Богдашка Топорок и майские каникулы
В старые времена демократии в России было много больше, чем мы сегодня думаем. Царь был далеко, а строгость законов смягчалась повсеместным отсутствием телеграфа и значительностью расстояний.
Бывало, издаст государь для поднятия своего рейтинга приказ: «В месяце мае с 1 по 11 числа всем работным и пахотным людям труд забросить, производить демонстрации и воинские шествия, жарить мясо на решетках из железа, пить и веселиться. А жалование всем выдать, как будто работали».
Пока доскачет нарочный с распоряжением к началу июня — а правды уже и не узнать, отдыхали тут, как было предписано, или нарушали и работали.
— Говори, Богдашка, только честно, выполняли царский указ о каникулах? Выплатили вам жалование? Как мне доложить? — спрашивает офицер.
— Да всякое бывало, сейчас разве вспомнишь, — уклончиво отвечал Топорок. — Ты заготовь два ответа: «слушались и отдыхали» и «отказались и работали за веру, царя и Отечество». Поймешь, в каком государь настроении, и сам решишь, как доложить.
— Хитер ты, шельма! — отвечал военный и начинал собираться назад.
Государю непременно передавали с этой оказией бутыль домашней богдашкиной браги, тот потом пил да нахваливал — и все были довольны.
Много позднее Москва для надзора на местах изобрела царские полпредства, но с ними Богдашка и его соседи тоже быстро научились сговариваться, какие доклады слать.
Истории про Богдашку Топорка на It’s My City — часть литературно-публицистического проекта. Вы также можете читать про Богдашку в соцсетях: в Telegram, в Facebook, в Instagram и «ВКонтакте». Публикуются при поддержке Фонда архитектурного наследия — Императорского Дворцового Фонда.