В Екатеринбурге состоялось шествие в поддержку политика Алексея Навального. Тридцатиградусные морозы не помешали тысячам горожан выйти на улицу, чтобы выразить свое мнение о происходящем в России. Не обошлось без задержаний, хотя в целом акция в Екатеринбурге прошла гораздо спокойнее, чем аналогичные в Москве и Санкт-Петербурге.
Корреспонденты It’s My City прошлись от стадиона «Динамо» до Драмтеатра и пообщались с участниками акции. Рассказываем, каким был сегодня центр Екатеринбурга — города, где людям не привыкать отстаивать свои права протестами.
Сначала «мирное шествие», каким окрестил его координатор штаба Навального Алексей Гресько, действительно было таковым. Примерно за полчаса до старта акции горожане стали собираться у стадиона «Динамо». Первое время основную часть собравшихся составляли люди в жилетах с надписью «Пресса». Пока полсотни человек слушали выступление активистки Елены Парий, как вести себя при задержаниях, полицейские грелись в припаркованных поблизости автобусах. Покой сотрудников правоохранительных органов нарушала только та же Парий, которая зачитывала им права человека из Конституции — полицейские лишь отмахивались. В толпе появился депутат екатеринбургской думы Константин Киселев.
«Пришел сюда за нашу и вашу свободу. Против правового беспредела, если говорить в общем. А если конкретно, то за Алексея Навального, которого незаконно посадили. Я думаю, что его возвращение в Россию — мужественный поступок. Считаю, что такой акцией действительно можно чего-то добиться. Мне кажется, это одна из самых массовых акций. Пока народ все подходит и подходит», — сказал Киселев.
Люди постепенно прибывали. Некоторые из них принесли плакаты. В толпе выделялся мужчина, поднявший над головой на палке синие трусы — сторонники Навального теперь используют их, чтоб высмеивать режим.
Вскоре толпа начала кричать «Уходи!» и «Свободу!» Началось движение по намеченному маршруту — в сторону Драмтеатра. К этому времени людей стало уже так много, что они не помещались на тротуаре — около полутора тысяч человек. По ходу движения колонна увеличивалась. Когда ее голова достигла гимназии № 9, хвост был в районе ККТ «Космос».
Полицейские сопровождали шествие, время от времени предупреждая через громкоговоритель, что акция незаконна. Во время движения по Плотнике собравшихся поддерживали гудками проезжающие мимо автомобилисты. Подземный переход был перекрыт силовиками.
В какой-то момент толпа разделилась, но в итоге ближе к 15 часам все собрались в сквере у Драмтеатра. Здесь стало ясно, что акция получилась по-настоящему массовой. По разным оценкам, собралось от 3 до 10 тысяч человек. Мы бы оценили число участников в 4–5 тысяч.
Против ожиданий, у Драмтеатра митингующих не встречала толпа полиции и ОМОНа, лишь двое сотрудников ГИБДД дежурили на перекрестке. Первое время люди просто занимали пространство у фонтана и пробовали все новые кричалки.
Силовики появились лишь минут через двадцать. Подъехали автобусы с зашторенными окнами — внутри бойцы в шлемах. Люди в это время скандировали: «Перемен!» Некоторые поднимали плакаты.
Тем временем акция продолжалась уже больше часа. Народ заходил греться в здания Драмтеатра и Ельцин Центра — охрана к толпе гостей относилась с пониманием, но легким беспокойством. В холле Ельцин Центра грелись общественница Ирина Саломатова и кандидат в мэры Екатеринбурга Александр Куделькин.
«Мы гадали, сколько будет людей тут. Мне кажется, сейчас уже больше восьми тысяч. Люди ничего не боятся. А вот полиция, думаю, слегка растеряна. Ждет приказа от начальства. А начальство само не знает, что делать с этими тысячами людей. Мне кажется, они надеются на команду из Москвы, после чего приступят к разгону», — сказал Куделькин.
Действительно, стоя рядом с машинами полиции, можно было наблюдать офицеров, которые переругивались друг с другом по поводу происходящего и регулярно звонили куда-то по телефону.
Вскоре из автобусов стали выходить бойцы ОМОНа со щитами. Силовики выстроились в шеренгу. Начались задержания, в первую очередь хватали людей с плакатами. Одним из первых задержали известного уличного художника Тимофея Радю, который пришел с плакатом «Мир хижинам — война дворцам».
Силовики не особо церемонились: заламывали людям руки, валили на землю. Участники акции иногда пытались отбивать своих.
Каждый раз, когда группа захвата забирала очередного митингующего, полицейских провожали свистом и улюлюканьем. Иногда в них летели снежки. Люди не стеснялись подходить к ОМОНовцам и высказывать им, что думают.
Одному из мужчин стало плохо, у него случился эпилептический припадок. К счастью, рядом нашелся врач — Артем Ижиков. Когда мужчина немного пришел в себя, его решили перенести в теплое помещение и понесли к зданию правительства Свердловской области. Однако охрана здания отказалась впустить даже врача и пострадавшего. Чтобы мужчина согрелся, другие протестующие сняли куртки и укрыли его, а сами остались в кофтах на тридцатиградусном морозе, рассказал потом Ижиков.
Полицейский по громкоговорителю объявил, что у участников акции осталось десять минут — после этого начнутся массовые задержания. Люди в ответ кричали: «Фу» и «Позор!»
У фонтана раздался хлопок, как будто взорвалась петарда. Поднялось облако дыма. Кто-то бросил дымовую шашку. Народ в панике начал убегать в разные стороны.
Сотрудник полиции напомнил по громкоговорителю, что акция незаконна, а у протестующих осталось пять минут, чтобы добровольно разойтись. В толпе перед строем силовиков показалась уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова. Она выглядела слегка растерянной. Ее вместе с толпой начали оттеснять силовики, но она не двигалась с места.
«Вот этого я не понимаю. Нет… Кто-то шашки кинул с той стороны. Из толпы. Ну, вы видите, в адрес президента орут, орут. Наверно, в других странах…», — начала сбивчиво говорить Мерзлякова, но ее слова прервал грохот щитов ОМОНа о землю.
К 16 часам людей уже оттеснили с площади у фонтана к Драмтеатру. К тому времени некоторые стали расходиться по домам. В толпе нам встретился общественник Дмитрий Москвин.
«Я здесь для того, чтобы понимать, что происходит. Признаюсь, не все лозунги толпы мне близки. Если честно, я вообще не поддерживаю Навального, но он мне интересен. Причина в том, что я не слышу от него нормальной программы. Только хорошие лозунги. Да, они кого-то могут впечатлять, но за этим нет конкретного содержания, особенно учитывая интересы регионов России. И вот то, что здесь пока вышла не сотня тысяч человек — тому подтверждение», — объясняет на ходу Москвин.
Постепенно народу на площади становилось все меньше. Самых упорных ОМОНовцы и полицейские оттеснили к пруду и выгнали на лед. Но и там люди продолжили бросаться в бойцов снежками и стыдить их криками. Нескольких человек задержали прямо на пруду, другие ушли по льду в сторону спорткомплекса «Динамо».
По данным министерства общественной безопасности Свердловской области, были всего были задержаны 14 человек. Большинство из них к вечеру уже выпустили из отделений полиции с «неарестными» протоколами. Среди тех, кто оставался в отделении полиции на момент сдачи этого текста – координатор штаба Навального в Екатеринбурге Алексей Гресько.
В целом акция в Екатеринбурге прошла более спокойно, чем в Москве и Санкт-Петербурге, и при этом была очень многочисленной, особенно учитывая тридцатиградусный мороз.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.