В Санкт-Петербурге полиция возбудила уголовное дело за граффити с изображением политика Алексея Навального, показывающего сердце. Рисунок появился на трансформаторной будке в Пушкарском саду накануне, его закрасили через четыре часа после нанесения. Полицейские проводили осмотр места и брали соскобы краски для экспертизы. Теперь некую группу лиц обвиняют в нарушении по части 2 статьи 214 УК РФ («Вандализм… по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды»). Это создает прецедент — политический стрит-арт становится уголовным преступлением.
It’s My City спросил уральских уличных художников, а также исследователя стрит-арта, как это повлияет на голос улиц, и получил довольно резкие ответы.
Сергей Ермаков (CODE501)
— Мне грустно осознавать, что нынешний режим боится иллюстраций, граффити, стрит-арта и в целом мнения думающих людей. У государства есть средства и мощности, чтобы красить будки, но у него нет мощностей, чтобы защищать граждан и делать то, что от него требуется в первую очередь. «Когда умрете, тогда и звоните!»
Для художников эта ситуация — очередной сигнал к действию. Наверняка такие арты будут появляться сотнями. Государство должно устать заниматься малярными работами и уйти на покой. В то время как граждане не устанут выражать свое мнение доступными им способами.
Александр Янг (исследователь уличного искусства, автор проекта Street Art Hunter)
— Санкт-Петербург — очень хороший город, который я безумно люблю. Но одна из его проблем — это огромное количество незаконной рекламы. В том числе на стенах повсеместно рекламируют услуги женщин с низкой социальной ответственностью, и это никого не возмущает. Также в городе огромное количество заброшенных зданий, в том числе памятников архитектуры. Но это тоже никого не возмущает, не обижает и не оскорбляет. А вот рисунок на трансформаторной будке — это уже уголовное дело. Очень странно.
Мне бы хотелось, чтобы люди относились к городу и его стенам одинаково. Не важно, что это за высказывание: рисунок, политическое граффити, реклама наркотиков или что-то еще. Если жители считают, что это плохо, то давайте закрашивать все и действительно наводить порядок в городе, а не заниматься точечной борьбой. Также нужно создавать легальные площадки и упрощать процесс согласования.
В статье 214 УК РФ, которую вменяют художникам, указан «вандализм, совершенный группой лиц … по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды». Во-первых, визуально рисунок не вызывает ни вражды, ни ненависти. Это портрет человека, показывающего сердечко. Ненависть, на мой взгляд, в глазах смотрящего. К тому же эта будка уже много чего пережила — в разное время на будке были и реклама, и спорт, и рекламные граффити. С портретом она выглядит гораздо симпатичнее, чем раньше.
Вообще, чтобы заработать уголовку по 214 статье до этого инцидента нужно было, наверное, разрисовать «Сапсан». Случаи, конечно, были и есть, но речь идет о бомбинге на поездах, электричках и метро — это совершенно другой вид уличной активности. К тому же, там еще и проникновение на охраняемый объект (215 УК РФ), если мы говорим о метро. Почему в таких ситуациях заводят уголовку, понять можно — потому что причинен ущерб. Здесь ущерба-то особо нет.
Художники по-разному реагируют на подобные ситуации. Кого-то это может действительно напугать, а кого-то наоборот, это спровоцирует на то, чтобы делать больше таких работ — ведь «всех не пересажают». Я посмотрел на реакцию в различных сообществах о стрит-арте и уличной культуре, и многих эта ситуация действительно возмутила. Мне кажется, что сообщество отреагирует на это, продолжив рисовать, в том числе и на политические темы и высказывания.
ovs9n
— Я не готов говорить о том, хороший это рисунок или плохой, правильный или неправильный, я в этом не разбираюсь, но я думаю, что автор имеет право на свою точку зрения. Также я не готов однозначно утверждать, политический это рисунок или нет, я вполне допускаю, что автор просто хотел изобразить очень смелого человека.
Каждый волен идти куда хочет, выбирать свое направление, и если на его пути сидят злые собаки, то это не значит, что не надо идти, это значит, что надо надеть штаны поплотнее. Если только человек уверен в своем направлении и тверд в намерениях.
a11c1ear
— Само решение возбудить уголовное дело выглядит больше политическим, чем правовым. Но и это вряд ли остановит художников, которые хотят высказаться.
Скорее, наоборот, интерес к этой теме лишь возрастет. Но да, придется быть более аккуратным.
Слава Птрк
— Когда человека пытаются убить — уголовного дела нет. Когда потом кто-то (не важно кто и с какими мотивами) рисует его портрет на стене — то тут уже можно и уголовочку завести. Но там какая-то мутная история с этим портретом, далее появилась надпись «Выбирай правильных героев, думай своей головой». А еще на стене напротив в таком же стиле нарисовали военного с такой же надписью «Герой нашего времени». В общем, тут все довольно запутанно. Выглядит как какая-то провокация провластных деятелей. Однако это не отменяет той ситуации, что возбуждать уголовку за рисунок человека — явный перегиб.
Мне лично угрожали этой же статьей два жирных олуха из неизвестного силового ведомства в прошлом году после пририсованной короны к «Путину-атланту» в Коломне (Слава Птрк заменил Землю на корону на граффити, которое появилось на доме в Коломне ко дню рождения Владимира Путина в 2019 году — прим. ред.). Нужно понимать, что словосочетание «уголовное дело» — это прежде всего очень действенная и проверенная угроза. Но угроза зачастую не влечет за собой никаких последствий. Дело может быть закрыто по десяткам причин, но новость о том, что оно возбуждено, подхватят все СМИ. А мы все с оханьем и аханьем это к себе перепостим и обсудим, и у нас в голове отложится: ага, за это теперь тоже могут по жопе надавать. Так и работает запугивание.
Власть со своими верными псами нас запугивает. Только вот мозгов у них маловато, и они не понимают, что угрозы и стращания могут иметь обратный эффект — люди будут просто по приколу везде рисовать портреты Навального, а те, кто занимается политически заряженным искусством, еще больше озлобятся и активизируются. Чем хуже ситуация в стране — тем чаще и жестче говорят улицы.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.