«Исчезновение какого-либо языка является невосполнимой утратой»На Урале умирает древний диалект манси. Рассказывает профессор УрФУ Татьяна Дмитриева

На Урале умирает древний диалект манси. Рассказывает профессор УрФУ Татьяна Дмитриева

21 февраля, 05:00, 2021г.    Автор: IMC

По решению ЮНЕСКО 21 февраля ежегодно отмечается международный день родного языка. Цель инициативы — привлечь внимание к проблемам языкового и культурного многообразия. О важности сохранения языков малых групп и значимости языка для культуры в целом It’s My City рассказала профессор УГИ Уральского федерального университета Татьяна Дмитриева.

Процесс изменения языка идет постоянно и напрямую связан с этническим составом населения. Урал многонационален, здесь издавна проживали и контактировали многие народы. Каждый из них оставил свой след в культуре региона. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Свердловской области представлено 42 национальности. Наиболее крупные этнические группы, входящие в первую десятку, — русские (85,4%), татары (3,35%), украинцы (0,83%), башкиры (0,73%), марийцы (0,55%), немцы (0,35%), азербайджанцы (0,33%), удмурты (0,32%), белорусы (0,27%), и армяне (0,27%).

На предпоследнем, 41-м месте этого списка находятся манси — малочисленная этническая группа коренного финно-угорского населения Северного Урала. По официальным сведениям, в 2010 г. манси насчитывалось 251 чел., 0,01% от общего количества жителей области. В настоящее время численность манси — менее 130 чел. Диалект верхнелозьвинских манси, проживающих в Ивдельском районе Свердловской области, находится под угрозой исчезновения. Почти не осталось манси и в верховьях Пелыма, но там были носители верхнесосьвинского диалекта.

Еще в XIX в. в мансийском языке существовало четыре наречия. В наши дни активное языковое общение осуществляется только на имеющем шесть диалектов северномансийском наречии — в бассейне Северной Сосьвы в Ханты-Мансийском автономном округе и по верхнему течению рек Лозьва и Пелым на крайнем севере Свердловской области, где, как мы уже говорили, манси становится все меньше.

Носители южного, западного и восточного наречий практически ассимилировались с окружающим русским и татарским населением. Однако сохранились записи всех этих наречий, сделанные в XIX — начале XX в. известными исследователями мансийского языка — венграми Анталом Регули, Бернатом Мункачи и финном Арттури Каннисто. Об исчезнувших южных диалектах, существовавших еще в XVIII в., в письменных источниках сохранились очень скудные сведения.

Язык является основой этнического самосознания. Пока есть язык, существует народ. Каждый народ уникален. В языке отражается восприятие окружающего мира, особенности материальной и духовной культуры, исторический и культурный опыт этноса, передающийся из поколения в поколение. Каждый язык отражает этнокультурное своеобразие его носителей. Не случайно лингвисты пристально изучают языковую картину мира разных народов. С лингвистической и этногенетической точки зрения исчезновение какого-либо языка является невосполнимой утратой одного звена в цепи родственных языков.

Сохранению языка и культуры способствуют этнические общественные объединения. В Свердловской области такие объединения есть у 34 национальностей, в их числе две региональные этнические организации у манси — «Общество по выживанию и социально-экономическому развитию народа манси» и «Социальная помощь и поддержка ивдельских манси», обе в Ивделе. Роль этих организаций очень важна в условиях современного существования манси, утрачивающих связь с традиционным образом жизни, прежде основанном на оленеводстве и охоте. Важно и то, что мансийский язык изучается в школе поселка Полуночное Ивдельского района.

Если же язык все же исчезает, хорошо, если остались письменные фиксации, записи текстов на этом языке или словари. Когда таких данных мало или их нет, то одним из средств реконструкции исчезнувшего языка или диалекта может стать изучение местной топонимии — географических названий.

На территориях, где ныне уже нет мансийского населения, функционирует русская топонимия мансийского происхождения, широко представленная, в частности, в бассейнах рек Тавда и Конда. Изучение топонимии Среднего Урала может помочь в получении сведений и об исчезнувших диалектах южных манси.

Как свидетельствует топонимический материал, южная граница проживания манси проходила севернее Екатеринбурга, в верховьях Тагила и Нейвы. Город Невьянск стоит на реке, которую манси называли Нев-я, то есть «белая, светлая река», в которую, кстати, в районе Невьянска впадает речка Белая. Употребляемое ныне название реки Нейва — поздняя русская или коми-пермяцкая переделка. Поэтому у нас есть и Невьянск, и Верх-Нейвинск. Название реки Тагил тоже заимствовано русскими у манси. Его связывают с древним обско-угорским словом, означающим «проток», «река», оно же отражается в топониме Тавда.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: