Координатор общественного движения «За правду» в Екатеринбурге Алексей Никифоров показал, как сейчас выглядит барельеф Иосифа Сталина, который около 30 лет назад был снят с фасада Окружного дома офицеров на улице Первомайской. Активист рассказал It’s My City, что больше года потратил на поиски объекта — все это время барельеф хранился в подвале здания.
Поиски барельефа начались в марте 2020 года, когда движение «За правду» объявило инициативу по его возвращению на историческое место. В министерстве обороны Алексею Никифорову сообщили, что барельеф был снят с фасада Дома офицеров в конце 1980-х — начале 1990-х годов без согласования с ведомством.
Информацию об этом ему подтвердил человек, который занимался реконструкцией кровли здания в 1989–1991 годах и видел, как демонтировали барельеф. «Перед приездом Никиты Сергеевича Хрущева в город барельеф был закрыт в металлический ящик. Во время ремонтных работ в 1980–1990 годах этот металлический короб начал мешать ремонтным работам на кровле, поэтому пожарные сняли его», — рассказывает активист.
Поскольку здание является памятником архитектуры федерального значения, Никифоров настаивает на том, что исторический облик Дома офицеров был нарушен. Вероятно, этот аргумент движение будет использовать в поддержку инициативы по восстановлению барельефа. Начальник музея Окружного дома офицеров Сергей Кононов показал активисту, как объект выглядит сейчас — барельеф Иосифа Сталина несколько десятилетий хранится в подвале Дома офицеров.
Алексей Никифоров сообщил It’s My City, что уже направил запрос в центральный архив Министерства обороны на предоставление исторических чертежей и снимков здания. В планах — обращение в Министерство культуры РФ с просьбой провести реконструкцию здания и вернуть барельеф на историческое место.
При Иосифе Сталине в СССР были инициированы массовые репрессии в отношении рядовых граждан страны, известные как Большой террор. В 1937–1938 годах по обвинению в антисоветской деятельности в стране было арестовано порядка 1,5 млн человек, из них около 681 тыс. приговорили к высшей мере наказания — расстрелу, а более 800 тыс. человек отправили в лагеря. На Урале под репрессии попали как минимум 80 тыс. человек — столько дел хранится в Государственном архиве административных органов Свердловской области, по данным Заксобрания Свердловской области.