В музее конструктивизма «Ячейка F» открылась выставка, посвященная аэровокзалу «Уктус» — единственному довоенному аэровокзалу, сохранившемуся в России. Его собираются снести создатели торговых центров «Гринвич» и «Пассаж», чтобы построить автовокзал «Золотой» в виде кастрюли, из которой льется золото. Екатеринбургское общественное движение «Реальная история» подготовило и выставило материалы, показывающие ценность сохранившегося здания аэровокзала.
Аэровокзал «Уктус» — одно из немногих зданий аэропортов мире и единственное в России, сохранившееся с довоенной эпохи. Здание на Ботанике построено в 1932 году на стыке эпох — возвращения от авангарда к классическим формам. Поэтому в нем сочетаются черты конструктивизма и сталинской неоклассики. В аэровокзале предусмотрен вестибюль, кассы, комнаты матери и ребенка, гостиница, ресторан, буфет, диспетчерские и административные службы. Венец строения — башня обзора с радиодиспетчерской, где разрешали взлетать и садиться самолетам.
Сейчас здание отключено от всех инженерных коммуникаций и законсервировано. Рядом началось строительство первой очереди «Золотого», а аэровокзал планируют снести во время возведения второй очереди.
В здании сохранились оригинальные интерьеры, лепнина на потолке, кованые ограждения на балконах, паркетные полы, светильники, карнизы и двери (где-то оригинальные дверные ручки). На фасадах — историческая штукатурка. Эксперты считают, что объект находится в хорошем техническом состоянии для современного использования.
Выставка «Крылья города» выстроена по хронологии, начиная с публикаций о начале постоянного пассажирского сообщения в стране и маршрутах, проходящих через Свердловск (в основном тогда летали агитбригады и фотокорреспонденты разных газет). В экспозиции также представлен снимок вида на Городок чекистов и фотография «дома-расчески» в центре города, снятая из окна иллюминатора самолета 1936 года.
Создатели выставки собрали и различные архитектурные проекты здания аэровокзала «Уктус».
Первый аэровокзал «Уктус» построили в 1928 году из дерева. Здание быстро пришло в негодность, поэтому было решено строить здание из материала прочнее. Активистам удалось собрать различные проекты аэровокзала, поскольку их публиковали в прессе тех лет.
На больших планшетах на стенах музея можно посмотреть на альтернативные проекты нового автовокзала, подготовленные студентами-архитекторами, которые подразумевают сохранение аэровокзала «Уктус». Есть и точная копия здания аэровокзала от проекта «Город-конструктор». Крышу макета можно поднимать и изучать оригинальную планировку здания.
Еще одно екатеринбургское движение «Мирные жители» предоставило на выставку брошюру «Довоенные аэровокзалы в мире», в которой приводят примеры современного использования сохранившихся зданий аэровокзалов.
Экспозиция интерактивна и выполнена в стиле «бабушкиного сундука» — многие объекты лежат в шкафах, которые можно открывать и изучать находящийся в них материал: от фотографий и публикаций разных лет до заявлений и экспертиз о том, что здание является объектом культурного наследия. Однако предметов охраны в этом объекте не нашли и здание аэровокзала не признали памятником.
«Коллеги из сферы сохранения объектов культурного наследия, представители этого сообщества, с которыми мы работаем, в один голос говорят, что объект имеет уникальную ценность. Но не все руководители государственных учреждений с этим согласны. Современный девелопмент далек от культурного диалога и имеет агрессивную настроенность», — говорит госэксперт Лариса Шашкина, которая делала заключение, что здание аэровокзала «Уктус» является выявленным объектом культурного наследия.
«Один из аргументов в отказе поставить здание аэровокзала „Уктус“ на госохрану — это отсутствие окружающей среды. То есть, если у аэропорта нет взлетной полосы, то зачем тогда нужно здание аэропорта. Но среда практически везде нивелировалась и сохранилась лишь только в крупных квартальных комплексах, вроде Городка чекистов. Можно сделать вывод, насколько грамотные люди выносили отказ», — говорит реставратор Дмитрий Демин, обследовавший здание аэровокзала.
На экскурсии по выставке проговаривают варианты сохранения здания.
Есть предложения писать в Министерство культуры РФ по сохранению здания аэровокзала, а также поднять вопрос 30 июня во время «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным. Есть и местные предложения: ТОС «Ботанический» думает собрать деньги и выкупить здание, но цена строения еще неизвестна, а планы самоуправления — это пока лишь идея.
«Снеся такое уникальное здание, наш город рискует отстать от мировых трендов. Уничтожая здание аэровокзала „Уктус“, мы уничтожаем память и об истории родной уральской авиации, и о вкладе наших сограждан в Великую Отечественную войну, и само здание удивительного стиля, построенное на стыке эпох. Мы уничтожаем ту красоту, которую сейчас вернуть и воспроизвести невозможно», — говорит куратор выставки, участница движения «Реальная История» Екатерина Сосунова.
Выставка «Крылья города» (0+) будет работать до 15 июля (возможно, будет продлена). Авторские экскурсии по экспозиции проходят каждую среду в 18:00 и 20:00. Также можно попросить провести экскурсию для группы от трех человек в другой день. Вход по билету в музей «Ячейка F» (300 рублей), а запись на TimePad.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.