«Ждали „антиобщественного“ поведения, тогда бы скрутили всех»

Архитектор Валерий Гаранин — о восхождении группы Nautilus Pompilius и первых репетициях в Свердловске

16 июня, 15:22, 2021г.    Автор: Михаил Лузин

Ровно 35 лет назад в Свердловске прошел первый фестиваль Свердловского рок- клуба. На мероприятии, которое называли «творческой мастерской», отличилась группа Nautilus Pompilius. У музыкантов, в основном выпускников Свердловского архитектурного института, были необычные костюмы. Группу опекал и продюсировал молодой преподаватель Валерий Гаранин. Во многом именно благодаря ему у музыкантов была своя репетиционная база, тексты песен были залитованы и «Наутилусы» могли свободно выступать. 

Сейчас Валерия Гаранина знают как главного архитектора компании «Атомстройкомплекс». В честь 35-летия Свердловского рок-клуба и предстоящего открытия выставки «Время схождения звезд» на Плотинке мы попросили его вернуться на десятилетия назад и вспомнить, как сформировалась легендарная группа.

«Слава сразу обратил на себя внимание»

— Со Славой Бутусовым мы познакомились на первом курсе в студенческом десанте по уборке картофеля в 1979 году. Был такой у нас легендарный колхоз «Мамино». Вечерами все собирались у костра после напряженной работы. И сразу выяснилось, что кто с гитарой — тот кумир толпы. Слава сразу обратил на себя внимание — как он держит гитару, как исполняет. Такой совершенно простой и контактный парень в общении, но когда берет гитару, становится какой-то особенный. Как будто стена вырастает — что да, он артист, и будьте-извольте. Пел он на английском языке в основном. Хитовые вещи, которые и многие другие пели, он пел особенно. И делал это, не расталкивая всех. Это интеллигентный человек.

Здание УрГАХУ. Фото: Игорь Брук / It's My City

Вновь мы встретились спустя шесть лет. Шел 1985 год. Я уже закончил институт, стал преподавателем и работал в студенческом профкоме. Нас собрал ректор Геннадий Сергеевич Заикин и предложил: «А давайте мы в этот раз летнюю практику разобьем на две части: сначала студенты что-то проектируют, а потом это реализуют руками». Мне доверили организацию помещения под студенческий клуб в цокольном этаже особняка по улице Толмачева, где располагалась Школа юного архитектора и рабфак арха (Свердловского архитектурного института, ныне УрГАХУ — прим. ред.). И вот Заикин мне говорит: «Набираешь людей, проектируете и за лето все делаете».

Особняк на Толмачева. Фото: Игорь Брук / It's My City

Фото: Игорь Брук / It's My City

Мы спроектировали необходимую высоту насколько позволяли конструкции, вынесли грунт, все обустроили, сделали в общем довольно быстро. Получилось шикарное помещение — со сценой и залом мест на сорок.

Институт оформил помещение в собственность. Облсовпроф не сразу, но все-таки пошел навстречу с выделением официальной ставки директора и худрука студклуба Свердловского арха для развития художественной самодеятельности в институте. И это дало в скором будущем свои плоды — появились интересные коллективы, которые выступали на городских смотрах.

«Вы тут репетируйте, но закрывайте мне мероприятия»

— Директором стал Андрей Макаров, который только закончил институт, но не хотел никуда уезжать по распределению. Он тогда уже вовсю работал звукорежиссером «Наутилуса». Они имели какую-то небольшую репетиционную базу в институте «Гипротранс», играли на квартирах. Он подходит и говорит: «Слушай, а что если мы «Наутилус» сюда пригласим в клуб? Хорошая база!» Я ответил, что не против. Тем более, что они бывшие студенты нашего архитектурного. И предложил негласную сделку: «Вы тут репетируете, но при этом закрываете мне мероприятия: Новый год, 8 Марта, профсоюзная конференция и выступаете от института на городском смотре художественной самодеятельности». Понадобился художественный руководитель. Макаров походил-походил и приводит Алексея Могилевского. А тот закончил только что училище Чайковского и успел уехать по распределению директором клуба в село Арамашево.

Группа «Наутилус Помпилиус» на первом фестивале Свердловского рок-клуба. Фото: Олег Ракович

— Леша, что умеем?

— Все умею! Играю практически на всех инструментах.

Мне это очень понравилось — это же он может какие-то номера делать самостоятельно! Помню, на 8 Марта в столовой института на разбитом фортепиано он под шквал аплодисментов так исполнил «Полет шмеля», что все ахнули. Так Алексей Могилевский сбежал из села и стал художественным руководителем студенческого клуба и получал официальную зарплату.

«Ждали «антиобщественного» поведения, тогда бы скрутили всех»

— К нам в клуб приходили и Балабанов, и Кормильцев, и Пантыкин, и Хотиненко, и кто только не был. Алексей Балабанов снял в зале клуба несколько сцен для своего фильма «У меня нет друга» на 35-миллиметровую кинопленку. Выходной день вроде бы, а возле клуба — сотни фанатов, массовка. Причем неформальная, вызывающе одетая, а по сценарию — еще и с алкоголем в руках. 

Сцена из фильма А.Балабанова «У меня нет друга», снятые в студенческом клубе в особняке на Толмачева. Фото: скриншот видео

В 15 метрах вход в Кировское отделение милиции, стражи порядка очень сильно косились на это странное и безмолвное собрание, ждали «антиобщественного» поведения, тогда бы скрутили всех. А Балабанов всем заранее сказал: «Шуметь только по моей команде, кто пикнет — в зал на концерт «Наутилусов» не пойдет!»

По сути, организовалась настоящая творческая лаборатория. Там же еще и зрительные места были. Днем и вечером клуб работал, а потом все смывались и получалось, что клуб становился группой «Наутилус Помпилиус» при Архитектурном институте. Акустика в этом помещении получилась просто феноменальная. «Наутилус» записал там альбом «Разлука», такое уникальное звучание, больше я такого качества не слышал.

Могилевский был профессиональным музыкантом и группа сильно выиграла, когда начала репетировать у нас. Когда они пришли, у них была не совсем ровная позиция по репертуару. Но то, что Могилевский внес в их аранжировки, это сумасшествие просто. Особенно саксофон, потрясающе!

Фото: Игорь Брук/It's My City

Они плотно работали, в том числе и по выходным. Какой-то период все было тихо, они отрабатывали манеру, здесь же Кормильцев уже подключился. И за 1986 год у них появился свой стиль. Однажды я пришел с Макаровым, они начали играть… Это просто какой-то квадрум, здорово все звучало, очень мощный музыкальный ряд. Я говорю Андрею: «Слушай, действительно сумасшествие!»

«Ш-ш-ш, будет «Наутилус»!»

— Однажды Могилевский подходит и говорит: 

— Пора выходить на люди, а то мы тут всё…

— Сначала надо обкататься. Потому что сейчас мы вылезем, вы там свои лица-то накрасите и капец, всё закроют, — отвечаю я. 

Предложил сделать так:

— У меня профсоюзная конференция в театральном институте, у них там хороший зал. Давайте вы там на людях выступите, все-таки аудитория человек на триста-четыреста. Только песни возьмите без всякой такой окраски — про батарейки там («Эта музыка будет вечной»), «Ален Делон», «Гудбай, Америка». Нормальные вещи, забойные.

И когда я сказал, что по пятнадцать рублей на каждого премию еще за это выпишу, они просто обалдели: «Да вы че, да мы сделаем». Так и договорились.

Пишу объявление, что будет профсоюзная конференция, и на ней — концерт художественной самодеятельности. Специально не указывая «Наутилус», потому что если бы узнали, то там вообще был бы порыв.

Фото: Олег Ракович

Заканчиваю конференцию, отчетный доклад, быстро все проголосовали. И такая ситуация интересная — обычно из зала люди убегают с этих собраний, а тут, наоборот, в фойе собралось столько народу! Я отошел, возвращаюсь — зал полный, все проходы забиты. Оказывается, люди-то друг другу передавали: «Ш-ш-ш, будет «Наутилус». Многие пораньше с работы отпросились.

Занавес открывается — и что мы видим? Кирпичный голый задник, темно, мрак, приглушенные софиты… Высвечивается только реквизит, который нужен для спектаклей — они выставили из «Вишневого сада» лесенки, мостики белые с кружевами. И на этом фоне стоят они — в черных смокингах, в белых рубашках, все причесаны так аккуратно и без сильного грима, немножко подкрашены. И все кто в бабочках, кто в галстуках стоят на этих мостиках.

Начали играть гитарный рифф такой мощный — и все просто оглушены этим ритмом. И пошло: 

…Эта музыка будет вечной,

Если я заменю батарейки…

Все сидят просто… Это было нечто! И «Гудбай, Америка» была в конце, когда они кидали белые самолетики в темный зал. Красота была необычайная. В общем, это была генеральная репетиция перед тем, как выйти в город.

 «Говорят, намазанные выступают, какие-то фашистские песни поют»

— На профсоюзной конференции были представители Областного союза профсоюзов, которые литуют песни. Я их специально пригласил, чтобы они увидели и услышали, что все не так, как говорят, мол, намазанные выступают, какие-то фашистские песни поют. Все прошло на ура. После конференции мне звонят, говорят: «Несите песни на литовку». Я собрал тексты, которые не вызывают особых вопросов. Мне их пропечатывают, возвращают.

Фото: Олег Ракович

Тем временем «Наутилусы» договорились о следующем выступлении в ресторане «Малахит». Культурными программами в «Малахите» занимался Женя Горенбург. А мне уже сказали: «Смотрите, аккуратно там, будут представители КГБ». Такая ситуация была. И я говорю парням: «Сейчас можно спокойно, хотя бы песни все залитованы».

На концерте в «Малахите» я не был, но слухов о нем было просто офигеть — народ увидел размалеванных ребят с громкой музыкой. И вот приходит ко мне парень якобы из Облсовпрофа, он же не говорит, что из КГБ.

— Вы что наделали?

— Что я наделал?

— Они там какие-то недобитые фашисты, с песнями, криками…

— С какими песнями-криками?

Открываю сейф, достаю тексты: 

— Вот, все залитовано. Что за наезды-то? Мы все ваши условия выполнили.

— А что они так намазались?

Вот это видимо их больше всего и зацепило, формально придраться было не к чему. И вот с этим имиджем «Наутилус» и пошел в свет.

«Пошла коммерческая история»

— Мощный взлет у них начался через несколько месяцев после фестиваля «Литуаника-87», который организовывали прибалтийские ребята. Там были топовые группы, «Бригада С» и другие, но особо тогда выделили «Наутилус Помпилиус», за «Марш-марш левой» («Шар цвета хаки») они получили приз как за главную антифашистскую песню.

После этого их уже в Союз композиторов приняли. Кстати, чтобы клуб прошел профсоюзную приемку ребята во всю стену повесили портреты композиторов — Ференца Листа, Стравинского, Бетховена, Римского-Корсакова. Но если прислушаться, в мелодике «Наутилуса» действительно есть интонационные вещи, которые переняты у классиков.

Фото: Игорь Брук/It's My City

После «Литуаники» «Наутилусы» стали международным коллективом. Их и каналы в ФРГ показывали, и многие другие. Они получили высокую оценку, двинулись сначала в Москву, потом в Питер — уже на профессиональной основе. Определенные люди заинтересовались, и пошла коммерческая история. Сначала она какая-то такая кооперативная была, потом уже стала индустрией. Но, мне кажется, тогда у нас был самый яркий период — период схождения звезд.

21 июня в инфоцентре Ural Music Night на Плотинке у памятника Татищеву и де Геннину откроется выставка к 35-летию Свердловского рок-клуба. Фотографии Олега Раковича с выступления группы Nautilus Pompilius, сделанные на первом фестивале Свердловского рок-клуба, дополнит рассказ о времени взлета легендарного коллектива первого «продюсера» группы, а ныне главного архитектора компании «Атомстройкомплекс» Валерия Гаранина.

24 июня в Санкт-Петербурге будут объявлены победители федеральной премии Urban Awards. Спроектированный Валерием Гараниным комплекс «Чемпион Парк» претендует на награду в номинации «Лучший жилой небоскреб России».

Партнерский материал

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: