Что будет, если вдавить педаль в пол

В 80 км от Екатеринбурга делают «раллийную Мекку». Попробовать гоночные автомобили могут все желающие

29 марта, 16:53, 2021г.    Автор: Дмитрий Колезев

В часе езды от Екатеринбурга, в городе Асбесте, идет строительство «раллийной Мекки» — гоночного кластера с ледовыми и гравийными трассами. Организацией занимается команда во главе с Сергеем Ременником — предпринимателем и мастером спорта международного класса по ралли, живущим в Екатеринбурге. Он хочет создать на своей малой родине нечто вроде финского Рованиеми, куда приезжают тренироваться спортсмены со всего мира. It’s My City посмотрел, как выглядит «раллийный кластер» сегодня и выяснил, почему он может быть интересен не только профессиональным спортсменам.

На льду карьера

Этой зимой в Асбесте на льду технологического карьера появилась трасса для ледовых гонок. Когда этот текст готовится к печати, она была открыта последние дни: март — конец сезона. Но все зимние месяцы ледовый автодром работал на полную катушку. Сюда приезжают тренироваться как профессиональные спортсмены, так и любители. И даже новички вроде автора этих строк.

Автодром расположен на льду огромного затопленного карьера. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Любой желающий может сесть в спортивную заднеприводную Mazda проекта MX5CUP с инструктором и попробовать себя на ледовой трассе. Можно уходить в управляемые заносы, врезаться в сугробы и не переживать, что сделаешь что-нибудь не так: инструктор всегда подскажет, а врезаться в сугроб тут считается нормальным. Для автолюбителей это исключительная возможность безопасно узнать, что будет, если выжать педаль газа в пол и пустить машину боком.

Почему Асбест?

До этого несколько лет ледовый автодром работал в самом Екатеринбурге — на льду Верх-Исетского пруда, на базе пляжного клуба «Куба». Но у автогонщиков не сложились отношения с министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области. Там посчитали, что нахождение автомобилей на льду пруда вредит экологии. Создатель проекта MX5CUP автогонщик-чемпион Сергей Ременник пытался доказать, что любая моторная лодка гораздо сильнее нарушает экологию водоема, чем автомобиль — у катера и объем двигателя больше, и выхлоп прямо в воду. Но в итоге устал спорить, махнул рукой и решил сделать ледовый автодром на своей малой родине, в Асбесте, в 80 км от Екатеринбурга. Площадкой стал затопленный карьер предприятия «Ураласбест» — это не природный, а технологический водоем, поэтому экологические требования к нему ниже.

Лед — лучшая поверхность для отработки навыков спортивной езды. Поэтому ралли-спортсмены так ценят зиму. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Асбест уже не первый год одна из важных точек на автоспортивной карте России. Здесь проводятся этапы кубка и чемпионата России по ралли.

А это безопасно?

Чтобы попробовать себя в роли автогонщика, специальной подготовки не требуется. Достаточно уметь водить обычную машину и внимательно слушать инструктора.

Автомобили — двухместные Mazda MX5, прошедшие специальную подготовку. Они мощнее, чем серийные машины, но, что в данный момент волнует меня больше, они безопаснее. Мощный каркас внутри, специальные спортивные ремни, которые плотно прижимают тебя к сиденью. На голову обязательно надевается шлем — не только чтобы обезопасить голову от ударов, но и чтобы общаться с инструктором через встроенные микрофон и наушники.

Сергей Ременник — предприниматель и автогонщик мирового уровня, который горит идеей превратить свой родной город в раллийную Мекку. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Резина у автомобилей шипованная: это или «гражданский» шип (обычная зимняя резина), или «спортивный», или «боевой» — длинный, мощный и острый. По асфальту на таком не поедешь, зато он вгрызается в лед и уверенно держит машину.

Чтобы выехать на трассу, придется вспомнить навыки вождения с ручной коробкой. Но даже если вы не водили такой автомобиль со времен автошколы, не переживайте: я после 14-летнего перерыва заглох всего пару раз. Часто переключать скорости вам не придется: у новичка вроде меня большая часть заезда проходит на второй-третьей передаче.

Автомобили носятся по льду на специальной резине с длинными прочными шипами. Фото: Марина Молдавская / It's My City

«Газу, газу!»

Саму поездку на спортивной машине по льду непросто описать словами. Но все же попробую. Последний раз с инструктором я ездил в автошколе, и тогда он в основном говорил: «Потихоньку, не торопись». Тут же инструктор то и дело торопит в шлемофон: «Газу, газу!» Когда машина уходит в занос, довольно трудно убедить себя в том, что для выхода на правильную траекторию нужно не притормозить (как велит инстинкт самосохранения), а вжать педаль в пол так, чтобы двигатель взревел, а стрелка тахометра рванула вперед. Тогда заднеприводный автомобиль вдруг вытаскивает себя из какого-то безнадежного, казалось бы, положения и несется вперед дальше по льду. Несколько раз я, конечно, улетел в сугроб, но это не страшно, так и должно быть — часть процесса обучения.

Испробовано на себе: провести несколько часов на ледовом автодроме за рулем гоночного автомобиля может любой желающий. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Даже для людей, которые не большие фанаты автомобилей (вроде меня), этот опыт — чистый восторг. Будет что вспомнить, будет что рассказать, будет чем похвастаться. И фотографии в шлеме тоже будут классные.

В чем практическая польза

Помимо ярких ощущений, обучение на ледовом автодроме полезно для водителей. Они отрабатывают навыки езды в аварийной ситуации, которая хоть раз в жизни возникнет почти у любого автолюбителя. После ледового автодрома ты начинаешь лучше понимать автомобиль и не паникуешь, когда он скользит или уходит в занос. Кроме того, это способ сбросить агрессию: проехав несколько кругов в режиме «педаль в пол», надолго теряешь желание лихачить в городе.

MX5CUP — редкая возможность погонять на настоящей спортивной машине так, как хочется погонять. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Спортсмен за рулем

Для профессиональных спортсменов моя поездка по льду, которая мне самому кажется головокружительным аттракционом, робкий черепаший ход. Когда за рулем оказывается Сергей Ременник, а я перебираюсь в пассажирское кресло, трасса начинает нестись навстречу пугающе быстро. Машина почти никогда не едет прямо, а все время находится в каком-то немыслимом заносе. Сергей с невероятной скоростью вращает руль, переключает передачи и успевает шутить. Я ощущаю примерно то же самое, что бывает со мной на американских горках — застываю в оцепенении и наблюдаю за происходящим как будто со стороны. Что удивительно, не страшно: ремень держит плотно, рама выглядит надежной, сугробы по краям мягкие.

Алексей Игнатов — мастер спорта, чемпион России по ралли, шеф-инструктор проекта MX5CUP

Для профессиональных гонщиков ледовый автодром — возможность тренироваться и отрабатывать навыки, лед считается лучшей поверхностью для подготовки спортсменов. Поэтому в Асбест приезжают тренироваться и раллийные гонщики, и «кольцевики», рассказывает чемпион России по ралли Алексей Игнатов. Он — шеф-инструктор проекта MX5CUP и один из гонщиков-профессионалов, занятых в проекте. Руководит проектом MX5CUP мастер спорта, обладатель кубка России по ралли Павел Торопов.

А что летом?

По словам Алексея Игнатова, выводить машины на поверхность карьера можно при толщине льда от 30 сантиметров. К концу зимы лед намерзает уже до 80 сантиметров. Однако вскоре после начала оттепели на поверхности льда начинают появляться лужи, которые ночью покрываются коркой льда, что плохо для заездов. Поэтому март — последний месяц работы автодрома.

Заправочной станции на льду, конечно, нет. Поэтому заправляют машины из бочек. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Но и после потепления в Асбесте будут ждать любителей быстрой езды. Они смогут кататься уже не на ледовых, а на «сухопутных» трассах — гравии и песке. Если посмотреть на спутниковый снимок местности, становится понятно, что промышленный ландшафт вокруг Асбеста — почти идеальный плацдарм для гоночных активностей. Вокруг карьера много отвалов, на которых подготовлены спецучастки для гонщиков.

Индустриальный ландшафт вокруг Асбеста оказался крайне подходящим для авторалли. Фото: Google

Строительство инфраструктуры

Эта зима стала пробной для проекта MX5CUP в Асбесте. Пока что есть бытовые минусы: рядом с автодромом нет строений, где можно погреться, попить кофе или сходить в туалет. Теплый сезон Сергей Ременник и его команда планируют потратить на подготовку инфраструктуры: полузаброшенное промышленное здание на въезде превратят в гостевой центр, установят туалеты, сделают навигацию. Ременник — предприниматель, известный успешными ресторанными и транспортными проектами в Екатеринбурге, так что организаторский опыт у него есть.

Дмитрий Здомский — один из членов команды MX5CUP. Фото: Марина Молдавская / It's My City

В чем ценность для Екатеринбурга и Свердловской области

Сергей Ременник уверен, что за несколько лет Асбест реально превратить в настоящую зимнюю раллийную Мекку, куда будут приезжать тренироваться и соревноваться спортсмены не только со всей России, но и из других стран мира. Свердловская область в этом смысле подходит хорошо: тут зимой морозно, поэтому есть лед, в Екатеринбурге много хороших отелей, ресторанов и объектов инфраструктуры, которые нужны гонщикам для отдыха, есть большой аэропорт. А главное — общая протяженность трасс, раскинувшихся на ярких индустриальных ландшафтах, составляет более 120 километров по гравию и около 30 километров на льду. Уже сегодня в Екатеринбург зимой приезжают многие известные российские автоспортсмены.

Создатели MX5CUP уверены, что любительский и профессиональный автоспорт станет важной точкой роста в Свердловской области. У региона есть для этого все предпосылки. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Как добраться, контакты и цены

Ледовый автодром «УралАсбест» находится в Асбесте на территории предприятия «УралАсбест». Путь от Екатеринбурга занимает от 50 до 90 минут.

Узнать расписание работы автодрома, уточнить информацию об обучении, тренировках и соревнованиях можно в соцсетях (FB, VK, Instagram), на сайте или по телефону +7 912 666-98-10.

Минимальный курс — 30 километров на льду, около двух часов с инструктором. Стоимость — 15 тыс. рублей с учетом аренды автомобиля. За это время можно получить навыки управления автомобилем на льду.

Партнерский материал.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: