Полтора года Екатеринбургский цирк возглавляет Тамара Бортникова — специалист из ивент-индустрии, руководившая цирками в Туле и Рязани. Она пришла в самый разгар скандалов, связанных с одиозным экс-директором Анатолием Марчевским. Первое время фамилия Бортниковой фигурировала в новостях про конфликты с уволенным персоналом. Сейчас, по ее словам, кризис пройден и предстоит более глобальная задача — провести реконструкцию цирка и предложить новые варианты функционирования пространства.
It’s My City поговорил с Тамарой Бортниковой о современном цирке, шоу без участия животных, изменениях в цирке после реконструкции и кочевой жизни директора.
— Как правило, директора живут в тех городах, где есть цирк, но это не мой случай. Моя семья кочует со мной по всей стране, Екатеринбург — уже третий город. Сама я родилась и выросла в Барнауле, там цирка вообще нет и никогда не было. Единственной альтернативной были цирки-шапито. Когда в городе есть стационарный цирк, люди не понимают своего счастья. В 2017 году мне предложили возглавить Тульский цирк, так начался мой маршрут.
В цирках нашей компании задачи везде типовые, главные из них: успешно провести гастроли и обеспечить максимальную наполняемость зала на представлениях. Зачастую меня отправляют туда, где нужно решить проблему. Поэтому «антикризисный менеджер», как меня назвали местные СМИ, не я о себе придумала. Хотя я действительно получила второе высшее образование по специальности «антикризисное управление».
После окончания академии я ушла работать в сферу ивентов и праздников. Я не вела свадьбы и юбилеи, занималась только организацией семейного досуга. Когда в 2014 году получила предложение заняться мероприятиями огромного семейного комплекса в курортном городе Яровое Алтайского края, я согласилась. Собралась крепкая команда, благодаря которой на курорте появились пляжная анимация, детский театр, дельфинарий и цирк, что помогло привлечь отдыхающих. За это время летний курорт Яровое вошел в топ-десять лучших курортов страны. Однажды мы поставили рекорд «Звездочка» — на пляжном мероприятии одномоментно собралось больше пяти тысяч человек.
Помню, как в 2016 году у нас феерично прошли гастроли в городе, где никогда не было цирка, пустых мест не было вообще. Так жизнь привела меня из цирка-шапито в стационарный цирк. Это совсем другое — ты привязан к месту, работаешь пять дней в неделю и еще выходишь в выходные проверять представления. По сути дела у меня просто праздник каждый день.
— Я пришла в Екатеринбургский цирк, когда были пустые залы, а в инфополе — сплошные скандалы. Я приехала с настроем не искать крайнего, а урегулировать ситуацию, потому что такой цирк заслуживает другого отношения. Мы творческая компания, где необходима сплоченность и поддержка в коллективе. А меня здесь никто не ждал. Для всех мое назначение было неожиданным решением. Думаю, для Анатолия Павловича Марчевского тоже.
Первое время все только и ждали моих ошибок, а они были неизбежными. Но при этом очевидные положительные изменения были заметны сразу. Начиная с элементарного: как можно прийти в туалеты, которые не пахнут? Как можно прийти в чистый цирк, где тебе никто не грубит и не хамит? Зрители были приятно удивлены, когда юбилейный сезон цирка начался с праздников, акций, сладких призов, розыгрыша золотых карт. А я удивлялась, почему в цирках нет праздника.
Также было приложено немало усилий, чтобы привести цирк в порядок в отношении формирования нового коллектива. Конечно, для этого приходилось применять и непопулярные решения. К нам приходят молодые семьи с детьми, нужно понимать их потребности, обеспечить необходимый уровень сервиса. Приходилось объяснять элементарные правила.
Спрашивают: почему в выходные нужно работать двум кассирам. Чтобы люди быстрее покупали билеты! Тот же скандал, который был связан с нашими гардеробщиками, был обусловлен не борьбой за должность и желанием работать в цирке, а пресечением незаконно организованной торговли биноклями. Еще ситуация: людей в цирке встречали в строительной робе. [Эти сотрудники] пошли со мной на конфликт, и я пошла. Только их — семь мужиков, а я — одна.
Работая в Туле, я говорила, что никогда еще не было директора цирка, пришедшего из ивентов. А я считаю, что это успешная практика. Такие специалисты умеют создавать события. Когда к тебе приходят люди, которым ты даешь чуть больше, чем они ожидают, это всегда будет работать так, что в зале не будет пустых мест.
— Мы закрываемся следующей весной, в марте-апреле 2022 года. До этого времени к нам приедут не более пяти новых программ — не так много поводов осталось, чтобы прийти в цирк. Сейчас мы закончили гастроли шоу Анатолия Сокола «Шоу огня, вода и света» и встречаем цирк Филатовых — это большой подарок, Екатеринбургский цирк носит имя этого легендарного человека, создавшего медвежий цирк. Его внуки и правнуки приезжают к нам в марте этого года — премьера состоится 13 марта.
По плану ремонт будет длиться два года. В разумных пределах может быть увеличение срока, но все будет контролироваться очень жестко, все-таки наш цирк — статусный и один из самых больших в России, больше нас только цирк в Нижнем Новгороде и цирк на проспекте Вернадского.
В скором времени министерство культуры проведет конкурс по выбору подрядчика реконструкции нашего цирка. Мы уже написали техзадание, по которому будет создаваться проект.
— Ремонтироваться будут абсолютно все помещения и все инженерные системы. За годы работы накопилось множество проблем с подземными коммуникациями — все давно вышло из строя, очень сложно отремонтировать что-то по необходимости, потому что не знаешь, что внутри под землей.
Например, стоять на остановке зимой холодно, а если зайти в цирк в уютную кофейню и выпить кофе, то для этого нужно правильно построить логистику, санитарные зоны, чтобы у нас не пахло животными. Это все инженерные системы, которые надо ремонтировать. Даже слив воды сейчас сделать проблематично.
По поводу реставрации фасада пока сказать ничего не могу, но предполагаю, что реконструироваться будет все, в том числе и фасад. Несколько лет назад была отремонтирована только его часть, а остальное осталось без ремонта — и это проблема. Мы не смотримся единым комплексом, потому что не все доделано. Наша плитка, крыльцо, все «ходит» из-за метро, потому что его строили уже после того, как построили цирк.
Это будет не просто замена старой плитки на новую, а поиск новых смысловых решений, наполнения этого огромного пространства новой полезностью для гостей и горожан. Есть уже проект прилегающих территорий к той же ледовой арене (имеется ввиду арена, которую по соседству с цирком строит УГМК — прим. ред.). Я хочу, чтобы люди были в цирке не два дня в неделю по выходным на представлениях, но и в любой другой день.
Отдельное направление — создание доступной среды. Пока мы не можем предложить людям с ограниченными возможностями здоровья посетить цирк с комфортом. Сейчас требования доступной среды учитываются в создании новых проектов цирков, и этот вопрос решается кардинальным образом, новый цирк для всех наших зрителей должен быть доступным и комфортным.
Мы находимся в локации, лучше не придумаешь — рядом метро, транспортная развязка, бесплатная парковка. А внутри много пустующих помещений, у которых раньше были другие смыслы: бильярд, ночной клуб, игровые автоматы. Но это прошлый век. Сейчас мы говорим о развитии творческой личности, а в цирке — все как раз об этом. Если манеж расписан по часам, то все остальное пространство в цирке пустует. А если создать необходимые условия, мы можем предложить зрителям цирковую школу, кафе или семейный ресторан с детской игровой зоной, проводить мастер-классы и воркшопы, встречи с артистами и многое другое.
Я уверена, что когда наш цирк закроется на ремонт, все оценят, как его будет не хватать, Екатеринбург будет ждать обновленного, модного, современного цирка. В таком большом городе, столице Урала, он и должен быть только таким.
— Каждый раз задают вопросы: а что будет с артистами, пока цирк будет закрыт? Отвечаю: в цирках нет артистов, все артисты работают в Росгосцирке. Здесь создаются программы, которые по маршруту циркового конвейера едут по циркам нашей компании. Города, в который идет ремонт цирков, временно из него исключаются, к примеру, сейчас закрыты Пенза, Уфа, Челябинск, Красноярск, готовится к закрытию Иркутск, Тверь, Воронежский и Екатеринбургский цирки.
То есть в екатеринбургском цирке нет артистов, мы никого не берем на работу и не увольняем. Но у нас есть административный персонал, работники гостиницы, конечно, штат филиала на время ремонта сокращается. А все работники, которые обслуживают цирковые представления, работают на договоре ГПХ, то есть они оказывают услуги в выходные дни, поэтому тут сокращений не предполагается.
— Одна из главных задач нашей компании — продвижение и популяризация циркового искусства. Нужно учить зрителей ценить искусство, объяснять людям, что такое цирк. Как анализировать выступление гимнаста — какая у него трюковая часть, что в нем выдающегося? К примеру, недавно гимнаст Иван Жернаков выполнил трюк, к которому он готовился год. Единицы в мире его делают. Он сделал это на высоте четырехэтажного дома на движущейся платформе. Вот он настоящий цирк — зрители получили такие эмоции, что дыхание перехватывает. А кто-то пишет ему в комментариях, мол, зачем он вообще это делает? Хотя трюки — основа циркового искусства. И все намного сложнее, чем просто прыжок или шпагат.
Я бы хотела сделать программу, где бы мы могли в интересной форме с использованием современных технических инструментов донести до людей сложность и красоту этого искусства. К примеру, в один день сделать экскурсию, посвященную клоунаде, другой день посвятить гимнастам.
— У нас есть цирк с животными, и это факт. Этот вопрос очень неоднозначный, он не может быть решен одним росчерком пера. В цирке животных не дрессируют, их приручают, сейчас существует много гуманных методов. Конечно, ранее укротители тигров использовали жесткие меры воздействия, но это было много лет назад. Сейчас они не применяются, учитывая вышедший закон «Об ответственном обращении с животными», контроль за содержанием животных усиливается и это важный этап изменений современного цирка.
С апреля по август у нас гостил носорог, он весил три с половиной тонны. Что вы с ним сделаете? Его можно только приручить, приучить к заботе и любви. Дрессировщица с ним находится 24 часа в сутки. Она уходит спать, а на телефоне работает круглосуточная камера. Я тоже начала за ним смотреть. Как-то ночью гляжу — не спит, сидит, в окно смотрит. Сразу думаешь, что случилось? Оказалось, просто встал водички попить. Он живет в цирке много лет, он приручен и выходит на манеж, он просто гипнотизирует, когда ты видишь в двух шагах такое огромное существо. У дрессировщицы, кроме кусочков киви и тонкой палочки, нет ничего в руках. Все возможно только на любви и на лакомстве. Если он даст понять, что выходить сегодня нет настроения, то, возможно, и уговорить его не получится.
В конце года правительство страны выделило грант на корма животным — больше 100 млн на всю компанию. Это огромная поддержка циркового искусства и все наши животные в безопасности. Везде стоят камеры, все контролируется. И я этому рада, что правила ужесточаются.
Сейчас в представлении участвуют только попугаи, маленькие обезьянки и питон, в прошлый Новый год приезжали слоны. Кто-то в отзывах пишет: «Я не хожу из-за животных». Мамы пишут, что им «мало животных», кто-то напишет, что таких редких животных он может своему ребенку только в цирке показать и поэтому придет. Очень неоднозначный вопрос.
Конечно, мы не можем игнорировать желания зрителей. Мы увидим программы и без животных, но это скорее редкое исключение. Чем мы заменим животных? В одном шоу — фонтанами. А в другом? А когда программ около 30? Другой вопрос — куда мы денем всех животных, которые в таком количестве живут в цирках, несут потомство? Уровень понимания циркового искусства должен расти благодаря нашим усилиями.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.