«Житие художника», вкладыши жвачки и GTAВ Ельцин Центре покажут «новую живопись» современных уральских художников

В Ельцин Центре покажут «новую живопись» современных уральских художников

30 января, 05:00, 2021г.    Автор: Яна Митрошина

31 января в арт-галерее Ельцин Центра открывается выставка работ уральских художников-современников «Новая живопись Екатеринбурга». Все представленные произведения — личный кураторский выбор директора арт-галереи Ильи Шипиловских. Экспозиция будет длиться всего три недели. Корреспондент It’s My City узнал, почему живопись называют «новой», как еще можно интерпретировать название выставки и какие работы увидят посетители.

«В первую очередь, выставка — это игра с ожиданиями: люди, узнав ее название, будут ждать чего-то своего. В простоте названия кроется широта его интерпретации. Я предлагаю три варианта, но на самом деле их может быть гораздо больше», — рассказывает директор арт-галереи Ельцин-Центра в Екатеринбурге Илья Шипиловских.

«Новая живопись» действительно новая: почти все работы созданы в 2020 году. Художники затрагивают множество тем от экологии, видеоигр, коронавирусных ограничений, до детских мечт и исследований внутреннего мира. В экспозиции принимают участие современные художники-новаторы. Здесь работы и Владимира Селезнева, и Кати Поединщиковой, а также Красил Макара, Ромы Бантика и многих других. Еще одна интерпретация названия «Новая живопись Екатеринбурга» заключается в том, что отобранные работы — авторский взгляд Шипиловских на то, какое искусство в уральской столице представляет наибольший интерес и как при этом оно соотносится с живописью. Это не всегда холст и масло, что и является новым медиумом.

В экспозиции нет перекличек по темам или по стилям, они «не загнаны» в концептуальные рамки. Серию работ от каждого художника можно воспринимать как самостоятельную единицу. «Для меня было важным подчеркнуть разнообразие», — признается Илья Шипиловских. Каждый из художников, по мнению директора арт-галереи, имеет желание высказаться, показать собственные переживания и облечь их в подходящую им форму.

К слову, сам Шипиловских в 2020 году состоял в экспертном совете премии «Новация» и ярмарки для молодых художников Cosmoscow. А в 2021 он войдет в экспертный совет престижной премии Кандинского. «Я постоянно занимаюсь тем, что смотрю разное искусство, которое создается по всей стране, и сопоставляю магистральные тренды (то есть кто и что делает в целом) и качество работы», — говорит директор арт-галереи.

Выставку «Новая живопись Екатеринбурга» сделали всего за две недели. После новогодних каникул Шипиловских ездил по мастерским и квартирам художников и отбирал работы. 

«Я выбираю работы в диалоге с художниками. Всегда прислушиваюсь к авторам, чтобы понять, что человек вкладывал в произведение, и с этим знанием уже знать, как сочетать его с работами других художников», — говорит Илья Шипиловских. 

Обратимся к экспозиции. Важный сюжет кроется в работах художницы Анны Черепановой. Она изобразила людей, которые за неимением других развлечений приходили к ней в мастерскую во время ограничений из-за пандемии. Часто, это близкий круг друзей — на одной из картин изображена Ирина Кудрявцева, заведующая отделом современного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств. На другой работе можно найти группу людей или то, что художница видела в окне или ленте Instagram: здесь и фото подружки, и дом в родном городе, и кот. Каждая картина Черепановой — это целое проживание нескольких часов, а не простое изображение конкретного человека.

«Художник — удивительный человек, он выбирает для себя одну обязанность — разговаривать напрямую с вечностью, музами, обществом, человечеством. Стояла задача собрать как можно больше художников, которые ставят вопросы, и мы, приходя в арт-галерею, имеем возможность их обсуждать», — говорит Шипиловских.

На втором этаже арт-галереи разместились работы Натальи Пастуховой из серии «Город зорких» про незримые силы города, которые влияют на жизнь жителей. Они сделаны в смешанной технике: на отпечатанных фотографиях акриловой краской нанесены рисунки. В этой же технике работает другая уральская художница Катя Поединщикова. Картины, представленные на выставке, рассказывают личную историю беременности. Работы визуализируют чувства и видения во время этого периода. Их можно увидеть в совмещенных с краской фотографиях женского тела, которое претерпевает метаморфозы. На картинах есть подтеки, осознанные «ошибки», чистые цвета. При этом размышления в картинах Поединщиковой уходят дальше, вплоть до вопроса: «Принадлежит ли женщине ее тело?».

Один из первых уличных художников Екатеринбурга Виталий Русаков затронул тему детства, мечты и ностальгии по 90-м. Его полотна изображают машины из бумажных вкладышей в жвачках. Русаков использует сложную технику печати — каждый цвет пропечатывается отдельно и накладывается послойно один за другим. Потертости на сгибах, как у настоящих вкладышей, создаются художником вручную. Затем холсты заливаются эпоксидной смолой и получается эффект глянцевой бумаги.

«В ранее постсоветское время на улицах еще не было таких машин, как на вкладышах, но в этих жвачках были обещания другой жизни. Тогда можно было коллекционировать только вкладыши, сегодня выросшие в то время люди уже могут позволить купить себе Nissan Skyline или Subaru. И картины содержат в себе эти мысли, ощущения и впечатления», — рассказывает куратор выставки Илья Шипиловских. 

Картина «Житие художника» Виталия Черепанова — одновременно визуализация «успешного пути» и ирония на общепризнанное представление об успехе. Сцены из жития пары художников — Виталия и Анны [Черепановых] — как клеймы на иконах располагаются слева направо, а оба героя изображены с нимбами и цветными рясами. Сюжет начинается от рождения двух живописцев в Нижнем Тагиле, далее — рисование стрит-арта на гаражах, затем работа в помещении, выставки с толпами зрителей, собственная мастерская, очереди из кураторов, перелеты, поездка в Африку, выставка в Париже, дорогая машина, катания на горных лыжах в Швейцарии и так далее. Некоторые сюжеты можно найти на полноразмерных холстах художника, которые также будут представлены на выставке.

А вдохновением художницы Slawa Lowskaya (Владислава Михайловская) становится видеоигра GTA. Владислава переносит на холсты эпизоды игры с добавлением собственного авторского видения. «Мы получаем впечатления не только из действительности, но и из видеоигр, которые становятся частью нашего опыта. Вдохновением для авторов становятся как реальный, так и виртуальный миры», — говорит Илья Шипиловских. 

Анна Снегина в своих работах исследует пространство. Художница по-разному выражает его глубину и объем на плоскости холста. Юлия Мрачая, художница, выставлявшаяся на «Маргинальной ночи», делает очень личные работы. Через рисунок она выражает свой внутренний мир в ярких образах и экспрессивной манере. Катя Лишняя создает пастелью на бумаге целые биоморфные системы с помощью плавных текущих линий.

Уральский художник Красил Макар использует традиционную урало-сибирскую роспись в современном контексте. Части народного орнамента и декора он выносит в абстрактные величины. 

«Говорить о новой живописи Екатеринбурга без этого художника невозможно. Он апеллирует к нашим архетипическим представлениям о мире и очень метко находит зацепки у широкого круга лиц», — говорит Илья Шипиловских.

Художник-каллиграф Рома Бантик представил абстрактные картины из алюминия. Напротив них — цифровая картина. Вместе они сочетаются и дополняют друг друга. 

«Рома — это пример художника, который легко относится к разным способам создания работ. Для него первичны впечатления и ощущения от материала. Картина сегодня — это плавающий, неопределенный термин, и я вполне могу считать его работы живописью», — говорит Шипиловских. 

Другой новый медиум — звуковая инсталляция Андрея Чугунова. Визуально она выглядит как телевизор перед которым висят «звукопоглощающие бафлы», как на студиях звукозаписи. На них — закодированная информация о разных звездах. Генеративная графика на экране будет как будто воспроизводить код с темных полотен.

Уроженец Нижнего Тагила Владимир Селезнев, получивший в 2019 году звание «Художник года», добавил выставке домашнего уюта и экологического сознания. На его картинах изображены разноцветные орнаментальные ковры, а в качестве холста художник использовал картонные коробки из-под печенья, овсяных хлопьев и другой крупы, которой сам питается каждый день.

Другая работа под названием «Блуждающая текстура» поддерживает тему экологичного подхода: изображение нарисовано прямо на стене арт-галереи. «Работу нельзя продать, нельзя перенести, она существует здесь и сейчас. И странно видеть ее на белой стене, она перенеслась к нам как в видеоигре», — говорит Илья Шипиловских. 

После выставки «текстура» пропадет — ее вновь закрасят белой краской, но изображение обязательно появится где-нибудь в другом месте.

Выставка «Новая живопись Екатеринбурга» будет работать с 31 января по 21 февраля в арт-галерее Ельцин Центра. Вход по билету: 100 рублей (действуют льготы). Возрастной ценз: 16+.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: