Екатеринбург уже прославился на всю Россию несколькими удачными фешн-брендами: 12 STOREEZ, UShatava, AVGVST и другие. Но у столицы Урала есть потенциал добиться куда большего, став важной точкой развития fashiontech — индустрии будущего, которая объединяет легкую промышленность, моду и высокие технологии. О том, куда движется модная индустрия Урала и как ей можно помочь, говорили на круглом столе, участниками которого стали дизайнеры, ретейлеры, чиновники, а также теоретики из института Beinopen.
Круглый стол стал своеобразным анонсом гастролей Beinopen, которые пройдут в Екатеринбурге 29–30 мая на площадке Brands’ Stories Outlet.
Трансляция дискуссии шла на YouTube-канале It’s My City, а в этом тексте мы обращаем внимание на некоторые важные моменты.
Что вы покупаете, когда покупаете футболку?
Ключевая мысль, проходившая красной нитью сквозь все обсуждение: люди покупают не одежду, а бренды, то есть связанные с ними концепции, идеи, ценности. В развитых странах это стало следствием конкуренции на рынке, когда производители в общем-то похожих вещей стали предлагать потребителям разное смысловое наполнение футболок или штанов. В России с этим сложнее, потому что десятилетиями в советское время страна жила при дефиците товаров легкой промышленности и их низком качестве, тут уж не до концепций. Так что теперь российские бренды, не имея долгой традиции, на ходу учатся рассказывать о себе истории.
«Потребитель становится достаточно интеллектуальным. Если говорить о том, что люди выбирают, мы все больше видим, что потребляют экологичные тренды и бренды. Неинтересно все, что носит токсичный характер», — рассказал на встрече коммерческий директор Brands’ Stories Outlet Максим Кот.
Четвертая промышленная революция и fashiontech
Но индустрия идет вперед. В эпоху четвертой промышленной революции и «интернета вещей» одежда, которой выпускается предостаточно, становится чем-то более сложным, чем просто ткани. Она трансформируется, используя лучшее, что ей могут дать новые технологии, наука, дизайн. Начинают появляться гибридные магазины, 3D-примерки, NFC-метки — все это помогает решать ряд задач. Например, увеличить качество производства и снизить возврат вещей. Благодаря автоматизации мы можем надеяться, что на огромной фабрике сделают изделие конкретно под наши запросы. Это уже не Zara с миллионными тиражами одинаковых предметов, это более разумное, технологичное, кастомизированное производство.
«Сегодня потребителю нужна виртуальная примерка, нужно, чтобы человек через связь с дизайнером мог самовыразиться — связь дизайнера и заказчика важна», — говорит руководитель департамента организационно-методической работы Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Людмила Капанина.
Формируется так называемый fashiontech — соединение fashion и tech, моды и технологий.
«Fashiontech — это гибридный мир, где на нас очень влияют IT-технологии, — объясняет основатель Института развития индустрии моды Beinopen Алексей Баженов. — Я бы сказал, что сейчас мы живем в эпоху даже не интернета вещей, а „интернета всего“. И одежда в эпоху интернета всего — это гибридный модный продукт. Это и сама одежда, и информация дополненной реальности, и ценности, и комьюнити, и отражение личности владельца вещей».
Плодотворный союз науки, IT-технологий, ретейла, легкой промышленности и креативных индустрий — это и есть мода четвертой промышленной революции. Она стремится изжить недостатки индустрии сегодняшнего дня, например, неэкологичное производство тонн одежды, огромное количество которой не распродается и сжигается, оставляя колоссальный углеродный след. Важной становится этика производства, отказ от эксплуатации дешевого труда.
Новая индустрия — это целая экосистема бизнесов, которые помогают друг другу и производят гибридный модный продукт. Лишь такое сотрудничество позволяет экономически и технологически толкнуть легкую промышленность вперед, помочь предпринимателям и ретейлерам. А мы как потребители получим бренды с глубокой философией.
«Мне очень близки как потребителю такие марки, которые про будущее, которое я хочу видеть, про ценности. Это, например, Urals, AVGVST», — говорит руководитель Фонда городских инициатив Евгения Нестерова.
Мода — это уже не просто мода
«Креативная индустрия должна быть встроена в легкую промышленность, — рассказывает Алексей Баженов. — Она может выдумывать красивые, мультикультурные истории, главное — интегрировать их в производство. У нас в стране достаточно развиты технологии, вузы, IT, чтобы объединить это в индустрию fashiontech».
Так как сегодня потребители выбирают не вещи, а бренды, то и модная индустрия, а особенно локальная, должна развиваться на пересечении двух областей: fashion-брендинг и fashiontech-сегменты. С брендингом, по словам Баженова, у нас в России пока не очень — брендов, готовых рассказывать истории и разделять с покупателями общие ценности, пока не так много. В качестве примера звучат все те же UShatava, 12 STOREEZ, AVGVST, Dasha Phi, Urals. Все они не просто шьют одежду или делают украшения, но и несут собственный культурный код. Сотрудничество с IT может дать этому сектору новый импульс.
«В Екатеринбурге выросло много IT-компаний, поэтому логично было бы применить их знания. Всегда должен быть опыт коллаборации, совместной работы с классным арт-директором и классной IT-платформой, которые могут создать продукт», — говорит Алексей Баженов.
«Компания Контур готовит программистов, которые готовы действовать в разных направлениях, их в качестве участников процесса стоит иметь в виду», — предлагает замминистра инвестиций и развития Свердловской области Елена Хлыбова.
Модный кластер
Синтезом знаний и практик из разных областей и занимается институт Beinopen — сообщество профессионалов индустрии моды и легкой промышленности в России. Их миссия — создание устойчивой экосистемы модного бизнеса. Алексей Баженов объясняет, что Beinopen создает кластер, в рамках которого налаживаются отношения всех участников процесса. Модную индустрию надо рассматривать системно, считает он, для этого постараться пересечь все заинтересованные в этом комьюнити.
«Современный бизнес — это сообщество, — поясняет Баженов. — Поэтому креативным бизнесам и стартапам нужна возможность найти друг друга и собрать сообщество. Делиться опытом, возможностями, взаимодействовать». Такое комьюнити может вырасти хоть на базе чата, которые традиционно появляются в городах, где проходят гастроли Beinopen. Кроме того, шаги в создании коммьюнити предпринимают ретейлеры, например Brands’ Stories Outlet.
«В Brands’ Stories Outlet мы призываем потребителей почистить карму, вложиться в покупку товаров, на которые не надо тратить логистику, ресурсы, свет — осознанное потребление. У нас высокий индекс доверия. Нам приятно, что люди смотрят в сторону местных брендов», — говорит коммерческий директор Brands’ Stories Outlet Максим Кот.
Созданию такого кластера, укреплению подобных связей, помощи брендам в поиске своей культурной идентичности и посвящены мероприятия института Beinopen, среди которых «Гастроли», с которыми институт посетил уже несколько городов и теперь едет в Екатеринбург. У института есть программа акселерации, которая помогает модным брендам или предприятиям легкой промышленности превращаться в более современные и успешные бизнесы.
Поддерживает эту инициативу и государство. Замминистра инвестиций и развития Свердловской области Елена Хлыбова объясняет: «Когда молодых дизайнеров спросили, что им не хватает, чтобы усилить экономическое присутствие на рынке, они ответили, что им нужны знания, площадки, коворкинг. Концепт такой, что мы должны подобрать хорошие акселераторы, образовательные программы, пул, который подготовит кадры».
Проблема нехватки специализированных кадров и знаний стоит остро, это подтверждают и сами производители: «Проблема с кадрами очень большая, сложно найти профессиональных швей и технологов, поэтому приходится заменять их операторами», — делится основатель бренда SHIZM Максим Котовщиков. С той же проблемой столкнулся и основатель бренда Urals Дмитрий Заложных: «У нас много заказов, чтобы реализовать мерч для какой-нибудь компании, но мы не успеваем все шить из-за нехватки кадров. А шить одежду без человеческих рук мы не сможем еще лет десять».
Людмила Капанина из Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства считает, что в регионе пришло время запустить проект по акселерации: «С Фондом мы с прошлого года зашли в фешн. Сначала у нас появилось несколько предпринимателей. Отдельно мы этим направлением занялись после того, как организовали ярмарку уральских производителей. Тогда родилась идея создать стартап-площадку. Мы это начали, чтобы понять, в чем проблема этих предпринимателей и какой импульс добавить в проект, чтобы они выросли в крепкий бизнес. С чем мы столкнулись? Важны персонал, поиск идей и вдохновения, технологии, среда и то, как предпринимателям встроиться в эту среду».
Гастроли Beinopen в Brands’ Stories Outlet
Программа акселерации брендов должна работать на базе предприятий легкой промышленности, считают в Beinopen. 80% фабрик сегодня работают на государство и крупный бизнес и только 20% — на потребительский рынок.
Чтобы вывести российскую модную индустрию вперед, необходимо показать фабрикам, что такое экономика внимания и как можно реорганизовать свой бизнес в соответствии с вызовами времени. Словом, нужно дать возможность каждому отдельно взятому бизнесу шагнуть в эпоху той самой четвертой промышленной революции.
Помочь в этом может просветительский проект «Гастроли» института Beinopen, который с успехом прошел в нескольких городах России, и теперь 29–30 мая приезжает в Екатеринбург в Brands’ Stories Outlet. Программа «Гастролей» — это выжимка знаний идеологов Beinopen о том, как и с кем делать моду в России сегодня. Купить билеты на мероприятие можно здесь.
За день до «Гастролей» состоится экспертный диалог о том, как модная индустрия изменилась за последние пять лет. Специалисты расскажут о важных инструментах репрезентации модного продукта и о том, как креативным специалистам и производителям начать работать вместе, чтобы развивать успешные бизнесы в реалиях современного рынка.
Идею «Гастролей» поддерживает государство в лице региональных властей. «Мы планируем реализовывать идеи Баженова на территории региона. Экономический эффект, мы думаем, не заставит себя ждать. Самое главное, чтобы это работало на потребительский рынок. Государственные задачи будут во многом совпадать с тем, за что будет голосовать потребитель, они будут работать на славу региона», — отмечает замминистра инвестиций и развития Свердловской области Елена Хлыбова.
Все желающие могут обсудить будущее модной индустрии 29 и 30 мая на площадке Brands’ Stories Outlet. Креативные специалисты узнают, как наладить связь с производителями. Производители обсудят, как работать с креативной составляющей, чтобы создавать модный продукт, актуальный в контексте современного рынка. «Гастроли» будут полезны всем: дизайнерам, байерам, основателям модных брендов, ретейлерам, представителям смежных и креативных профессий и просто людям, интересующимся модой.
Подробнее о мероприятии и его программе читайте здесь.
Партнерский материал.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.