В Екатеринбурге 21 апреля прошла многотысячная несанкционированная акция в поддержку заключенного политика Алексея Навального. В этот день власти перекрыли центр города для репетиции парада Победы, закрыв движение не только там, где планировали раньше, но и около точки сбора участников митинга. В итоге акция превратилась в трехчасовую прогулку по центру города, задержаний было немного. It’s My City публикует свой репортаж из колонны шествия.
На улице Вайнера привычный шум рекламы перекрывает «Группа Крови» Виктора Цоя из местного бара. К обозначенной точке сбора уже пригнали автомобили Росгвардии, полиции и даже полицейский водомет — такая техника появляется на митингах в Екатеринбурге редко, если не впервые. На скамейках собираются люди и толпятся журналисты. До объявленного начала акции полчаса.
В это же время на проспекте Ленина идет подготовка к репетиции парада Победы: военные делают разметку, оркестр смущенно проверяет инструменты. У бронзового вождя несколько людей наблюдают за происходящим. Пара Владимир и Елена оказались здесь случайно — выходили из стоматологии и увидели оживленную улицу. Смотреть репетицию собираются «до талого», а вот об акции в поддержку Алексея Навального даже не слышали. Владимир морщится, услышав фамилию оппозиционера: «Мы Навальным не интересуемся и на акцию не пойдем». Через пять минут всех наблюдателей просят покинуть памятник Ленину.
Одновременно полиция перекрывает вход на улицу Вайнера со стороны Малышева. Люди кучкуются с двух сторон. «А в Пассаж пустите?» — спрашивает девушка, явно волнуясь. «Нет», — коротко отвечает сотрудник. Некоторые начинают спорить с полицией — люди не могут попасть домой и на работу.
Подземный переход тоже перекрыт. Горожан, растерянно поднимающихся по лестнице, выпускают на Вайнера, приподнимая красно-белую ленту, и направляют в сторону Радищева. В 18:50 екатеринбургский штаб Навального меняет точку сбора — теперь это правая сторона улицы Малышева. Толпа идет к храму Большой Златоуст.
У храма координатор штаба Навального в Екатеринбурге Алексей Гресько обращается к собравшимся: «Не знаю, сколько я тут продержусь, вся координация будет в телеграм-канале штаба. Идем мирно ни с кем не деремся, погода просто прекрасная. Мы здесь собрались, потому что мы против того, что происходит сейчас в стране: убийство на глазах у всех, убийство Алексея Навального.
Мы не хотим жить в стране, в которой можно просто так убивать человека на глазах у всех. Это касается всех нас, потому что маховик репрессий раскручен. Сегодня он бьет по Алексею, завтра он ударит по каждому из нас», — говорит Гресько.
Толпа аплодирует и начинает двигаться по направлению к кольцу на улице Малышева. К Алексею Гресько подходит полиция и уводит его с площади. Люди скандируют: «Свободу политзаключенным!», «Навальному врача» и «Россия без Путина».
В центре толпы идет 30-летний владелец клининговой компании Алексей Валерьевич Орлов - полный тезка главы города. Он держит в руках выделяющийся черный плакат с изображением тощей мужской фигуры, под ней надпись «Помоги». Это реплика агитационного плаката советского художника Дмитрия Моора (Орлова) о голоде в Поволжье, он был создан в 1921 году. «Ровно 100 лет назад Дмитрий Орлов нарисовал такой плакат. В какой-то степени он относится к нам: голод одного человека и голод всей страны по справедливости. Алексей Навальный — это все мы, и если его посадят, то любого из нас могут посадить за какие-то высказывания и слова», — говорит Орлов.
В толпе находится доктор исторических наук, председатель совета по развитию музейно-мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий Алексей Мосин. Он объясняет цель своего участия в акции двумя причинами: «Во-первых, мучают Алексея Навального и наблюдать за этим совершенно невозможно. Во-вторых, помимо Алексея в нашей стране все больше политзаключенных. Людей преследуют за их убеждения, за их поведение, за их мысли. Просто так терпеть это невозможно, нужно высказывать свое отношение к этому и сегодня единственная возможность — это выйти на улицу. Властям нужно посылать импульсы от общества и мы сегодня этим занимаемся».
В потоке люди сворачивают на Карла Либкнехта. Среди них идет 18-летняя Наталья. На ней черное худи, на спине — глаза президента РФ Владимира Путина, зрачки перечеркнуты крестиками. Под принтом надпись «Убийца». «Я искренне считаю, что Владимир Владимирович — убийца, — говорит Наталья. — Я очень сильно беспокоюсь за то, что может случиться с каждым из нас: на примере Алексея нам всем стало все понятно. А еще он мне очень импонирует, я верю, что такая семья и такая жена не могут быть у плохого человека. Мне близки взгляды Алексея и мне бы не хотелось, чтобы у него были проблемы, учитывая сколько всего он сделал для меня и для моей страны».
В колонне за девушкой идет 31-летний врач Павел. Горожанину важен процесс регулярности сменяемости власти, а к Алексею Навальному Павел чувствует близость как к лидеру оппозиции. «Сейчас такая ситуация, что сложно не выходить на улицу, хотя давно не хочется и хочется посидеть дома после работы. Но в стране происходят судьбоносные события и страшнее оставаться дома, чем выходить. Когда задумываешься о перспективах, становится страшно. Уезжать неохота, оставаться страшно, поэтому по мере сил приходится выходить на акции и массовые мероприятия. Важно что-то сделать с этим режимом», — говорит Павел.
Люди сворачивают на проспект Ленина и идут мимо театра «Урал Опера Балет». Скандируют «Перемен» и «Россия будет счастливой». В толпе поднимает печатный плакат 39-летний Сергей. На плакате текст, который придумал сам Сергей: «Борьба с коррупцией становится экстремизмом. Выпиливание дверей и обыски — беседой со свидетелями. Отравление и публичная казнь — политической борьбой. Россия, 2021 год». Больше мужчина ничего не говорит.
Колонна движется спокойно, люди скандируют кричалки, некоторые поют и декламируют стихи. По проспекту Ленина по направлению к главному корпусу УрФУ проезжает несколько автомобилей Росгвардии. Участники шествия кричат «Позор!» и продолжают идти. Между тем, на площади Кирова задерживают несколько человек, в том числе Алексея Орлова. Толпа сворачивает на Малышева и сильно рассеивается.
29-летний ювелир Дмитрий предлагает подождать остальных участников у здания на Малышева, 101. Дмитрий ходит на все митинги, еще с самых первых акций в Екатеринбурге в 2017 году. «Хочу жить в свободной стране. Хочу, чтобы у нас была цивилизованная страна, а не то, что сейчас. Наш выход на улицу — это минимальное, что мы можем сделать для того, чтобы помочь Алексею [Навальному]. Сейчас его тупо убивают, не оказывая никакой медицинской помощи», — говорит Дмитрий. На светофоре Малышева — Восточная он предлагает всем поторопиться при переходе.
На Малышева рядом с ТЦ Crystals задерживают еще одного человека. Участники акции ненадолго разбегаются, затем снова возвращаются в колонну. К тому моменту задержаны уже минимум пятеро.
Помимо Алексея Гресько и Алексея Орлова полицейские посадили в автозаки двух девушек с плакатами «Быть против власти — не значит быть против Родины» и «Россия будет свободной», а также правозащитника Сергея Зыкова, его задержание было самым жестким.
Люди доходят до кольца Малышева и останавливаются, не зная, куда идти дальше. Одни сворачивают на Малышева, другие на Ленина по Карла Либкнехта. Финальная точка шествия — ККТ «Космос». Туда же стягиваются силовики.
Министерство общественной безопасности сообщает предварительное число участвующих в акции — 2,5 тыс. человек, хотя ранее то же ведомство указывало, что в центре города митингует около 5 тыс. человек. Штаб Навального заявляет об участии 13 тыс. человек, считая, вероятно, зарегистрировавшихся на сайте. На самом деле оценить число собравшихся трудно — колонна сильно рассредоточена. Но митинг явно был многотысячный.
Постепенно до набережной у киноконцертного театра «Космос» доходят люди из колонны. Небольшой круг слушателей образует Матвей, описывающий себя как «среднестатистического россиянина». «Сегодня Путин сказал, что не допустит, чтобы [россияне] зашли за красную черту. Так, Володя, мы уже давно за нее зашли», — кричит молодой человек. Собравшиеся аплодируют.
Матвей вышел на улицу выразить солидарность Навальному, держащему голодовку. «Я не знаю человека мужественнее, чем Алексей. Насколько нужно быть человеком мужества, чтобы вернуться. Я думал, если он не вернется, то это нормально — у него семья, дети. Он сам понимал, что либо останется инвалидом, либо умрет», — говорит Матвей.
В 21:16 несколько сотрудников полиции резко бросаются за участниками акции. Часть толпы бежит по направлению к улице Клары Цеткин. Некоторые полицейские на набережной перелезают через забор. Кто-то из толпы кричит: «Не сломайся! Аккуратнее, ты же хрупкий». Штаб Навального призывает людей расходиться по домам.
Опершись на ограждение между рекой и набережной, на плитке сидит и наблюдает за участниками акции музыкант Наташа. Ее компаньон — корги Моцарт, участник протестов за сохранение сквера у Драмтеатра в 2019 году. «Мы живем рядом и каждый вечер гуляем, сегодня не исключение. Сложно было уследить за перемещениями акции, поэтому мы решили остаться у себя на районе и все в итоге пришли к нам. Ситуация с Алексеем меня очень трогает: сложно оставаться в стороне, когда такое в стране происходит. Бояться стыдно, в такой стране страшно за будущее детей», — говорит девушка.
«Господа, штаб Навального объявил, что акция закончена. Поэтому есть предложение рассасываться и не дразнить гусей. Явно в выходные будет продолжение. Учтите, кто уйдет последний, тот может попасть в автозак», — говорит людям на набережной Ирина Присекина, участница акций против пенсионной реформы в 2018 году. Тогда за участие ей назначили штраф, а женщина подала жалобу в ЕСПЧ. Поскольку это не первое мероприятие для Присекиной, она хочет предостеречь новичков.
Спустя три часа с начала шествия люди начинают расходиться небольшими группами. На проспекте Ленина остаются военные для ночной репетиции Парада.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.