«Дизайнеры приходят с миллионами идей, но их просто некому реализовать»

В Екатеринбурге обсудили, почему в России нет модной индустрии и когда она появится

4 июня, 13:37, 2021г.    Автор: Михаил Волокитин

Сложное настоящее и перспективное будущее отечественных модных брендов обсудили на сессии «Инновации и мода», прошедшей в Екатеринбурге. На встрече вместе с самими дизайнерами собрались владельцы корнеров,  руководители тканевых фабрик, а также представители власти Свердловской области. It’s My City рассказывает, почему fashion-вопросы важно поднимать именно в таком составе и кто в уральской столице займется слиянием моды и IT.  

Индустрия моды в России не зародилась из-за дефицита

Специальным гостем сессии стал основатель Института развития моды Beinopen Алексей Баженов. Его команда уже несколько лет работает с представителями регионального креативного сегмента, объясняя, что нужно сделать, чтобы в России появилась модная одежда не хуже западной.

«Два года назад я встречался с редактором Vogue. И она говорила, что в России никогда не будет моды, потому что у нас не умеют ее делать. Ее, наконец, уволили. И, конечно, на самом деле отсутствие индустрии связано совсем с другим. В России просто не было профицита, у нас все время был дефицит», — объясняет Алексей Баженов.

Алексей Баженов. Фото: пресс-служба СОФПП

Согласно его гипотезе, индустрия моды в России не зародилась из-за исторических условий, а не из-за отсутствия таланта. На Западе, по его словам, вторая промышленная революция обернулась разделением труда, появлением легкой промышленности и впоследствии профицитом из-за повышения количества продукции различных фабрик.

«Средний француз приходил в магазин и оказывался перед выбором трех одинаковых рубашек. Побеждала в итоге та, которая могла рассказать потребителю о себе», — привел пример Алексей Баженов.

Дизайнер Маша Варламова. Фото: пресс-служба СОФПП

Таким образом, предприятия, которые делали обычные вещи, стали работать на бренды, придумывающие об одежде истории. Иными словами, произошло разделение труда сначала на производителей и креаторов, которым выгодно взаимодействовать, а потом на тех, кто профессионально рассказывает о моде, и на тех, кто профессионально продает вещи.

«Из-за того, что у нас не было распродаж, из-за того, что мы стояли в очередях за вещами, у нас не возникло необходимости у креативной индустрии идти навстречу производственной индустрии. В России не было третьей промышленной революции, которая могла бы создать единую экосистему», — объясняет Алексей Баженов.

Необходима четвертая промышленная революция

Однако, несмотря на упущенные возможности в XX веке, Алексей Баженов прогнозирует, что у России есть все шансы отыграться в XXI веке. 

«Наука и IT перешивают розничную торговлю, легкую промышленность и креативные индустрии. Создается гибридный модный продукт, связанный с дополненной реальностью: принтами, которые могут шевелиться, интеграцией с киберспортом, масками, которые сейчас делают в Instagram практически все бренды», — объясняет Баженов.

Дизайнер Юля Палкина. Фото: пресс-служба СОФПП

Так, уже сегодня для современного российского потребителя в порядке вещей узнавать информацию о брендах в сети, выбирать товары, не наносящие ущерб окружающей среде, и быть не просто потребителем, а пользователем моды, предположим, сдавая товар на переработку. Таким образом, по словам Алексея, если представителям креативного кластера и торговли грамотно объединиться с современными технологиями, то Россия вполне может стать международным центром современной моды.

Фото: пресс-служба СОФПП

«Для меня экономическим чудом и доказательством того, что идет четвертая промышленная революция, стало то, что в 2020 году, который, казалось бы, из-за карантина должен был убить легкую промышленность, экспорт одежды из России, наоборот, был выше в два раза по данным Федеральной таможенной службы», — говорит Алексей Баженов.

Что дизайнеры и фабриканты должны сделать прямо сейчас?

По разработанной на 2021 год стратегии, для того, чтобы активные продажи не прекратились необходимо: 

Первое — укреплять связи креативной индустрии и индустрии производства. Благодаря этому все кластеры, участвующие в создании модной одежды, будут говорить на одном языке, что поможет и представителям сферы IT,  и дизайнерам, и фабрикантам чувствовать себя частью одной сферы.

Второе — получать новые знания: участникам модного процесса нужно быть в курсе последних изменений и в информационных технологиях, и в модных течениях.

Фото: пресс-служба СОФПП

Третье  — стимулировать акселерацию, или привлекать новых креативных специалистов, которые будут внедряться в уже действующие бренды и способствовать их развитию.

Четвертое — развивать IT-стартапы, которые нужно спонсировать и интегрировать в реальный бизнес.

Проблемы с неопытностью кадров решатся сотрудничеством бизнеса с университетами

Многие участники встречи согласились с предложениями основателя Института Beinopen. «Мы сейчас действительно получаем новый сегмент премиального ответственного потребителя, что заставляет рынок работать с инновациями. А вот с точки зрения технологий нам самим нужно вводить ответственное производство», — поделился мнением эксперт по маркетингу и брендингу территорий Роман Золин. 

Роман Золин. Фото: пресс-служба СОФПП

Однако были и те, кто поднял другие проблемы. Например, руководитель швейного производства Артем Миронов считает, что следует уделять особое внимание нехватке кадров.

«Можно сколько угодно придумывать fashion-проекты, кластеры и аутлеты, но реальные данные таковы, что в Екатеринбурге за год выпускается всего двенадцать швей и около тысячи дизайнеров. Последние приходят с миллионами идей, но их просто некому реализовывать», — сказал Артем. К решению этой проблемы удалось приблизиться сразу же во время разговора: Нино Шаматава из бренда USHATÁVA договорилась с первым проректором Уральского архитектурно-художественного университета о том, что будет помогать в создании профессиональных кадров.  

Нино Шаматава. Фото: пресс-служба СОФПП

«Проблема не в том, кто хорошо, а кто плохо работает. Проблема именно в передаче практических знаний. Так что мы, например, готовы принимать студентов на стажировку, делиться с университетом стоками ткани, которые мы уже не используем. Мы заинтересованы в том, чтобы сделать полный цикл производства продукции: делать и мебель, и керамику, и ковры», — поделилась Нино.

Диалог власти и креаторов становится горизонтальным

Встреча екатеринбургского модного рынка с чиновниками проходила в рамках программы Агентства стратегических инициатив Rurban Creative Lab. Это федеральной проект, который стремится преобразовать неиспользуемые и заброшенные промышленные площадки в современные резиденции. В Екатеринбурге за реализацию программы взялось министерство инвестиций и развития области, а также Областной фонд поддержки предпринимательства. Чиновники намерены взять на себя роль посредника между всеми элементами свердловского модного рынка и представителями IT, чтобы Екатеринбург через несколько лет имел возможность стать мировой столицей WеаrNet ― направления, объединяющего моду и современные технологии. Однако плюсы от объединения, несмотря на большой объем предстоящей работы, могут проявиться уже в ближайшее время. 

Елена Хлыбова. Фото: пресс-служба СОФПП

«Свердловской области интересно, чтобы вы стали успешными предпринимателями, потому что это, во-первых, даст славу нашему региону; во-вторых, повысит уровень экономики, что позволит сделать жизнь населения лучше. И мы готовы честно говорить о своих задачах во время сотрудничества и коллаборации», ― объяснила заместитель министра инвестиций и развития Свердловской области Елена Хлыбова.

Во время беседы также определились темы, как минимум, двух следующих встреч представителей креативных бизнесов со свердловскими чиновниками. На них  будут обсуждаться правила маркировки и сложности экспорта для малого бизнеса.    

Леонид Леонов. Фото: пресс-служба СОФПП

«У нас в регионе есть все ингредиенты для того, чтобы заварить эту вкусную кашу. Давайте, раз мы встали на этот путь, будем двигаться дальше вместе. Наша задача, как представителей власти, услышать проблемы и  предложить поддержку. И мы понимаем, что управленческому составу тоже нужно меняться, потому что изменения касаются не только бизнеса, но и вообще всех», — добавила руководитель проектов Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Людмила Капанина.  

Людмила Капанина. Фото: пресс-служба СОФПП

И судя по тому, что по итогу выступлений был создан телеграм-чат, в который вступили все участники разговора, как минимум коммуникация власти с креативными проектами теперь точно будет вестись проще и эффективнее. 

 Партнерский материал

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: