Бывшего главу Екатеринбурга Евгения Ройзмана сегодня отправили под арест на девять суток за несколько твитов об акциях протеста в поддержку Алексея Навального. Издатель It’s My City Дмитрий Колезев считает, что это большая ошибка со стороны власти и предполагает, что арест может заставить Ройзмана изменить свои планы на участие в выборах.
Ройзман много лет занимает независимую или оппозиционную политическую позицию, и его много раз пытались преследовать по тем или иным поводам. Но за последние годы Ройзман ни разу не был под стражей. И вообще, в Екатеринбурге до этого года аресты по политическим причинам были большой редкостью.
Решение об аресте Ройзмана спустя значительное время после митингов протеста выглядит странно. Напрашивается предположение, что это не местное решение, а действие в соответствие с федеральной разнарядкой: наказать (или, в другой интерпретации, предостеречь, запугать) все заметные фигуры, сочувствующие Алексею Навальному. В качестве меры наказания/запугивания выбраны административные аресты, исправительные работы и угрозы возбуждения уголовного дела по «дадинской статье». Это стандарт российских силовиков 2021 года.
Однако, в отличие от большинства арестованных в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, Евгений Ройзман является действительно популярным региональным политиком. Он доказывал это, выигрывая конкурентные выборы мэра Екатеринбурга в 2013 году. У меня на руках нет данных свежих соцопросов, но с учетом опыта я почти с полной уверенностью могу сказать, что Ройзман остается самым популярным политиком в Екатеринбурге и в Свердловской области. Никого сопоставимого нет. Число его сторонников в Екатеринбурге больше, чем у Навального и ФБК, и они более разнообразны с точки зрения социальных характеристик.
Если в случае арестов сторонников Навального (например, координаторов штабов) власть может рассчитывать на поддержку части граждан, которые поверили, что таким образом Россию спасают от революции и агентов Госдепа, то в случае с Ройзманом это вряд ли сработает. Ройзман многими воспринимается именно как «уральский мужик», «наш парень», причем не какой-то зеленый смутьян, а человек системный и опытный — работал и депутатом Госдумы, и мэром Екатеринбурга.
Арестовывая Ройзмана в рамках федерального тренда, силовики, суд и политические администраторы не учитывают местную специфику. Этот каток едет по всем одинаково, но попадающие под него булыжники оказываются разной формы и разного размера. Ройзман — булыжник особенный. Его арест, пусть даже на сравнительно короткий срок, может увеличить протестный потенциал в городе. Тем более, что повод для ареста смехотворен (несколько твитов). Из-за популярности Ройзмана к решению суда будет приковано большое общественное внимание — и на этом примере немалому числу людей станет понятнее, что и предыдущие аресты были столь же нелепыми.
Самому Ройзману арест и мужественное поведение в суде только прибавят популярности. Ранее он уже заявил, что не пойдет на выборы в Госдуму, так что вроде как эту популярность не получится конвертировать в депутатский мандат. Но кто знает, не станут ли суд и арест триггером, благодаря которому Ройзман изменит свои планы?
Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.