«Будущее так и не наступило»

Что можно увидеть на выставке «Русское нигде» Павла Отдельнова в Арт-галерее Ельцин Центра

25 марта, 17:06, 2021г.    Автор: Елизавета Дудина

В Арт-галерее Ельцин Центра в пятницу, 26 марта, открывается выставка «Русское нигде» художника Павла Отдельнова. В нее вошли живопись, световые инсталляции, фотографии и видео-арт, через которые автор изучает среду городских окраин России. It’s My City прошел по выставке вместе с художником и рассказывает, что на ней посмотреть. 

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Выставка «Русское нигде», за исключением фотографии, состоит из образов, которые Павел не видел своими глазами и нашел их на Google Street View и панорамах «Яндекс-карт». Выбранные места вызывали у художника чувства дежавю. «Я не был в этих местах, но у меня было такое чувство, что я их уже когда-то видел своими глазами», — говорит Павел Отдельнов.

На создание работ художника вдохновили слова незнакомца на вокзале: «Скоро мы разъедемся по разным местам, но куда ни поедешь, везде одно и то же». Павел задумался, что это за места, и начал представлять их образ.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

В центре внимания складские помещения, цеха, заборы, ЛЭПы, пустыри и отдельная любовь художника — гаражи. Другой частый мотив на пейзажах — изображение дороги, словно на работах живописцев XIX века Федора Васильева и Алексея Саврасова. При этом на дороге у Отдельнова появляются цветные структуры — элементы инфраструктуры городских окраин как предметы нового времени.

«Если посмотреть на работы, то в центре них не какие-то объекты, а пустота. Гаражи, дома, штендеры и прочее — просто обрамление этой пустоты. И только стрелки из „Яндекс-панорам“ указывают нам возможное направление движения», — рассказывает Павел Отдельнов.  

Фото: Марина Молдавская / It's My City

На двух картинах, представленных на выставке, появляются люди. Их лица стерты, так что идентифицировать человека невозможно. «Это некто, находящийся в нигде», — говорит художник. Другая важная деталь — на картинах нет определенного времени года: это может быть как поздняя осень, так и ранняя весна. «Это какое-то всегда», — говорит Павел.

Картина «улица Энтузиастов» отсылает к картине Исаака Левитана «Владимирка». На работе Левитана изображена грунтовая дорога, следующая из Москвы на Восток, по которой вели осужденных. В советское время дорога стала называться «Шоссе Энтузиастов». 

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Есть несколько картин, изображающих гаражи. Как говорит художник, гаражи — постоянный атрибут «немест». «Гаражи — это мужской мир. В советское время все мужики после работы шли в гаражи. Там был свой изолированный мир свободы. Все гаражи одинаковые и при этом нет. В них есть индивидуальность: кто-то покрасил дверь гаража черным, кто-то — нежно-голубым. Даже в этом была возможность проявить свой характер. Поэтому у гаражей есть свое лицо и указание на личное», — рассказывает Павел Отдельнов.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

В экспозиции представлена и единственная картина, написаная по реальным впечатлениям художника. Это забор в родном городе Павла Дзержинске, на котором еще в 90-е кто-то написал строчку из песни Егора Летова «Счастья, благополучия и глобальности». Надпись жители поддерживают до сих пор как городскую достопримечательность.  

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Вместе с картинами на выставке висят световые надписи-комментарии. Комментарии взяты из пабликов «ВКонтакте» вроде «Эстетика е***й», которые оставляют, описывая похожие пейзажи: «Ой, я здесь живу», «Стабильностью пахнуло», «Будущее так и не наступило», «Красота ж» и прочие. Некоторые представлены в виде диалога, например:

— Какой год?

— Это вчера

или

— Геолокацию можно?

— Выбери сам.

Есть и переделанные фразы из песен, например «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль, так откуда у кота печаль?» У художника целая коллекция таких комментариев.

«Окружающий пейзаж окраины для поколения, которому сейчас от 15 до 20–25 — это идентификационный код. Они себя в нем узнают и видят свой мир, мир своих родителей», — говорит Павел.

Световые надписи — это пластик, который подсвечен светодиодами. «Именно таким образом последние два десятилетия изготавливаются все надписи для шиномонтажек, кафе, круглосуточных магазинов. Эти надписи я заказал в той же фирме, которая изготавливает их для „Пятерочки“ и „Магнита“. Поэтому все, что светится в тумане из-за гаражей, точно так же светится и на моей выставке», — рассказывает Павел Отдельнов.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

В конце выставки светодиодные комментарии переносятся на снимки реальных пейзажей, как бы замыкая круг. Павел вместе с отцом изготовил кронштейны, на которые устанавливали надписи в пейзажах Дзержинска, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, делая большую серию фотографий. Во время съемки в поле под линиями электропередач художника и его отца скрутили полицейские — сотрудники подумали, что мужчины делают закладки.

Фотография Павла Отдельнова, во время съемки которой его и его отца скрутили полицейские. Фото: Марина Молдавская / It's My City

Выставка заканчивается видео инсталляцией «Господи, помоги России» — это снимки Google-карт, сделанные в течение нескольких лет, огромной надписи в поле в деревне Гаврилково (Подмосковье). Надпись выкопал 55-летний энтузиаст Андрей Финоченко, уставший бороться за экологию. В 2014 году Финоченко вырыл фразу «Путин, помоги Сходне», протестуя против застройки особо охраняемой природной территории в пойме реки Сходня на окраине Москвы, но в 2016 ровно на месте надписи начали возводить ЖК «Мир Митино». «Видимо, разочаровавшись в адресате, он решил обратится к более высокой инстанции и написал „Господи, помоги России“», — говорит художник.

Выставка «Русское нигде» пройдет в Арт-галерее Ельцин Центра с 26 марта по 10 мая 2021 года (18+). 

Партнерский материал.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: