В 2020 году Брусника ввела дизайн-код для предпринимателей, которые открывают бизнес в кварталах застройщика. Это обязательные правила оформления вывесок и витрин. Они помогают избавиться от визуального мусора и сделать облик территории более гармоничным. Такая система от частной компании — редкость в России.
Для Екатеринбурга дизайн-код — одна из наболевших проблем. Большая часть собственников бизнеса до сих пор не понимают необходимость применения подобного стандарта. Коммерсанты часто используют яркие кричащие вывески, «украшают» входную группу рекламой, пытаясь привлечь к своей компании внимание. Один из самых наглядных примеров реализации этих практик — улица Вайнера. Мы поговорили с предпринимателями, которые соблюдают дизайн-код, и архитекторами о том, как работает регламент и какая от него польза для бизнеса.
«Компании, занимающиеся развитием дизайн-кода, больше заботятся о продукте»
Первый городской дизайн-код создала для Москвы в 2013 году студия Артемия Лебедева. Он включал в себя архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для 11 центральных улиц столицы. Для каждой из них было составлено подробное руководство и варианты гармоничного размещения вывесок на зданиях. В то время это был прецедент для страны. Сегодня дизайн-код для вывесок действует в Петербурге, Казани, Саратове, Нижнем Новгороде, Калининграде, Зарайске, Старой Русе и других городах России.
«В городах существуют регламенты, но редко встречается дизайн-код, которому следуют все — от застройщиков до предпринимателей. Поэтому часто мы видим картину, когда улица превращается в лоскутное одеяло рекламных баннеров, входных групп, элементов благоустройства и МАФов», — комментировал РБК партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков.
В Екатеринбурге существуют разработанные в 2017 году городской администрацией стандарты дизайн-кода. Они размещены на сайте мэрии, но, к сожалению, носят лишь рекомендательный характер. Органов, которые бы следили за соблюдением регламента, и норм, позволяющих штрафовать за нарушения, нет. На это в разговоре с It’s My City уже обращал внимание дизайн-директор рекламного агентства «Восход» и один из членов инициативной группы «Дизайн-код Екатеринбурга» Владислав Деревянных. Он говорил, что собственник здания может оформить фасад так, как ему нравится. По закону от него не могут требовать изменить внешний вид фасада или вывески.
Есть еще один путь: дизайн-код могут вводить крупные компании. Но пока, по словам архитектора АБ «OSA» Егора Обвинцева, это сделали лишь единицы. Свой дизайн-код разрабатывали московские застройщики «ПИК», Capital Group и региональный «Талан». В число пионеров вошла и Брусника.
«Компании, занимающиеся развитием дизайн-кода, больше заботятся о продукте. Не так много застройщиков, которые готовы пойти по такому пути. В Бруснике понимают, что потребитель становится разборчивым. Стандартизация позволяет привести продукт к более осознанным, системным и качественным решениям», — говорит Егор Обвинцев.
«Им не придется проходить десять кругов ада»
В Бруснике идея создать дизайн-код появилась два года назад. Изучив зарубежный и российской опыт, компания разработала конструктор решений для торговых галерей, двухуровневого ритейла и стандартных коммерческих помещений. Девелопера не устраивало, что ритейлеры дискредитировали внешний облик дома или целого квартала. В своем стремлении выделиться с помощью разноцветных и разноформатных вывесок, они порождали визуальный хаос.
«Мы стремились к единому стандарту, полагая, что он облегчит жизнь и предпринимателям. И им больше не придется конкурировать друг с другом числом лампочек на вывеске», — рассказывают в Бруснике.
Дизайн-код девелопера — удобная и четкая инструкция. В документе прописаны требования к технологиям и материалам вывесок. Есть наглядные схемы и примеры, которые помогут быстро сориентироваться. Документ передают собственнику вместе с ключами от помещения. В результате у него есть уже готовое техническое задание для дизайнера и производства. Проект визируют в отделе маркетинга застройщика и в управляющей компании. Бизнесмену остается только вносить коррективы в проект по необходимости.
«Мы хотели облегчить собственникам бизнеса процедуру согласования, чтобы им не пришлось проходить десять кругов ада», — добавляют в Бруснике.
Еще одно преимущество единого внешнего вида — он воспитывает людей и учит их уважать друг друга. На это обращала внимания участница сообщества Alun Network Вера Бурцева.
«Жилая среда со своим дизайн-кодом относится к категории нематериального мира и влияет на культуру человека. От культуры мы сразу можем перебросить мостик на развитие лучших человеческих качеств. Вряд ли, находясь в Зимнем дворце, мы рискнем плюнуть на пол или выкинуть мусор на благоустроенной ухоженной территории. Поэтому дизайн-код помогает создать рамки культуры, которые не ограничивают свободу человека, учит уважать своего соседа», — заключила эксперт в интервью РБК.
«Мы долго боролись»
В Бруснике вспоминают: поначалу таким нововведениям были рады не все арендаторы. Но постепенно предприниматели начали привыкать к новым правилам. Один из частых аргументов против дизайн-кода, который до сих пор приводят некоторые собственники бизнеса — единый внешний облик не позволяет громко заявить о себе и привлечь как можно больше клиентов. На подобные предубеждения в свое время отвечал блогер и урбанист Илья Варламов.
«Весь этот шум — это раздражитель для людей, от которого они подсознательно будут отгораживаться. Они просто будут игнорировать городскую среду. Это уменьшит количество людей на улицах, из-за это упадет выручка бизнеса», — пишет Варламов в своей книге «100 советов мэру».
Предприниматель и владелец кафе «13/10» в жилом квартале «Шишимская горка» Олег Тимофеев признался, что сначала скептически отнесся к дизайн-коду, но быстро передумал.
«Я же собственник, зачем мне еще что-то согласовывать? Но я подумал и понял, что в едином оформлении все будет смотреться гораздо лучше и работать эффективнее. Я даже по-другому взглянул на свой дом. Там на первом этаже у кого красная вывеска, у кого белая… Грязь. А у нас все в одной стилистике», — говорит Тимофеев.
Больше всего проблем возникает с магазинами, торгующими алкогольными напитками. Их представители заточены на привлечение внимание к своему бизнесу любыми доступными способами. Яркий пример — всем известная сеть «Красное и Белое», представители которого часто зашивают фасады сайдингом.
«На ранней стадии реализации дизайн-кода мы долго спорили с ними. Но в итоге они согласились, признали, что опыт получился хорошим. И, возможно, тот наш спор стал одним из стимулов для изменения подхода компании к оформлению фасадов. Теперь они делают относительно лаконичные вывески и в других магазинах», — отмечают в Бруснике.
При всей кажущейся строгости дизайн-кода застройщик оставил предпринимателям достаточно возможностей для самовыражения. Они могут играть шрифтом вывески, размещать графику на стеклах и лайтбоксы за стеклами витрин (главное, занимать не более 80% из площади, 20% — это так называемые «охранные зоны»).
«Один из ключевых факторов воздействия на людей — интерьер, — добавляют в Бруснике. — И здесь мы фактически даем предпринимателям карт-бланш».
«На трафик влияют другие параметры»
Владелец сети парикмахерских для мужчин «Мужики PRO» Кирилл Шефер одну из точек открыл в жилом квартале «Суходольский». Опытный бизнесмен, у которого есть салоны в разных городах страны, говорит, что сразу обратил внимание на инициативу девелопера. Он убежден, что для продвижения бизнесмену нужно больше работать над присутствием бренда в интернете и имиджем, а не над кричащей вывеской.
«Все должно быть лаконично, никому не нужен колхоз. У нас в Сочи открылся бизнес, но там кругом визуальный бардак, местные пытаются что-то сделать, но пока видимых результатов нет. В Екатеринбурге же занялись вопросом оформления, Брусника подает хороший пример», — говорит Шефер.
К смене дизайна вывесок подключаются не только новички, но и действующие предприниматели. В Бруснике изучили каждую конструкцию и подготовили предложения для собственников, как привести вывеску в соответствие дизайн-коду. В итоге обновить оформление согласились уже больше 200 предпринимателей.
Инициативу дизайн-кода поддерживают не только бизнесмены, «поселившиеся» в Бруснике, но и известные предприниматели Екатеринбурга. Один из них — владелец бистро «Горожане» Виктор Новиков. It’s My City писал о конфликте бизнесмена с его соседом — владельцем типографии. В начале 2000-х тот повесил огромный цветной бокс с надписью «Центр цифровой печати» прямо на старинном двухэтажном особняке на Добролюбова, 6, где на первом этаже разместилось кафе, а по соседству — старинные усадьбы начала XX века. Новиков как никто знает, почему важен дизайн-код. Он убежден, что современный горожанин никогда не пойдет в такое место или заведение, которое оформлено безвкусно.
«В Москве предприниматели научились не ориентироваться на стихийных пешеходов, хотя туристического трафика там довольно много. Вы не увидите там громких кричащих вывесок у заведений. Я всеми руками за то, чтобы был дизайн-код. На трафик влияют другие параметры, современный бизнес зарабатывает узнаваемость в онлайне, а еще по-прежнему работает сарафанное радио. Пусть лучше у вас будет крутой сервис, вы плавно набираете обороты, а не разово стремитесь покрыть весь объем. Так возвращаемости не будет. Мы должны работать на коэффициент возврата», — заключил в разговоре с It’s My City Виктор Новиков.
Партнерский материал.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.