Этим летом на Верх-Исетский пруд вышла уникальная яхта из титана, которую создали в Свердловске еще в 1990-е. Ее новые владельцы Николай Паньков и Евгений Муртазин вместе с капитаном Сергеем Катаевым впервые спустили судно на воду и собираются отправиться в кругосветное путешествие. It’s My City побывал на борту и рассказывает запутанную историю этой яхты.
Во времена распада СССР уралец, имя которого неизвестно, смог достать титановый лист для авиации с военного завода в Свердловской области, рассказывает Николай Паньков. В начале 1990-х участник описываемых событий заказал голландский проект яхты из этих листов, созданный специально для плавания в штормовом Ла-Манше и преодоления дальних расстояний. Он мечтал отправиться на ней в кругосветное плавание. По словам Панькова, в 1993 году из 6-миллиметрового листа титана на «Уралхиммаше» сварили корпус длиной 36 футов. Примерно в это же время заказчик и первый владелец судна умер, так и не закончив проект. Каким образом он достал титан, история умалчивает.
Титан — прочный металл, устойчивый к перепадам температур. Его применяют для строительства самолетов. Истребители, сделанные из титана, во время соприкосновения с атмосферой нагреваются до высоких температур и летят как бы в огненном шаре. Яхты из титана обычно не делают, для этого используют дерево, стеклопластик, сталь или алюминий.
После смерти первого владельца титановый корпус остался лежать на задворках завода на Химмаше до 2003 года, когда у яхты появился второй собственник. Он занялся оснащением судна и потратил на это более 10 лет, говорит Паньков. К моменту, когда яхта уже могла встать на воду, ее владелец вышел на пенсию. Мужчина отказался от идеи кругосветки и выставил яхту на продажу. В 2020 году яхту поставили на прикол в Верх-Исетском пруду в ожидании покупателя.
Нынешний совладелец яхты, директор IT-фирмы Николай Паньков, вырос рядом с Верх-Исетским прудом и давно хотел купить себе небольшую лодку. В соседнем доме с Николаем рос Сергей Катаев — чемпион мира по парусному спорту, победитель множества регат и тренер незрячей команды яхтсменов «Белая трость». Нынешний капитан титанового судна 35-летний Катаев занимается яхтингом с 6 лет. Именно Сергей рассказал Николаю и его партнеру Евгению Муртазину про уникальную яхту. И они решили ее выкупить и наконец-то поставить на воду.
На яхте можно увидеть брендинг екатеринбургской оптовой компании «Сима-ленд». По словам Панькова, компания не покупала яхту, но собиралась сделать из нее инсталляцию к «Уральской ночи музыки» (на момент публикации фестиваль отменили — прим.ред.). Судно украсили алыми парусами, а на корпус нанесли надпись «Мечта укажет путь». Как ни странно, это сыграло ключевую роль в истории лодки.
«Изначально, когда мы с партнером узнали про эту яхту, мы хотели перепродать ее в США и заработать денег. Мой девиз по жизни „Да здравствуют мечты“, я увидел макет яхты „Мечта укажет путь“ и понял, что это оно. Люди, которые строили ее в течение 30 лет, уже не могут ходить на ней. А мы ребята-мечтатели. Мы решили воплотить в жизнь нереализованную идею кругосветки», — рассказывает Николай Паньков.
В начале мая 2021 года Николай Паньков и Евгений Муртазин купили титановую яхту. Капитаном стал Сергей Катаев. 5 мая впервые за 30 с лишним лет судно спустили на воду. На нижней палубе и в каютах до сих пор пахнет свежим лаком.
Яхту решили назвать «Генезис», с древнегреческого это переводится «происхождение, возникновение, рождение». Но крещение — разбить бутылку о носовую часть корабля, как в морских традициях — судно еще не прошло. Обряд проведут только на этой неделе.
Владельцы говорят, что действительно планируют осуществить мечту о кругосветном путешествии. Сейчас они находятся на самом первом этапе подготовки.
«Мы начинаем упаковку, ищем генспонсора, членов экипажей. Это займет примерно год. Само кругосветное путешествие продлится два года и пройдет по Северному меридиану. Мы будем первыми, кто пройдет этот путь на судне такого класса», — говорит Паньков.
Кругосветка начнется на Новой Земле. Далее Архангельск, затем Мурманск. Третьим этапом экипаж обойдет скандинавский полуостров. Потом — Северная Атлантика, Исландия и Гренландия. Следом судно пойдет по верху Канады от моря Баффина до моря Бофорта. Пересечет Аляску, Берингов пролив, пройдет Северным морским путем по верхушке Евразии и вернется к Новой Земле. «Получается, что мы обойдем шарик по верхушке. А обычно ходят через Средиземное море, Атлантику, Панаму и Тихий океан», — рассказывает Николай Паньков.
Лед и низкие температуры судну не страшны. «Титан разрезает волны, словно утюг, разглаживающий складки. Яхта бронебойная. Она настолько крутая, что если мы наткнемся на айсберг, который потопил „Титаник“, мы просто разгонимся и расколем его на части. По сути она сделана из брони», — говорит Николай Паньков.
Пока идет подготовка к большому путешествию, екатеринбуржцы решили развлекать горожан прогулками на яхте. Планируются тусовки с диджеем, романтические ужины, покерные турниры и кинотеатр. Владельцы также думают сдавать судно как отель на AirBNB. «Сейчас пока нереализованную идею кругосветки пытаемся реализовать разными активностями. Но этот корабль — история, и должно быть что-то грандиозное. Кругосветное путешествие — это сверхмечта, которая обязательно сбудется», — заключает Николай Паньков.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.