7 апреля Госдума в третьем чтении приняла закон, который обязывает экскурсоводов и гидов-переводчиков каждые пять лет проходить аттестацию. Помимо этого им необходимо получать и носить нагрудную идентификационную карточку и значиться в едином федеральном реестре. А иностранцы водить экскурсии больше не смогут. Если закон одобрит Совет Федерации и подпишет президент России Владимир Путин, то он вступит в силу 1 июля 2022 года.
В Екатеринбурге в последние годы активно развивалось движение любительских экскурсоводов — горожан разных профессий, которые водили экскурсии по своим районам и другим интересным местам. Закон в первую очередь может сказаться на них. It’s My City узнал у гидов и экскурсоводов Екатеринбурга, что они думают о новых правилах и как это скажется на их деятельности.
Артем Беркович
Историк и экскурсовод, куратор в центре фотографии «Март»
— Я следил за событиями, тем более я — член Союза экскурсоводов России, который и был образован как попытка оппонировать закону. Я считаю этот закон непродуманным, мотивированным желанием противостоять иностранным гидам в Москве и совершенно не учитывающим ситуацию в регионах, связанную с просвещением в области региональной истории, краеведения. Нужно дождаться подзаконных актов, создания уполномоченных органов.
Новый документ — как плохая погода, вне зависимости от того, нравится она или нет, приходится находить способы существования в ней.
Я думаю, что закон не будет способствовать развитию интереса жителей Екатеринбурга к истории нашего города, он не поможет развитию внутреннего туризма, а будет только мешать ему.
Я помню времена, когда я пришел работать в Музей истории Екатеринбурга, тогда никакого интереса к истории Екатеринбурга не было — никаких публикаций, экскурсий. На наших глазах стали появляться книги, монографии, работают историки, благодаря чему у общества стал постепенно просыпаться интерес. Это скромный росток, и он может погибнуть, а мы можем снова вернуться в те времена, когда люди к истории нашего города будут абсолютно безразличны. Я этому не удивлюсь. А пока сам закон, повторюсь, это только рамка, ждем алгоритмы реализации.
Константин Брыляков
Экскурсовод и гид-переводчик, директор компании «Екатеринбургский центр гидов», вице-президент Уральского союза гидов и экскурсоводов
— Мы эту проблему обсуждали, мы готовились. Мы ожидаем, что когда закон вступит в силу, его реализацию спустят на уровень субъектов федерации. Для этого должны создаваться аттестационные комиссии, наш союз постарается в работе принять участие, чтобы на местном уровне процесс направили в нужное для нашего бизнеса русло и он работал на повышение качества.
Опасения остаются. Во-первых, это обременение экскурсоводов в плане финансов, за процедуру придется платить, деятельность аттестационных комиссий должна быть оплачена. Мы должны понимать, в какие деньги это выльется, какой будет сама процедура. Во-вторых, у нас есть много достойных любителей и узких специалистов, которые занимаются конкретными маршрутами. Есть большое опасение, что мы потеряем эту сферу вообще. Это запретительный закон, для них (экскурсоводов-любителей — прим. ред.) это не основная деятельность, но они предлагают свое видение города и региона, это очень востребовано. Почему мы их должны терять, я не понимаю.
Государства стало много в экономике, в эту сферу государство могло и не заходить, наш рынок и так справляется с точки зрения саморегулирования.
А что касается защиты потребителей — у нас есть закон «О защите прав потребителей». Так что в целом это чрезмерное регулирование. Помимо пользы будет много и вреда. Но мы как законопослушные люди будем его выполнять, никто уходить в подполье не собирается.
Светлана Толмачева
Журналист, экскурсовод
— Профессия гида и экскурсовода требует подтверждения, чтобы у ее представителей была соответствующая квалификация. Если ты просто организуешь прогулку, то, скорее всего, не будешь в этом юридическом поле находиться. Надо подробнее ознакомиться с документом и требованиями. Может быть, не так страшен черт, как его малюют и пройти лицензирование будет несложно, тем более если оно будет на уровне региона.
Я следила за законом на первоначальных стадиях и поняла, что с его помощью хотят ограничить деятельность недобросовестных гидов, которые проводят экскурсии по федеральным музеям и несут что попало. Особенно это связано с иностранными гидами, которые на основе российской истории фантазировали и вводили людей в заблуждение.
Так как я организую и провожу рок-прогулку, я могу пожертвовать званием гида и экскурсовода.
Я — журналист и могу рассказывать людям то, что я отражала в своих статьях, о чем говорила с людьми, которые были очевидцами событий 1986–1989 годов (имеет ввиду расцвет Свердловского рок-клуба — прим. ред.).
Татьяна Мосунова
Историк, экскурсовод
— В этом законе мне не близко появление дополнительных контролирующих органов. Создается система, которую нужно дополнительно финансировать, искать людей, которые будут вести учеты, отчеты для повышения профессиональных качеств экскурсовода. Отрасль, видимо, будет создаваться в спешном порядке, появятся некие комиссии, в которых могут состоять те, кто сам никогда не водил экскурсии, они будут оценивать тех, кто водит их и знает все об этом. Сейчас этот рынок регулируется самими заказчиками, есть система оценка качества гида, например, «Отзовик», Tripadvisor и другие. Но при этом и сами фирмы, гиды заинтересованы в том, чтобы предоставлять качественные услуги. Так что обязательная сертификация для туротрасли лишняя.
Это возвращение к системе, которая существовала в СССР. Там была идеология, согласно которой гиды должны в одной системе и методике подавать факты. Сейчас важно разнообразие, индивидуальная подача информации, возникла новая тенденция — появление авторских маршрутов, когда люди, которые не занимаются постоянно профессионально экскурсиями, знакомятся с конкретной темой и могут предложить интересный турпродукт. Такой закон лишает нас такой возможности.
Конечно, мы сможем ко всему приспособиться. Но все же чрезмерное регулирование туризма не нужно. Да, в мировой практике представлены оба формата, когда есть страны, в которых деятельность гидов строго сертифицирована, а есть страны, где такой необходимости нет.
Нужно подробнее ознакомиться с текстом того закона, который был принят. Но за ним идет закон о просветительской деятельности. Это тревожный сигнал о том, что бюрократия врывается в рынок, который и так очень слабый.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.