широкий. Если копать, можно узнать много интересного», — рассказывает идеолог проекта Uralruin и сооснователь архитектурной студии Fish Артур Ларионов. 

Артур Ларионов, один из авторов проекта Uralruin. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

По слова архитектора, по дороге от Екатеринбурга до Каменска-Уральского находятся сотни руинированных объектов. Причем добраться до них можно не только на автомобиле, вдоль поселков курсирует электричка. А при желании и вплавь по Исети, например, на катамаранах.

Поселки также связывает старая заводская дорога, которая все еще функционирует. Правда, ездят по ней в основном лесовозы, на легковом автомобиле пройти ее невозможно. Поэтому у архитекторов из студии Fish, придумавших проект Uralruin, появилась идея создать вдоль дороги велосипедный маршрут.

«Поездка займет несколько дней с остановками. Но это реально можно сделать. Строится же веломаршрут от Москвы до Санкт-Петербурга, а там 1200 километров вместе с достопримечательностями. Мы можем и сейчас использовать инфраструктуру вековой давности. Откопать, починить, воссоздать проницаемость и связность сельских территорий между собой», — говорит Артур.

По возрожденной заводской дороге можно будет быстрее добираться до руин, проделав тот же путь, что и заводчанин того времени. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

Сами объекты архитекторы предлагают соединить в ландшафтно-руинированный парк по примеру Европы. По задумке, в него войдут 14 старинных церквей и 12 промышленных построек. Руины этих объектов станут главными достопримечательностями, окруженными природной фактурой и поселками с уральским колоритом. Привлечение туристов на эти территории поможет вдохнуть жизнь и наделить некоторые объекты новыми функциями. Например, местные фермеры смогут открыть на руинах свои лавки. С объектами при этом делать ничего не нужно, необходимо лишь привлечь туристов и гидов. И команда проекта уже запустила процесс.

«Чтобы не сидеть и не тупить, мы выбрали тактику быстрых шагов — начали привлекать городских туристов, чтобы вылезти из околопрофессиональной среды. 

Пока мы выясняем с администрациями вопросы принадлежности земли под объектами, люди будут узнавать об этом маршруте из наших поездок и соцсетей, которые мы начали активно вести. Расскажут друзьям, начнут сами ездить. Мы создадим превентивный трафик туристов и привлечем известность к этим местам», — рассказывает Артур Ларионов. 

Этим летом проект Uralruin начал водить экскурсии по пяти локациям — поселкам Бобровскому и Двуреченску, селам Камышево и Исетское и порогу Ревун. Рассказываем, на что там посмотреть.

Уральские руины: большая прогулка по церквям и фабрикам

С командой проекта мы встретились у станции метро «Ботаническая» в Екатеринбурге. Всего в поездку собралось 27 человек — в основном архитекторы, походники и урбанисты-любители. До этого мы определились, кто может поехать на машине, а кто будет пассажиром. 

Церковь Михаила Архангела в Бобровском. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

Первая локация — поселок Бобровский. Здесь сохранилась каменная церковь Михаила Архангела, построенная в 1792 году. Интересно, что возводил ее не зодчий, а иконописец из петербургской династии. Храм имеет нетипичные для традиционного православного зодчества пропорции, потому что иконописец был не знаком с канонами. После постройки здание неоднократно расширяли, потому что прихожан было много — это было очень популярное место. Но после прихода советской власти его, конечно, забросили.

Роспись на стенах храма. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

Фото: Алексей Зайцев / It's My City

Фото: Алексей Зайцев / It's My City

Сейчас церковь начали восстанавливать местные жители. Недавно у нее появилась синяя крыша. «Здесь были горы мусора, его убирали взрослые и дети. Вывезли 72 вагона. Мы начали восстанавливать церковь десять лет назад своими силами. А чего ждать денег?» — рассказывает отец Леонид. Команда Uralruin старается привлекать его и других жителей поселка к экскурсиям — местные могут рассказать больше, чем архивы. 

Старое основание и новый купол. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

Например, жители рассказали нам, что на стенах только недавно чудесным образом проявилась старинная роспись. Вероятно, штукатурка перестала намокать от дождей, когда храм обзавелся новой крышей, и краску стало хорошо видно. В любом случае остатки фресок выглядят фантастически. 

Отец Леонид. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

Следующая локация — Двуреченск. Здесь в 1864 году начала работу Устьевская мельница Никифора Грачева. Фактически ее появление положило начало поселку, носившему тогда название Устье. В начале 1880-х мельница сгорела. Сохранившиеся после пожара постройки вошли в собственность местного кооператива, мельница продолжила работу как фабрика и использовалась для размола хромитов, из которых затем делали краску. В начале 1930-х на базе плотины двуреченского пруда работала мини-ГЭС. Сейчас от нее осталось стальное основание плотины и специфичный мост. А фундамент фабрики сохранился где-то под насыпью парковки у реки.  

С холма в Двуреченске можно посмотреть на место слияния рек Исети и Сысерти. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

Фактически смотреть в этой локации нечего, но архитекторы обращают внимание на детали. Через дорогу от парковки — старый домик смотрителя, рядом — место слияния рек Исеть и Сысерть, питавших энергией фабрику, вдалеке — остатки моста, который однажды снесло потоком воды. Особенно хорошо это место видно с холма у водонапорной башни.

Водонапорная башня и холм, обрушенный водой. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

После Двуреченска отправляемся в село Камышево, основанное еще в 1686 году. Здесь находится два объекта — каменный храм XIX века и заброшенная Пимокатная фабрика. Оба расположены там, где когда-то была деревянная крепость, оборонявшая поселение от набегов башкир. Первая церковь здесь тоже была деревянной. Когда у поселения появились средства на каменный храм, ее разобрали и продали в соседнюю деревню. Кстати, деньги на его строительство нашли буквально под ногами — на месте храма находилась золотая жила (сейчас разработка запрещена — церковь наложила вето). 

Церковь св. Великомученика Георгия Победоносца в Камышево. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

«Первое документальное упоминание о каменном храме было в 1846 году, хотя, по словам местных жителей, построили его еще в 1826 году. Крепость была основана лет на сто раньше. Поселок уникален тем, что здесь довольно много исторической архитектуры — заброшенные особняки и купеческие здания. Они находятся в плохом состоянии», — рассказывает Артур Ларионов. 

Храм строился в несколько этапов и функционировал до 1938 года. При советской власти он был осквернен, священников расстреляли. Купола сняли, а в здании хранили шерсть с соседней фабрики. Сейчас здание частично законсервировано, используется лишь небольшой холл с неоновой вывеской с торца. Через него можно пройти в храм и посмотреть, как он выглядит внутри. Здесь также сохранились росписи двухвековой давности, они находятся в отличном состоянии. Само здание является объектом культурного наследия.

Под куполом храма отлично сохранилась роспись. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

«Крупных благотворителей у нас нет, приход маленький, всего 30 человек. В 2008 году была попытка реставрации, вокруг храма поставили забор, но работы остановились, а забор растащили местные. Сейчас у нашего батюшки есть проект реставрации, спонсоры дали деньги», — рассказывает жительница села Камышево Людмила Ивановна. Правда, что будет со зданием дальше, она пока сказать не может. 

Пимокатная фабрика в Камышево. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

Фабрика, которая использовала храм как склад для шерсти, находится по соседству. Это Пимокатная фабрика, на которой успешно производили валенки с 1920 по 1995 год. Но история ее начинается еще в XIX веке, когда купец Первушин поставил на реке мельницу и решил производить здесь муку. Дело не задалось, он сжег предприятие, чтобы получить деньги со страховой компании (да, в то время они уже существовали). Сохранилось лишь каменное здание, которое купила чета купцов Ушковых из Арамиля для своей суконно-ткацкой фабрики. Она успешно работала до революции, а в 1920 году вошла в состав треста Уралтекстиль, который выпускал ткани, нитки, одежду, обувь и валенки. 

В здании пытались сделать пейнтбол-клуб, но он не пользовался спросом. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

Фабрика масштабировалась и стала Пимокатной. В годы Великой Отечественной войны здесь в промышленных масштабах производили валенки солдатам на фронт. Немцы даже снимали с павших бойцов эти валенки, потому что мерзли в кожаных сапогах. В послевоенном СССР валенки тоже были нужны, производство не останавливалось до 1990-х, когда Союз распался и в страну хлынуло огромное количество товаров, которых не было раньше. Фабрика не успела перепрофилироваться на производство другой обуви и начала угасать. Людям выдавали зарплату продукцией, потом совсем перестали платить.

В нулевые заброшенную фабрику растащили на металлолом, но здание продолжает стоять и находится в относительно неплохом состоянии — монолитные конструкции живы до сих пор.

Фото: Алексей Зайцев / It's My City

Село Камышево связано с поселком Исетское, который тоже вошел в маршрут Uralruin. Именно сюда привезли разобранный на бревна камышевский храм. До нашего времени он, конечно, не дожил, но можно посмотреть на церковь Николая Чудотворца, которую построили на его месте к 1917 году. Это большое каменное здание, на крыше которого растет дерево. Часть его сильно разрушена, с купола валятся кирпичи, в другой находится алтарь, стоят иконы. Церковь возродили местные жители — сами выносили мусор, стирали надписи со стен.

Историю Церкви Николая Чудотворца нам рассказала местная жительница Вера Васильевна. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

«Храм строили на известковом растворе, добавляли в него яйца. Как рассказывают, расписывал его полугорбатенький монах. Раньше здесь пел хор на балконе, входили в него через колокольню. Окна были витражными, сейчас у нас нет денег на стекла, закрыли их поликарбонатом. Отопление здесь было интересное, подземное. Трубы были проложены под полом и по стенам, скрыты под штукатуркой. В 80-х рабочие пионерлагеря решили, что здесь есть клад. Все раскопали, пригоняли даже трактор! Нашли в полу две-три пригоршни царских монет. С тех пор начались разрушения», — рассказывает местная жительница Вера Васильевна.

Роспись совсем не видно из-за пожаров. В стены храма кидали бутылки с соляркой. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

По ее словам, храм проработал до 1935 года. В то время здесь еще венчали людей, потом храм передали советским властям «для нужд». Здесь был склад зерна, тракторная станция, а когда здание забросили, начались поджоги. Как рассказывает женщина, в роспись на стенах кидали коктейли Молотова, а на крыше однажды подожгли магниевую стружку. Следы поджогов отлично видны на стенах, но их можно очистить и открыть фрески.

Порог Ревун. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

Завершает маршрут картонная фабрика «Свободный труд». Она находится на пороге Ревун — это бурная часть реки Исеть, где часто сплавляются на байдарках. Само по себе место уникально — это природный памятник со скалами и пещерами, окруженными лесами. А в 15 километрах находятся заброшенные деревни с памятниками культурного наследия.

Фабрика находится прямо на берегу Исети. Она была построена в 1902 году купцом Лабричевым и занималась выпуском картона. Фабрика переживала множество периодов упадка и расцвета. После революции, как и другие заводы, она была национализирована и получила название «Свободный труд».

Вид на руины фабрики «Свободный труд» с воды. Фото: Алексей Зайцев / It's My City

«Мы нашли в архиве книги приказов с 1934 по 1991 год и по ним восстановили жизнь этого поселка. Например, мы узнали, что в советское время рабочие создали здесь цех ширпотреба, где из обрезей картона делали неспецифичные товары. Игрушки, чемоданы. Выручка с продажи этих товаров шла поселку. За счет нее здесь построили детский сад, ДК, городскую баню и провели сюда электричество задолго до национальной советской программы электрификации», — рассказывает Артур Ларионов.

Так фабрика выглядит с коптера. Фото: Максим Пантелеев

Функционировала фабрика до 1990-х, а потом была заброшена и простояла вплоть до 2011 года. Потом случился пожар. Поскольку здание было не монолитное, а в основном кирпичное, конструкции разрушились. Сейчас ходить здесь небезопасно.  

«Фабрика „Свободный труд“ — уникальное место на нашем маршруте. Она не принадлежит церкви, не находится в частной собственности и это не объект культурного наследия. По документам земля под ней свободна и подходит для развития туризма. 

Мы считаем, что это идеальная площадка для эксперимента с новым форматом туризма — здесь можно было бы создать комфортное место для ночевки в конце маршрута. Например, гостиницу или несезонный кемпинг, где будет кафе, площадка для мероприятий или банально для выездных свадебных церемоний — это очень популярно.

Строить „Хаятт“ в этом месте не нужно. Мы начали делать проект приспособления разрушенного здания фабрики как части ландшафтного парка, внутри которого могут расположиться новые функции — небольшие каркасные сооружения с легким фундаментом», — рассказывает идеолог Uralruin.

Проект общественного пространства на руинах фабрики «Свободный труд». Предоставлено студией архитектуры и дизайна Fish

Команда проекта вдохновляется опытом других стран, где руины осваиваются и становятся точками притяжения туристов. Это открытый музей запустения In Loco в итальянском регионе Эмилия-Романья, корпус заброшенных санаториев Baum&Zeit в немецком городе Белиц или велосипедная трасса CIRO в Хорватии, которая проходит через заброшенные города. Кстати, отели на пути построили в руинах железнодорожных вокзалов.

В России, где не первый год говорят об отсутствии альтернативных заграничным и при этом бюджетных мест для отдыха, тур по сохранившимся дореволюционным постройкам Урала стал бы тем самым пресловутым «ответом» Европе, считают екатеринбургские архитекторы.

«Когда я был в Гамбурге, я общался с представителями IBA Hamburg (государственная организация International Biennale Architecture, которая занимается переосмыслением и редевелопментом депрессивных территорий в Германии — прим. ред.) и показывал им наш проект. Они говорили: „Вау, что у вас есть! Почему с этим ничего не делается?“ Я пожимал плечами», — рассказывает Артур Ларионов.

Что будет дальше

Команда Uralruin продолжит популяризировать маршрут. В инстаграм-аккаунте проекта можно узнать, когда будет следующая поездка и записаться в участники. «Если сильно вырастет спрос, мы договоримся с туроператором, который будет собирать автобус человек на сорок и возить людей по нашему маршруту с обученным гидом», — поясняет Артур. 

Буквально на этой неделе у проекта появилась поддержка от управления культуры, спорта и делам молодежи Каменского городского округа, которое заинтересовалась инициативой. Чиновники пообещали помочь со сбором документов об объектах, вошедших в маршрут, и проведением субботника на территории Ревуна. Кроме того, архитекторы вышли на местных активистов и предпринимателя, который собирается строить кемпинг неподалеку от руин картонной фабрики. В долгоиграющих планах — проведение первого фестиваля у руин и поиски инвестора, который захочет вложиться в проект гостиницы.

Фото: Алексей Зайцев / It's My City

«Для привлечения туристов на Урал не нужно выдумывать историю, будто бы тут видели хозяйку Медной горы. Эти деревни уже красивые, у них богатая история — и сражения, и индустриальный пласт, и советские переделки. Этим мало кто занимается, а села между тем увядают. Туристы должны приезжать сюда, это задаст новый вектор развития таким местам. Если за сутки через местные магазины и музеи пройдет тысяча человек, они сделают кассу за месяц. И тогда жители смогут вкладываться в развитие поселка. Мы можем создать им поддержку сами, а не через долгие госпрограммы», — заключает Артур Ларионов.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: