BAZAR VOKZAL и другие идеиАльтернативы «Золотому» автовокзалу в Екатеринбурге: проекты учеников главного архитектора города

Альтернативы «Золотому» автовокзалу в Екатеринбурге: проекты учеников главного архитектора города

1 декабря, 05:00, 2020г.    Автор: Дмитрий Колезев

В Екатеринбурге в микрорайоне Ботанический идет подготовка к строительству первой очереди торгового центра и автовокзала «Золотой». Застройщиком выступает компания «Малышева 73», владелец ТЦ «Гринвич» и «Пассаж». Как уже случалось в проектах «Малышева 73», архитектура будущей постройки вызвала споры и недовольство части горожан. Отдельно застройщика критикуют за планы по сносу довоенного здания аэропорта «Уктус». 

Главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков предложил своим студентам в Уральском государственном архитектурно-художественном университете подумать над альтернативным обликом торгово-транспортно-пересадочного узла (ТТПУ) «Золотой» и предусмотреть в проектах возможность сохранения здания аэровокзала. В результате студенты выполнили несколько курсовых работ с эскизами и описаниями концепций. Андрей Молоков передал работы It’s My City для публикации.

По его словам, так как пока идет лишь начальный этап строительства первой очереди «Золотого», еще есть возможность продолжить дискуссию об облике торгового центра и автовокзала, который станет одним из самых заметных объектов в Ботаническом микрорайоне. Компания-застройщик «Малышева 73» с этим не согласна: там считают дискуссию невозможной, а попытки ее возобновления — «диверсией и угрозой бизнесу».

Первая работа, выполненная студентами Андреем Артамоновым и Елизаветой Тырышкиной, называется «Серебряное копытце». «Концепция проекта заключается в создании уникального образа, основанного на сказе П. П. Бажова, — говорится в описании. — Внешний облик и структура проектируемого объекта, следуя сюжету произведения, представляют собой Уральские горы и россыпь драгоценностей, разлетевшихся от удара копытца».

Придумывая форму здания, студенты использовали в качестве референса гипсовый слепок, который бросили на пол и раскололи на части. 

Всю территорию комплекса студенты предложили связать пешеходной осью-пандусом, которая также обеспечит соединение комплекса с набережной Исети.

Проект предполагает сохранение здания аэровокзала «Уктус» и создание там музея авиации. 

Автор этого проекта, студентка Ксения Золотая, предложила построить торговый центр в стиле неоклассицизма. Использование этого стиля позволит гармонично вписать в облик нового ТТПУ старое здание аэропорта «Уктус», считает автор проекта. В этом варианте старое здание предлагают отдать под краеведческий музей.

Важная особенность этого проекта — наличие большого количества открытых общественных пространств, в том числе на просторной площади перед ТТПУ и на эксплуатируемых кровлях с озеленением. 

Кроме того, просторное общественное пространство предлагается разместить в атриуме торгового центра.

Авторы следующего проекта, студенты Максим Клайн и Ярослав Семенищев, предлагают придать новому комплексу более естественные «природные» формы, а также дополнить его высотной частью.

В этом проекте здание аэровокзала также сохраняется, для него предусмотрена рекреационная функция.

Четвертая концепция называется NEZOLOTOY — подразумевая, видимо, что она полностью противоположна проекту, реализуемому «Малышева 73». В этом случае авторы, Татьяна Калюжная и Ксения Седачева, предлагают идею «слияния природы и человеческого масштаба», «вплетения архитектуры в повседневную жизнь горожан».

В пояснении студентки пишут, что вдохновлялись работами архитектора Фрая Отто, который известен использованием облегченных материалов, подвесных и тентовых конструкций. Этот проект также предусматривает сохранение здания старого аэровокзала.

Студентка Анастасия Филатова решила сделать ТТПУ более «зеленым», памятуя, что он находится в Ботаническом микрорайоне. «Четырехэтажное здание органической формы состоит их пяти объемов, имеющих мягкие „листообразные“ формы разной высоты, соединенные единой платформой», — поясняет она.

В этом проекте также есть высотная доминанта — гостиница и бизнес-центр.

«Основная идея — создание пространства нового уровня: открытого, светлого и проницаемого. Внутренние торговые зоны не примыкают к фасадам, а создают отдельные торговые „островки“, что позволяет прокладывать пути передвижения людей вдоль стеклянного фасада. Большие площади светопрозрачных и полупрозрачных конструкций виртуально объединяют внутреннее пространство с внешней средой, при этом увеличивается естественная освещенность помещений. Также солнечные лучи поступают в интерьер благодаря остекленным световым колодцам и атриумам», — сказано в описании проекта. И здесь здание аэровокзала интегрировано в новый торговый центр.

Проект Анатолия Токарева также имеет «природный» акцент. «Каждая зона — это лепесток или чаша, в сердцевине каждой — колодец, предусмотренный для проведения коммуникаций и проникновения в комплекс естественного освещения. Также колодец — это своеобразный купол, под каждым находится богатая растительностью оранжерея. Вместе плавные формы лепестков (чаш) огибаются элементами связей, формируя бионическую мягкую форму», — объясняет задумку автор.

Студент Константин Маркин представил, пожалуй, наиболее проработанную концепцию — хотя ее архитектура может показаться не столь яркой, как у «конкурентов». Студент изучил историю развития территории, выявил ключевые проблемы, разработал схему благоустройства и т. п. В разработке архитектурного образа молодой архитектор, по его словам, «вдохновлялся традиционными женскими головными уборами и прическами». Если говорить просто, то ТТПУ похож на гигантскую косичку.

В этом проекте в здании аэровокзала также предлагается сделать музей.

Автор проекта Birth of a butterfly Екатерина Германюк вдохновлялась процессом рождения бабочки и работами архитектора Сантьяго Калатравы. В плане объект имеет очертание гусеницы, а ажурная оболочка создает «крылья». 

Студентка Алена Репина предложила концепцию «Бегущая строка»: «Форма словно состоит из множества элементов с электронными устройствами, предназначенными для отображения текстовой и графической рекламы, — поясняет она. — Также „Бегущая строка“ — это система пандусов, которые предусмотрены для людей с ограниченными возможностями и велосипедистов». Здание аэровокзала оказывается как бы под навесом фасада нового ТТПУ.

«Подобная дискуссия невозможна, когда уже есть разрешение на строительство и инвестор вовсю занимается реализацией проекта, процесс инвестирования запущен, — сказал It’s My City представитель компании „Малышева 73“ Илья Клюжин. — Созданы и оплачены контракты по поставке металлоконструкций, элементов под представленный публично фасад будущего ТТПУ „Золотой“».

Нынешний проект «Золотого» разрабатывал екатеринбургский архитектор Владимир Громада, также проектировавший «Пассаж» и «Гринвич».

Попытку главного архитектора Екатеринбурга Андрея Молокова возобновить дискуссию о внешнем виде «Золотого» Илья Клюжин оценил как «диверсию и угрозу бизнесу». «Это нарушает инвестклимат, когда согласованное проектное решение на стадии реализации начинает подвергаться обструкции официальными лицами», — сказал он.

«В связи с этим хочется напомнить, что подобную же позицию занимает прокуратура Екатеринбурга и суд. Муниципальные власти не должны согласовывать внешний вид всех новых объектов строительства. Есть удовлетворенный городской думой Екатеринбурга протест прокурора города Светланы Кузнецовой, требующий отмены нормы, обязывающей застройщиков согласовывать с мэрией архитектурно-градостроительный облик объектов во всех территориальных зонах. В связи с этим любые альтернативные действия официальных лиц в обход установленных законных процедур мы рассматриваем как попытку давления», — говорит Клюжин.

«Хочется отметить, что сегодня, несмотря на все трудности, которые преподнес нам всем 2020 год, „Общество Малышева 73“ продолжает реализацию проекта по строительству торгово-транспортно-пересадочного узла „Золотой“ с автовокзалом. Осенью наша компания приступила к модернизации дорожной инфраструктуры вокруг строящегося объекта, а именно к уширению проезжей части Объездной дороги со строительством моста к новому автовокзалу, строительству нового подъезда „прокола“ с ул. Белинского. Также планируется соединение со станцией метро „Ботаническая“. В первую очередь, должна быть обеспечена транспортная доступность нового транспортного узла, это определяет успешность проекта и удобство для людей, именно этому „Общество Малышева 73“ уделяет особое внимание в реализации проекта, учитывая опыт, полученный в „Гринвиче“», — заявил Клюжин.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: