Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) прорабатывает вопрос о более активном использовании труда осужденных на стройках, в сельском хозяйстве и различных предприятиях. Как пишет «Российская газета» со ссылкой на ФСИН, работа может быть организована на базе исправительных центров, куда направляют осужденных на принудительные работы. Правительственное издание сразу предлагает отбросить напрашивающиеся сравнения со сталинским ГУЛАГом: речь якобы, наоборот, идет о послаблениях для заключенных, которые при переходе на принудительные работы могут быть расконвоированы и жить при исправительных центрах почти свободной жизнью, оставаясь однако «под надзором». «Российская газета» сравнивает это с советской «химией», когда осужденных направляли на стройки и крупные предприятия. Напрашивается еще одно сравнение — трудовые лагеря.
По данным начальника Управления исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, ФСИН Елены Коробковой, сейчас в России работает 111 учреждений для отбывания принудительных работ для 8 тыс. человек.
По словам Коробковой, заключенные обычных колоний стремятся перевестись на обязательные работы, так как там можно получать зарплату, помогать семье, выплачивать кредиты и погашать иски. Законодательство позволяет заменять лишение свободы на обязательные работы заключенным, которые отбыли часть заключения и хорошо себя зарекомендовали.
Во ФСИН считают, что количество исправительных центров, где живут приговоренные к обязательным работам, надо увеличивать в несколько раз. По оценкам ведомства, есть потенциал перевести туда до 184 тыс. заключенных. В том числе такие центры могли бы открыться на строительстве крупных объектов.
Сейчас из-за пандемии коронавируса и оттока мигрантов строительному сектору резко не хватает рабочих рук, есть дефицит примерно в 600 тыс. человек. Вчера стало известно, что рассматривается вопрос привлечения заключенных к строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Правда, опрошенные «Российской газетой» участники строительного рынка к идее использовать труд заключенных относятся скептически. Если мигранты замотивированы на хорошую работу, стремятся заработать как можно больше, закрепиться и быть на хорошем счету, то у заключенных, работающих по сути подневольно, такой мотивации не будет. В результате они будут работать хуже, будут страдать качество и сроки строительства. Кроме того, понадобятся дополнительные расходы на доставку осужденных, контроль за ними, обучение и т. п.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.