«Чтобы получать приличную зарплату, не надо замыкаться на одной профессии»Тестировщик, дизайнер и таргетолог — о том, как освоить новую профессию онлайн и начать зарабатывать

Тестировщик, дизайнер и таргетолог — о том, как освоить новую профессию онлайн и начать зарабатывать

1 декабря, 05:00, 2020г.    Автор: Полина Экман

Выражение «работаю в интернете» давно перестало вызывать ухмылки и удивленные взгляды окружающих. Особенно когда такие сотрудники рассказывают о своих доходах. В сеть постепенно переходят все сферы нашей жизни: согласно последним отчетам, 40% бодрствования мы проводим онлайн. А значит, и профессий, которые связаны с интернетом, появляется все больше. 

Многие из них не требуют навыков программирования или диплома инженера, только желание работать и совершенствоваться. В этом партнерском материале, екатеринбуржцы совместно с образовательной платформой Нетология рассказывают о том, как они нашли свое призвание в сфере диджитал. 

— У меня нет классического образования, я самоучка: после девятого класса переехал в Екатеринбург из Ивделя, поступил в колледж на прикладную информатику. В то время я не особо задумывался о своем будущем и о выбранной специальности. Интерес к визуальному оформлению у меня был всегда — мог помочь друзьям создать какие-то флаеры и буклеты, так набирался опыта. Однажды я попал на выставку лучших выпускных работ колледжа и меня это обескуражило. Судя по проектам студентов, учили их в обратную сторону: это был такой антидизайн. Я подумал, что преподаватели оторваны от профессии и неосознанно передают это ученикам. 

Несколько лет я работал дизайнером на фрилансе, такой опыт позволяет развить коммуникативные навыки — я понял, как ведут себя заказчики «от и до», и эти знания помогают мне до сих пор. Но формат несет в себе и негативные стороны — отсутствие качественной обратной связи. Заказчики, которые пользуются услугами фрилансеров, зачастую не имеют опыта развития цифровых решений, многие проекты не реализуются — получается замкнутый круг, где вы вращаетесь вокруг нерабочих идей. 

Поэтому я понял, что для развития нужны менторы — те, кто могут дать фидбек, покритиковать где нужно, где-то похвалить. Подобная помощь необходима как начинающим, так и опытным специалистам. На начальных этапах можно просто ориентироваться на тех, кто близок по духу. Дизайнеру с опытом нужно общаться внутри сообщества — посещать лекции, знакомиться на мероприятиях по теме. Благодаря поддержке верный путь найти проще.

Мы в Pragmatica занимаемся цифровым дизайном: создаем сайты интернет-магазинов, компаний, разрабатываем сервисы — обеспечиваем визуально-проектировочное решение для бизнеса и продуктов. Я не могу сказать, что направление простое, надо постоянно развивать свои навыки: каждый день стараться создавать картинку или страницу сайта. Если нет заказов за деньги, просить у друзей. Нет друзей — придумывать. А если фантазия кончилась, можно брать уже существующие и переверстывать, как это делал Игорь Штанг в блоге «Переверстка». 

Не стоит опираться на программы, мне кажется, если дизайнер хороший, он сможет и в Paint рисовать. Обычно цифровые дизайнеры используют онлайн-сервис для разработки интерфейсов Figma — его легко освоить, разобраться можно за несколько часов. Намного важнее обрести чувство потока: в юности я рисовал граффити и мог скрупулезно выводить одну букву часами, это сосредоточение помогает оттачивать мастерство. 

Тем, кто только хочет освоить профессию, я бы посоветовал книгу «Дизайн привычных вещей» Дональда Нормана — хорошее пособие для новичка о философии дизайна. Для углубления в визуальное проектирование можно обратиться к электронному учебнику «Типографика и верстка» Артема Горбунова. Автор наглядно объясняет, как добиться аккуратной и плотной верстки сайтов и сервисов. Из видео мне нравятся YouTube-лекции проектов «Дизайн-выходные» и Design Prosmotr, где опытные специалисты делятся знаниями, которые будут полезны новичкам и тем, кто давно в сфере.

Да, курсы могут научить дизайну и найти работу после них реально, но главное — не останавливаться: продолжать впитывать в себя лучшее и худшее в этой сфере. Я, например, постоянно обращаю внимание на окружающую среду; наверное, лучшие свои работы я сделал после поездки в Париж. Там я гулял, обращал внимание на афиши, развивал насмотренность. Если нет возможности путешествовать — все есть в интернете, надо только расширять свой кругозор. Даже просто гуляя возле дома, можно обращать внимание на повседневные предметы и размышлять: «А почему они именно такие?»

— После школы я пошел учиться в университет на «Мехатронику и робототехнику», но мне не понравилось. Я отчислился и на год сходил в армию, а когда вернулся, нашел работу администратора в интернет-магазине. Там я много времени тратил на обработку баз данных, в какой-то момент мне надоело это делать вручную и я стал пробовать программировать. Понял, что самому не разобраться и начал искать курсы по теме. Увидел рекламу и выбрал обучение в Нетологии по направлению «Веб-разработчик с нуля», написал свою первую автоматизацию. Теперь работу, на которую тратил по четыре часа, в день за меня выполняла программа за несколько секунд. 

После первых успехов я прошел еще несколько курсов, нашел работодателя и успешно развивался как программист. Сейчас я работаю с командой Ракеты, где мы занимается автоматизацией процессов для других компаний, например, бронированием отелей, билетов и трансферов для путешествий и командировок, а я занимаюсь поддержанием функционирования этих систем.  

Программистом может стать любой человек, но должно быть желание и способность к абстрактному мышлению. У меня с детства была тяга к математике и физике, это помогло быстрее влиться в процесс. Но не могу сказать, что обучение давалось мне легко, сначала приходилось дополнительно сидеть, вникать в тему, казалось, что вообще ничего не понятно. Терпения для учебы надо очень много. Нужно полное погружение в информатику, чтобы разбираться в сложных системах взаимодействий между программами, компьютерами и людьми.

На программиста сложнее всего учиться, но вакансий больше, чем у других профессий в IT-сфере. Поэтому я бы посоветовал обратить внимание на профессии дизайнера и тестировщика. Начинающему дизайнеру сложнее найти работодателя, но сама профессия не требует углубления в информатику. Вполне хватит знаний продвинутого пользователя ПК и терпения. На тестировщика легче всего отучиться и проще найти работодателя. К тому же всегда можно вырасти в программиста. 

Тем, кто только ищет себя, могу посоветовать почитать исследование успешных кейсов по теме «Войти в IT» на Хабре, а в блоге Феликса можно узнать, какие знания должны быть у начинающего программиста. Чтобы стать профессионалом в любой сфере, надо постоянно читать, учиться и совершенствовать свои навыки. А для этого надо найти, то что драйвит и приносит удовольствие.

— На первых курсах университета я помогала организовывать конференции и другие мероприятия. Работа волонтером на событиях связана с общением с коллегами и посетителями. В какой-то момент мне сказали: «Мероприятие у нас, конечно, университетское, но хочется привлекать не только студентов. Надо развивать сайт и социальные сети, чтобы приходили другие заинтересованные люди». Сначала я просто делала посты в социальных сетях, приглашала своих знакомых. Но потом осознала, что стоит более вдумчиво подходить к этому процессу. Начала гуглить и читать о рекламе в Facebook, VK, Instagram и других соцсетях — и пришла в таргетинг. 

Если простыми словами, таргетинг — это определение аудитории и создание рекламного сообщения с максимальной эффективностью. Ведь когда рекламу посмотрят те, кого она может заинтересовать, то и количество перешедших по ссылке будет ощутимо выше. Для того, чтобы разобраться, как это работает, мне понадобилось не много времени. Я не проходила специальные курсы, хотя, возможно, они в каких-то аспектах удобнее. Мне хотелось разобраться самой.

Я смотрела ролики на YouTube, читала статьи и применяла все на практике. Когда мне нужно было освоить «Яндекс.Директ», я быстро нашла хорошую статью в блоге Texterra по теме для новичков. Еще мне нравятся ребята из Emailmatrix, они делают суперполезные материалы и методички о том, как взаимодействовать с аудиторией, персонализировать и сегментировать письма. И на всех этапах начинающему специалисту будет полезен YouTube-канал Максима Иляхова, особенно разборы — от дизайна и текстов до площадок размещения и формата. 

На мой взгляд, профессия не сложная: ее могут освоить все, кто хоть раз пользовался соцсетями. Не могу назвать себя исключительно таргетологом — помимо этого я занимаюсь контентом и его продвижением, мне кажется, важно понимать, как все работает с разных сторон.

— В 2007 году, будучи на четвертом курсе радиофака, я понял, что пора искать работу и увидел должность тестировщика на полставки. Хотя в той компании была потребность в подобном специалисте, там не особо понимали, кто это такие, поэтому решили взять студента «за еду». Наставника у меня не было, не было и уверенности в качестве моей работы. Постепенно я начал читать книжки и пробовать что-то делать. Спустя некоторое время перешел в компанию крупнее, но ощущение, что можно решать задачи лучше, осталось. Стал изучать английскую литературу по теме, это оказалось более эффективно. Методом проб и ошибок оказался в Контуре. Сейчас я руководитель отдела тестирования в Контуре, помимо тестирования продуктов, отвечаю за найм сотрудников и эффективность их работы.

Объяснить, кто такие тестировщики, проще всего на примере. Представьте приложение для вызова такси — там можно заказать машину, рассчитать маршрут, заплатить за поездку, отслеживать ее в реальном времени, оставить чаевые и не только. Тестировщик должен продумать возможные сложности — задавать вопросы: «Что будет, если телефон разрядится, пока я жду такси? Оно приедет?» или «А что произойдет, если на карте недостаточно денег?» и так далее. Также специалист должен провести соответствующие эксперименты для проверки функций и отработки возможных ошибок путем симуляции использования. После тестировщику нужно отсортировать важные ошибки до неважных и предоставить отчет разработчику.

Тестировщиком может стать человек с любым бэкграундом, опыт в любой сфере — скорее преимущество: иногда знание работы продукта перевешивает какие-то технические навыки. Действительно это работа в сфере IT, но порог входа ниже, чем у программиста. Однако, чтобы получать приличную зарплату, надо постоянно пробовать новое и не замыкаться в рамках одной профессии — изучать бизнес, аналитику и код.

Сегодня за полгода обучения на курсах или самостоятельной подготовки можно дорасти до junior-тестировщика. Курсы ценны коммуникацией с преподавателями — они проверяют, как ты применяешь теорию на практике. У меня на работе был случай: парень пришел устраиваться, но знаний было недостаточно. Мы попросили подготовиться и научиться использовать полученные знания. Спустя полгода снова пришел, а прогресса никакого. Заниматься нужно постоянно и никаких курсов не достаточно для получения профессии — должно быть желание.

Чтобы понять на практике, чем же занимаются тестировщики, можно поискать статьи на портале Software-Testing.RU, там есть обзоры курсов, блогов и книг по теме. Для полного погружения можно читать книги «Lessons Learned in Software Testing» Сэма Канеры (если постараться, ее можно скачать в интернете) и «Практическое руководство по тест-дизайну» Ли Коуплэнда. Единственное, стоит учитывать, что большая часть книг не переведена на русский язык.

В 2013 году мы с коллегами создали площадку для общения тестировщиков в офлайне — сообщество Ural Testers Club. У нас есть сайт и чат, мы стараемся добавлять только тестировщиков, которых знаем лично, чтобы не было потом спама по вакансиям. Мы ходим в гости по компаниям: Контур, Яндекс, JetStyle и другим, чтобы узнать, как они живут, познакомиться с условиями труда в разных местах. Также устраиваем соревнования — предлагаем компаниям протестировать бесплатно новый продукт в обмен на призы. Я сначала думал: «Блин, я же всю неделю работал и снова прихожу заниматься тем же». А на самом деле появляется такой азарт, все команды сидят, невзирая на обед и отдых, и их не отогнать! Так мы стараемся поддерживать тестировщиков Екатеринбурга и формировать качественную профессиональную среду.

Для начала разберитесь, что вам интересно, чем вы хотите заниматься. Это самое главное.

Изучите предложения на рынке труда, чтобы понимать, какие компетенции и навыки ценят работодатели — детально посмотрите на требования вакансий, которые вам нравятся. А еще важно, что современные профессии в сфере диджитал позволяют работать удаленно в любой точке мира. Вы легко можете из Екатеринбурга или любого другого региона России работать на международную компанию из Европы или США.

Если вы пока не определились, к чему лежит душа, можно пройти бесплатный профориентационный курс, на котором эксперты-практики расскажут про востребованные направления на рынке и зарплаты начинающих специалистов, а также дадут понятные инструкции, как и чему стоит учиться. 

Партнерский материал.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: