«Я поняла, мне есть что рассказать»

Екатеринбурженка, попавшая в топы Apple и «Яндекса» со своим подкастом, — о том, как зарабатывать на разговорах

30 марта, 22:05, 2021г.    Автор: Ольга Микитась

Я начала слушать подкасты в начале локдауна, как раз на этот период пришелся новый пик их популярности в России. В моей библиотеке оказались выпуски о психологии, взаимоотношениях и сексе. И уже к лету 2020 года я решила, что могу запустить свой подкаст. Я поняла, что мне есть, что рассказать: я в разводе, у меня есть дети и партнер, который намного младше меня и к тому же живет в другом городе. Я назвала свой подкаст «Нормально же общались», а первые темы родились сами собой. 

От идеи к реализации

Я сразу определила для себя, что мой подкаст будет в формате интервью. Это один из самых популярных сейчас форматов, поэтому в нем достаточно большая конкуренция. Но я считаю, что одинаковых подкастов не бывает. Да, есть подкасты, в которых также обсуждаются темы разводов, детей и отношений. Есть подкасты про новости, бизнес, изучение языков, юмор и моду. У каждого из них — своя атмосфера, гости, ведущий, не похожий ни на кого. В этой сфере очень много места для интересных людей и их проектов. Но чтобы подкаст вошел в топ-чарты как можно быстрее, нужно обладать определенным багажом знаний. А я начала разбираться в этом сама, методом проб и ошибок.

Из чего состоит подкаст

  • Название. Оно должно быть запоминающимся, коротким и отражающим тему подкаста
  • Хороший звук
  • Джингл, или музыкальная вставка
  • Обложка
  • Хостинг 

Ольга Микитась. Фото из личного архива

Первое, что я сделала — нашла студию в Екатеринбурге, где можно записывать подкасты. Затраты на технику придется достаточно долго окупать. Если подкаст подразумевает несколько гостей, то должно быть как минимум три микрофона. Можете представить, во сколько это обойдется. Многие рекомендуют запускать подкаст без вложений, записывая себя на диктофон, который есть в любом смартфоне, надевая на микрофон носок. Но я такой подход не одобряю, потому что слушателя нужно любить и уважать. А для этого нужно дать ему хороший звук, интересную историю и приятный голос.

Моим первым вложением стала аренда студии. Я записываюсь в подкастерской «Послушайте» в Доме Маклецкого. Стоимость аренды — 1000 рублей в час. Следующий шаг — монтаж. Если располагаете временем, желанием и возможностями, можно самостоятельно научиться монтировать эпизоды. Мне было проще все технические моменты делегировать, опять же, на студию. Монтаж одного выпуска обходится в 3000 рублей. Джингл можно скачать на бесплатных платформах — я свой нашла в библиотеке YouTube. При желании можно обратиться к профессиональным музыкантам или друзьям, которые занимаются музыкой — и у вас будет уникальная музыкальная вставка. И последнее — обложка. За первый вариант я заплатила дизайнеру 2000 рублей, но сейчас я использую обложку, которую сделали друзья.  

Обложка подкаста «Нормально же общались». Предоставлено Ольгой

Готовые подкасты размещают на хостингах, через которые выпуски автоматически попадают на все платформы, а вы можете отслеживать поэпизодную статистику. Например, Buzzsprout, Soundcloud, Lybsin, Mave, Simpecast и другие. Я размещаюсь на хостинге Anchor.

Первый эпизод: «Было страшно»

Когда я записала свой первый эпизод про отношения с мужчиной, который на восемь лет меня младше, я несколько недель не могла его выпустить. Во-первых, мне было страшно. Во-вторых, мне казалось, что я наговорила много лишнего и не по существу. Мне просто захотелось поговорить. Я предложила героиням выпуска, двум моим очень хорошим знакомым, перезаписать его. И спасибо им, что они согласились! Со второго раза мне все понравилось. Мы сделали монтаж и разместили подкаст в сети. 

Прослушивания ползли очень медленно. Я радовалась каждому «+1», когда открывала статистику. 

Я получила обратную связь от своих знакомых и друзей, и к следующему выпуску провела работу над ошибками. 

Героини первого выпуска Аня Умнова и Таня Козырина. Фото из личного архива

Во втором выпуске про жизнь после развода было гораздо меньше меня — я дала возможность выговориться гостям и сделала акцент на них, потому что это обуславливает формат интервью. Сейчас я вижу, что с каждым эпизодом подкаст преображается: истории глубже, а мой голос уверенней.

Подкаст есть, но его мало слушают. Как продвигать свой проект?

В начале этого года я решила вплотную заняться проектом, чтобы проверить, реально ли его монетизировать. Я купила книгу «Пошумим» Эрика Нюзума и прошла трехдневный вебинар по подкастингу.

Продвинуть подкаст оказалось достаточно сложно. Это можно сделать бесплатно, но не до конца понятно, от каких факторов зависит успех. Но вот пара понятных пунктов, которые помогут вам войти в жизнь ваших слушателей и найти новых. 

Для подкаста важны цикличность и постоянство

Каждый эпизод нужно выпускать через равные промежутки времени. Например, каждый понедельник. По отношению к слушателю это своего рода лояльность и уважение. Он знает, что каждый понедельник услышит вас, это постепенно входит в привычку. И платформа, которая соединяет вас с пользователем, считывает цикличность выхода и прослушивание эпизода. Все это в совокупности очень важно для продвижения. 

Даша Филатова и Даша Карандаш — героини эпизода про семейное образование. Фото из личного архива

Нужно постоянно отправлять заявки на фичеринг 

Фичеринг — это заявка на бесплатное продвижение на платформах. На Apple podcasts она заполняется на английском языке, на Яндекс.Музыке — на русском. На остальные площадки я заявки не отправляла, но это также можно и нужно делать. Фичеринг нужно оформлять каждый месяц, а лучше еще чаще. 

Мой подкаст попал на главную страницу Apple podcasts еще 9 марта и держится там до сих пор. За это время прирост новых слушателей составил 25 000, подписалось 3 000 слушателей. Это очень хороший результат. Также в течение недели три моих эпизода оказались в топ-чарте 200 лучших эпизодов, а сам подкаст держался в десятке лучших подкастов России. 

Мне повезло, что одновременно Яндекс.Музыка выбрала мой подкаст и разместила его на главной странице в рубрике «Выбор редакции» на одну неделю, потом продлила еще на неделю. Я думаю, что это связано с активностью, которую слушатели проявили в этот период времени.

Деньги: как монетизировать проект

Для меня вопрос продажи рекламы не стоял до того момента, пока я не поняла, что хочу выпускать больше, чем один эпизод в месяц. А это уже достаточно большие затраты. Если 5000 в месяц я могу вложить и не заметить, то вложить в свое хобби 10 000 для меня уже существенная сумма. 

Я начала думать над тем, как продать рекламу. И стала писать тем, кто каким-либо образом подходит под темы выпусков. Так моими спонсорами стали интимный магазин, билингвальная школа для детей, салон тайских практик и массаж лица. 

Я предлагала рекламные вставки по себестоимости, чтобы окупить монтаж и аренду студии. Первые продажи случились, когда общее количество слушателей составляло всего 3000 на девять выпусков. Тогда мне было даже стыдно просить у людей деньги за рекламу. Сейчас общее количество прослушиваний на все выпуски у меня составляет 28 000.

Катя Шихова и Лена Коробова — героини эпизода про работающих мам. Фото из личного архива

У нас в стране рекламная интеграция в подкасты еще не развита, и рекламодатели неохотно идут на контакт с подкастами. Они еще не до конца поняли смысл такой рекламы и возможный прирост клиентов. Но все идет к тому, что скоро ситуация изменится. Москва и Санкт Петербург активно интегрируются в подкасты и завоевывают эту нишу — выкупают у подкастов целые сезоны, а это неплохие деньги. Например, по расценкам Екатеринбурга в среднем реклама в подкасте стоит около 15 000 рублей за один эпизод. Если рекламу пока не получается продать, вы всегда можете подружиться с другими подкастерами и сделать совместное кросс-промо — рекомендовать подкасты друг друга в выпусках.

Донаты

Еще одна возможность зарабатывать на подкасте — это донаты. Почти у каждого подкаста сейчас есть Patreon, чтобы любой человек смог внести вклад в развитие любимого проекта. Многие подкастеры благодаря Patreon собирают средства на запуск ютуб-канала и покупку микрофонов. За это дарят мерч и участие в закрытых чатах. 

У меня тоже есть Patreon, но я его использую не так активно и мало о нем говорю. Возможно, потому что я смущаюсь — просить о помощи меня никто никогда не учил и я испытываю даже стыд за это. Но, с другой стороны, я понимаю, что это классная инициатива. Я сама с удовольствием перевожу средства по цене чашки кофе проектам, которые мне искренне нравятся. 

YouTube

Сейчас я запустила ютуб-канал, где можно увидеть подкаст «изнутри». Бытует мнение, что через эту площадку можно продвинуть подкаст гораздо быстрее, и соответственно начать зарабатывать. Проверим. Но для меня это больше про расширение своих личных границ. Я люблю все новое и неизведанное. 

Мерч

В этом году у меня также появился мерч — это футболки с названием подкаста. Все вырученные средства пойдут на новые эпизоды. Запуск мерча мне обошелся бесплатно, потому что его делают мои друзья — производители футболок и худи. 

Сейчас я ушла с работы и занимаюсь только подкастом. Хотя я по-прежнему рассматриваю этот проект как хобби, которое мне приносит удовольствие, в марте мне удалось вывести все расходы в ноль. А в апреле я планирую начать зарабатывать на подкасте — к этому все располагает.

10 правил, как сделать подкаст успешным

1. Определиться с темой и понять, кто твой слушатель. В этом может помочь книга «Пошумим» — вы узнаете, какие есть жанры и выберете то, что вам ближе. 

2. Сделать узнаваемую и запоминающуюся обложку.

3. Освоить монтаж или обратиться в студию подкастов.

4. Выделить бюджет на несколько месяцев: около 15 000 рублей.

5. Подписаться на телеграм-каналы о подкастах, чтобы быть в курсе происходящего в индустрии. Например, на чат «Подкаст и подкастеры».

6. Делиться в социальных сетях своими успехами и не бояться просить поддержки.

7. Выпускать эпизоды регулярно. Оптимально — один эпизод раз в две недели.

8. Сразу начать отправлять заявки на фичеринг.

9. Подружиться с другими подкастерами и помогать друг другу. В Екатеринбурге уже появилось сообщество — мы встречаемся за завтраком и на открытых микрофонах. Это помогает найти новые связи и знакомства, а также узнать что-то новое из подкаст-индустрии.

10. Быть искренним со слушателями и верить в то, что ваш подкаст приносит пользу. Если вы не понимаете, что вы делаете и зачем, проект будет стоять на месте.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: