Бывшие и действующие участники Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы выступили против исключения Марины Литвинович за интервью «Дождю», в котором она разгласила материалы из дела Любови Соболь. Они подписали открытое письмо членам Общественной палаты в ее защиту, пишет «МБХ Медиа» со ссылкой на правозащитника Льва Пономарева*.
«Коллеги Литвинович, которые реально работали с ней, возмущены. Она очень активно работает, известна своей политической ориентацией и кого-то это не устраивает. Институт ОНК фактически разрушен, практически не осталось активных членов, которые бы реально были правозащитниками», — рассказал Пономарев.
Авторы письма считают, что если Литвинович как активную правозащитницу исключат из комиссии, это подорвет доверие к самой ОНК и будет нарушением закона «Об общественном контроле». По их данным, только за 2020 год Литвинович 151 раз побывала в различных местах заключения, а за первые месяцы 2021 года сделала уже более 37 визитов. Правозащитница поговорила об условиях и нуждах с каждым человеком из более 800 арестантов в спецприемнике в Сахарово.
Бывшие арестанты спецприемника накануне тоже поддержали Литвинович — они опубликовали петицию на Change.org с требованием оставить ее в составе ОНК. Пока они были под арестом, Литвинович привезла в Сахарово 10 тонн питьевой воды, гигиенические принадлежности, а также передала им 11 кнопочных телефонов для связи с внешним миром.
Арестанты не отрицают, что правозащитница могла разгласить некоторые данные уголовного дела, но отмечают, что по закону для исключения нужны более весомые поводы — регулярное неисполнение обязанностей или нарушение этики. К данному моменту петицию подписали более 2,7 тысяч человек.
Члены ОНК Москвы 5 марта проголосовали за то, чтобы Общественная палата рассмотрела вопрос об исключении Литвинович из состава комиссии. Они заявили, что правозащитница нарушила 76-й Федеральный закон об ОНК, поскольку в интервью телеканалу «Дождь» рассказала некоторые подробности следствия по делу Любови Соболь. Та рассказала Литвинович, что ее допрашивали ночью, и заявила, что у нее была очная ставка. За то, чтобы палата обсудила исключение Литвинович проголосовали 22 человека, против — 7, трое воздержались.
За время своей работы в ОНК Литвинович встречалась с разными заключенными, среди которых — бывший хабаровский губернатор Сергей Фургал, тик-токер, напавший на машину ФСБ, Константин Лакеев и другие арестованные за участие в протестах в поддержку Алексея Навального.
*Внесен в список иностранных агентов по решению Минюста.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.