В екатеринбургской галерее «Синара Арт» 14 мая открылась выставка «Все это — Вы». Экспозиция совмещает работы советских и современных художников, объединенных темой частных переживаний человека. Среди авторов Олег Кулик, Тимур Новиков, Илья Кабаков, группа AES+F, Владислав Мамышев-Монро, Александр Виноградов и другие. It’s My City побывал на выставке и рассказывает, что здесь можно увидеть.
Самая ранняя работа в экспозиции датируется 1954 годом — это «Балерина» советского художника Геннадия Гаева. Самая современная — работа Ильи Кабакова, созданная в 2019 году. Выставка полностью сформирована из собрания галереи. Куратор Дарья Костина посвятила ее переломному 2020 году, отсюда и название — «Это все — Вы».
«Это время заставило нас остаться наедине с самими собой и заглянуть себе в глаза. Для многих это было нелегко. Выставка как раз про то, что мы хотим встретиться с настоящими самими собой и как мы избегаем этого, погружаясь в суету, шум и соцсети», — рассказывает куратор.
Экспозиция занимает два этажа галереи, работы представлены в двух залах «Вокруг» и «Внутри». Первый посвящен тому, что происходит вокруг человека. Открывает выставку работа Ильи Кабакова, которая прикреплена прямо на зеркальную панель на стене галереи с описанием выставки. Таким образом зрители через отражение оказываются внутри картины.
Каждый зал разделен на четыре раздела. Пространство «Вокруг» открывает раздел «Медийный шум», который поднимает вопрос существования в цифровой реальности. На двух цифровых коллажах Группы AES+F из серии «Последнее восстание» изображены сцены насилия с участием подростков. По соседству — работы уральского монументалиста Вениамина Степанова (1982 год). Изображения на холстах искажены, как на экранах неисправных ламповых телевизоров.
Еще одна необычная работа — парафраз Александра Савко на картину Александра Герасимова «Сталин и Ворошилов в Кремле». На холсте Савко два вождя изображены в виде мультипликационных героев в футуристическом городе. По словам Дарьи Костиной, таким образом художник иронизирует над тем, как все преломляется в мире компьютерных игр и различных медиа.
Следующий раздел получил название «Чужие жизни». Работы, представленные в нем, пытаются осмыслить, каким мы видим быт других людей и посмотреть на себя глазами посторонних. Герои полотен художницы Дианы Мачулиной — спортсмен и королева красоты — получают наградные ленточки, которые оказываются клейкими лентами с мухами, своеобразными приманками для их поклонников.
Ключевая работа в разделе — фотоколлаж Владислава Мамышева-Монро, проживающего жизнь Любови Орловой. Петербургский художник перевоплотился в актрису и сделал несколько фотографий в ее доме.
Образ человека глазами других осмысляет кованая скульптура Анны Желудь — часть проекта «Схема пространства элементарного счастья». Она представляет собой шкаф с минимальным комплектом одежды для двоих. Работа подталкивает на размышления о том, как общество транслирует идею вечного поиска пары, считает Дарья Костина.
Следующий раздел получил название «Штампы». Его открывает семиметровое полотно из серии «Времена года русской живописи» дуэта московских художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Оно соединяет популярных персонажей картин русской классической живописи в осеннем пейзаже.
Далее — работы уральского художника Владимира Селезнева, который изобразил супрематические фигуры на клеенке, купленной в еврошопе. Еще одна серия на тему супрематизма — фотоработы группы «Синие носы», сложившей супрематические фигуры из хлеба и колбасы.
Завершает экспозицию «Вокруг» раздел под названием «Триггеры». Он посвящен образам, которые раздражают в реальной жизни. Здесь представлена серия Ольги Чернышевой «Общественное питание», а также работы екатеринбургского художника Сергея Рожина с идеальными женскими телами и головами животных и видеоработы Александра Шишкина-Хокусая с греческими скульптурами в крови из серии «Проекты кровавых фонтанов для страны вампиров».
Второй зал выставки «Внутри» открывается разделом, посвященным тревогам и страхам, биологическим, экзистенциальным и социальным. В работе Аладдина Гарунова изображен горящий автомобиль. Пламя от огня затрагивает настоящий ковер — важный элемент быта советского человека. Таким образом художник поднимает проблему страха за свое имущество. Фотографию Олега Кулика с его псом Баксом под названием «Семья будущего» можно трактовать как страх потери существования вида, считает куратор Дарья Костина.
В разделе «Фантомы и иллюзии» объединены работы, которые раскрывают тему когнитивных искажений. Здесь работа с обезьянами со знаками вопросов в ушах художника Александра Новицкого, еще одна работа из серии «Времена года русской живописи», на этот раз зима, а также инсталляция Дмитрия Цветкова ватник «Фараон», вручную обшитый элементами египетских иероглифов.
Раздел «Поиск ответов» открывается еще одной работой Владислава Малышева-Монро, на которой художник всматривается в зеркало в образе Любови Орловой. А самая радикальная работа на выставке — небольшое полотно концептуалиста Юрия Альберта, написанное кровью художника. «И это радикальный подход к поиску вопросов и ответов о том, где границы искусства. Здесь Юрий Альберт воплощает мысль, что в каждой работе художник оставляет частичку себя», — рассказывает Дарья Костина.
Последний раздел «Надежды» призван показать новые горизонты, говорит куратор. Открывает раздел пейзаж уральского художника Сергея Лаушкина «Спящая лодочка». Рядом яркие шелкографии Тимура Новикова «Олень» и «Солнце», которые создают горизонт и перспективу из-за характерной для художника плоскости изображения.
Завершает экспозицию картина Ильи Кабакова «Случайно совпадение», на ней совмещены образ труженицы и фрагмент триптиха Рогира ван дер Вейдена «Благовещенье». «Монтаж классики и религиозной тематики с прозаическим образом человека с одной стороны намекает, что совпадения возможны с разных сторон и ракурсов, с другой — это важное намек на то, что совпадения случайны», — заключает Дарья Костина.
Выставка «Все это — Вы» (18+) открылась в галерее «Синара-Арт» по адресу Верх-Исетский Бульвар, 15/4 и будет работать до 25 июля 2021 года.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.