«Он надеялся, что придут молодые люди и возьмут башню в свои руки»

В Белой башне открылась выставка, посвященная ее архитектору Моисею Рейшеру. Что на ней посмотреть?

9 июня, 10:11, 2021г.    Автор: IMC

В Белой башне открылась экспозиция, посвященная уральскому архитектору Моисею Рейшеру — автору проекта, по которому был построен этот памятник конструктивизма. It’s My City вместе с кураторами вспоминает, как появилась башня на Уралмаше, а также рассказывает, какие здания еще построил архитектор и что горожане увидят на выставке в его честь.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Белая башня стоит на самой высокой точке рельефа района, как должно быть в идеальном соцгородке. Поскольку она должна была стать завершением градостроительной композиции всего Уралмаша, для ее строительства решили выбрать нетиповой проект. Для этого устроили конкурс для архитекторов Уралмашзавода, который длился всего неделю. 

За ночь до завершения конкурса 27-летний Моисей Рейшер начертил идею Белой башни.

«Рейшер пытался воплотить в жизнь принцип теоретической механики: тело может покоиться в пространстве на трех точках опоры. В данном случае тело — это цилиндрический бак с водой, а три точки опоры — это лестничная клетка и две колонны. Главный архитектор завода не доверял молодому архитектору Рейшеру, да и железобетон был в новинку, поэтому конструкции добавили еще две ноги-колонны. В процессе увеличили объем бака и добавили круглые окна, но основная идея башни реализована такой, какой Рейшер ее задумывал», — рассказывает архитектор, участник арх-группы Podelniki Евгений Волков.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Фото: Игорь Брук / It's My City

Проект Белой башни одобрили в 1928 году, а построили объект в 1931 году. Сейчас башня является памятником конструктивизма. В 1960-е годы она перестала функционировать, а в 1990-е ее забросили. С 2012 года екатеринбургская архгруппа Podelniki занимается сохранением Белой башни. А прямо сейчас в ней проходит выставка «Рейшер. Человек. Дело», посвященная создателю памятника архитектору Моисею Вениаминовичу Рейшеру.

Экспозиция расположилась на двух уровнях. На первом этаже башни, где по задумке Рейшера должна быть автобусная остановка и газетный киоск, размещены планшеты, посвященные работе Моисея Вениаминовича. А выше — в баке башни — транслируется видеоинсталляция художника Владимира Селезнева. В выставке использовали личный архив внучки архитектора Татьяны Казачинской и фондов екатеринбургского Музея истории архитектуры и дизайна.

Фото: Игорь Брук / It's My City

Планшеты на первом этаже украшают красочные знамена, посвященные архитектурным стилям. Первые планшеты посвящены студенческим и ранним работам Рейшера, в том числе можно разглядеть проекты цехов завода Уралмаш и домов на Эльмаше. Сейчас судьба цехов неизвестна — территория завода закрыта от посторонних, а дома на Эльмаше снесли в перестройку. 

На соседнем планшете рассказывается про период «обогащения» в архитектуре (1930–1950-е годы), когда пространственная композиция конструктивизма соседствовала с лепниной и декором, пример тому гостиница «Мадрид». А Рейшер в те годы разработал проект главного фасада и вестибюля кинотеатра «Темп». Здание кинотеатра снесли одновременно вместе с недостроенной телебашней в 2018 году.

Период Сталинского ампира. В самом верху — нереализованный проект эспланады в Парке Маяковского. Фото: Игорь Брук / It's My City

В период советского ампира Моисей Рейшер проектировал дома на Верх-Исетском бульваре для руководителей Верх-Исетского завода и участвовал в проектировании больницы № 23 на улице Старых большевиков (Эльмаш). Также по его проекту реализовали дендропарк УрО РАН на улице Первомайской. 

А завершает экспозицию первого этажа планшет, посвященный частным домам. Среди них — комплекс из трех брусковых коттеджей на улице Большакова (за аллей Дворца спорта). В том числе представлен нереализованный проект конструктивистского дома на две семьи с общей кухней.  

В центре — нереализованный проект конструктивистского дома, ниже — дома на Большакова. Фото: Игорь Брук / It's My City

Сам Рейшер, к слову, так и не заселился в квартиру, и всю жизнь прожил в частных домах. «Мне кажется это парадокс: советская идеологическая архитектура весь XX век отвергала индивидуальные жилые дома, но тем не менее это оставалось самым простым и дешевым способом быстро расселить людей. Весь XX век продолжают строить частные жилые дома, но они находятся вне поля дискуссии архитекторов. Тем не менее Рейшер проектирует эти дома», — рассказывает директор арх-группы Podelniki Полина Иванова.

Видеоинсталяция в баке Белой Башни о жизни архитектора. Фото: Игорь Брук / It's My City

Фото: Игорь Брук / It's My City

«Обычно, когда человек занимается одной профессией, он накапливает социальный капитал. Он всегда может опереться на него, сказав, что уже сделал раньше. 

Архитекторам XX века приходилось отказываться от того, что они делают. Такое постоянное обнуление очень часто демотивировало: судьбы архитекторов были очень разные.

Лично меня поражает, что Рейшер сохранил стойкость и желание оставаться в профессии. Я думаю, благодаря тому, что у него были другие увлечения и семья», — говорит Полина Иванова.

Поэтому в баке башни прямо на стене транслируется видео о жизни Моисея Рейшера.  Запись рассказывает об архитекторе как о человеке — его увлечении теннисом, выращиванием редких растений, которые он дарил друзьям и знакомым. 

По пожарным требованиям в баке башни может находится не более 15 человек. Фото: Игорь Брук / It's My City

Пока архивные фото транслируются на стену бака башни, актер зачитывает письмо, написанное сыном архитектора Борисом Моисеевичем. Создатели выставки обнаружили это письмо в семейном архиве Рейшеров, оно было написано к столетию отца в 2002 году. В нем сын описывает жизнь и увлечения архитектора Рейшера. 

Внучка Моисея Рейшера Татьяна Казачинская. Фото: Игорь Брук / It's My City

На открытие выставки присутствовала внучка архитектора Татьяна Казачинская. «Мне кажется, для него такая выставка была бы полной неожиданностью. Таких мероприятий в его жизни не было, а у выставки очень правильное название: Рейшер — человек дела. И он, и его современники работали, творили и жили своим делом, не ожидая признаний. В архиве я нашла слова Моисея Вениаминовича про башню, что он надеется, что придут молодые люди и возьмут башню в свои руки. Так и получилось, и я очень рада», — сказала внучка Моисея Рейшера.

Выставка «Рейшер. Человек. Дело» впервые была презентована во время «Ночи музеев». С июня экспозиция будет постоянно открыта в Белой башне до августа 2021 года. Посмотреть выставку можно по воскресеньям в 19:00 во время регулярных экскурсий на башню. Желательно предварительно зарегистрироваться.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: