«Выпиливал детали из гитарных струн»

Екатеринбуржец 57 лет ремонтирует пленочные фотоаппараты и не менял профессию с детства. Вот его история

22 февраля, 05:00, 2021г.    Автор: Яна Митрошина

В Екатеринбурге рядом с зоопарком есть небольшая мастерская по ремонту пленочных фотоаппаратов — она находится в невысоком здании на Луначарского, 194. Ее главный мастер Владислав Петров чинит старые камеры уже 57 лет — этим ремеслом он начал заниматься еще в детстве и с тех пор не менял профессию. Он рассказал It’s My City о себе, своей мастерской и фотоаппаратах.

— Когда мне было 15 с половиной лет родители устроили меня в мастерскую по ремонту фотоаппаратов. Времена были такие, что хочешь жить — приходится работать. Ремеслу учился у старшего мастера. Вначале ко мне относились осторожно, но получаться у меня начало сразу же. Первым фотоаппаратом, который я сделал, был «ФЭД-1», я разобрал шторки на затворе, которые держат пленку в закрытом положении и открываются на момент съемки, пропуская свет.

Поразбирал еще несколько таких фотоаппаратов и перешел к другим моделям. Мастерство нарабатывается годами, поэтому я разбирал, изучал да делал все камеры, что мне приносили. Сейчас я знаю все существующие модели пленочных фотоаппаратов, могу делать даже киноустановки. В этом году исполнится 57 лет как я этим занимаюсь.

Наше дело — ремесленное. Кропотливая, тонкая и нудная работа. До 1958–1959 годов наша мастерская называлась артелью. Располагались на Тургенева, 30а. У нас было шесть сильных старых мастеров, еще были ученики, которые приходили и уходили — не каждый высиживал. Мы подготавливали мастеров для отправки в другие города, даже на Дальний Восток. 

К нам ходили чинить технику все корреспонденты ТАСС по Свердловской области и фотокорреспонденты других газет, любители и профессиональные фотографы. Смазывали фотоаппараты для полярной экспедиции газеты «Советская Россия», чтобы не замерзали. Делали аппаратуру даже для МВД. Да и сейчас кто живой — ходят к нам.

До 1970-х были на Тургенева, потом переехали на Радищева, 55. Затем в 1985 году я хотел уехать чинить камеры и съемочные установки в Венгрию, но мне сказали, что туда будут вводить войска и позвали работать в «Военторг». Там я проработал до 2010 года. Тоже чинил фототехнику, а также как фотограф ездил снимать разные военные дела. С 2010 года работаем на новом месте как ИП. Вместе со мной работает мой ученик Александр, мы рядом уже 40 лет. А те мастера из артели состарились и ушли на пенсию. Один уже умер.

У нас до сих пор есть старые запчасти с советских заводов. Мы предвидели заранее, что некоторые фотоаппараты могут перестать выпускать, и еще в 1970-е ездили на заводы договаривались о покупках разных деталей. 

Иногда берем «доноров» — запчасти от уже неработающих камер тех же моделей. Как только начала появляться «цифра» (цифровые фотоаппараты — прим. ред.) — мы стали изучать ее. В целом механика (то есть механизм затвора — прим. ред) остается такая же, объективы — это тоже сопоставимое движение.

Проблема всех фотоаппаратов — дефект. То есть сломался дальномер, синхронизатор или затвор, а может и весь комплекс этих неисправностей. Вначале мы слушаем человека, который говорит, где есть проблема. Затем разбираем фотоаппараты: частично, средне или дотла, чтобы добраться до всей электроники. У фотоаппаратов много деталей: только у «Киев-15» их около 700, у импортных их не меньше.

С цифровыми камерами сложнее, потому что там микросхемы, которых у нас нет. Приходится заказывать. 

Если сломалась механика, то можно сварить, переварить, припаять, либо изготовить самим деталь. Раньше мы выпиливали пружинки из гитарных струн. 

А если от удара у фотоаппарата ломался или погнулся корпус, то приходилось выправлять, выводить из него чистую линию. Инструменты свои: более тонкие отвертки и плоскогубцы, не как у всех. Раньше брали медицинские инструменты — крючки, пинцеты, даже дрель — до 90% оборудования было именно медицинское. Сейчас у нас свое оборудование. Это все мы сами придумали.  

Цифровые фотоаппараты — это хорошо, когда есть свет. А если завтра электричество пропадет, то что делать? Любое движение основано на механике, даже устройства с электронным управлением. Механика никуда не денется. Да и я жив и здоров. Эпоха пленочных фотоаппаратов продолжается.

It’s My City работает в интересах городского сообщества. Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: